Походы на байдарках. Опыт бизнеса из села
perfume007 — 14.02.2019 В 2012 году Инга Усачёва из Республики Коми зарегистрировала туристический центр. Сейчас он работает по десяти направлениям, одно из них — однодневные походы на байдарках. Они проходят с конца мая по сентябрь. Мы узнали у Инги, что нужно для организации туров на байдарках и сколько можно на этом заработать. Инга родом из села Корткерос. Там живет всего 5000 человек, средняя зарплата жителей — 18 000 рублей. Из крупных предприятий в селе — молочный завод и лесопункт. Чтобы найти работу, молодежь уезжает из села в ближайший крупный город — Сыктывкар, столицу Коми. Там зарплаты выше: в среднем 27 000 рублей. После школы Инга тоже вынужденно уехала в Сыктывкар.О создании турцентра она начала думать в университете, когда искала тему для дипломной работы. Инга решила, что Корткеросский район — подходящее место, чтобы развивать туризм. Это живописное место с лесами, где растут вековые деревья, и реками, по которым удобно сплавляться. В детстве Инга каждое лето проводила на байдарках вместе с отцом.
Инга написала диплом о перспективах создания туристического центра и успешно его защитила. После университета она прикинула, что для организации походов на байдарках у нее есть главное: опыт в водном туризме и инструктор, который будет вести группы на воде — ее отец. Для походов Инга купила 3 байдарки и 6 весел. Комплект из байдарки и двух весел стоил 56 600 Р, всего она заплатила 169 800 Р.
Байдарки Инга заказала в интернет-магазине известной компании — решила, что так будет надежнее. Выбрала современную модель с усиленным корпусом и надувными сидениями. Байдарка с пластиковым или композитным корпусом прослужит дольше, чем надувная.
Инга выбрала байдарки с надувными сидениями, чтобы туристам было удобнее сплавляться. На жесткой поверхности тяжело сидеть несколько часов подряд — затекают ноги и спина
Также Инга приобрела 15 спасжилетов. Каждый стоил в среднем 1500 рублей. Жилеты должны соответствовать ГОСТ 22336-77, чтобы удерживать человека на воде до 6 часов, поэтому лучше покупать их в специализированном магазине. При покупке важно проверить, чтобы на жилете была маркировка. В маркировке черной краской указывают товарный знак предприятия-изготовителя, месяц и год изготовления жилета, клеймо технического контроля предприятия-изготовителя, обозначение госта. Маркировку могут нанести в разных местах спасжилета, в том числе на груди.
Согласно госту, спасательные жилеты должны быть оранжевого цвета, но у Инги спасжилеты двух цветов: оранжевого и камуфляжного. Претензий от проверяющих органов пока не было
Всего на байдарки и спасжилеты Инга потратила 200 тысяч рублей. С годами ей пришлось вложить в оборудование еще 120 тысяч. На эти деньги она купила прицеп, одну байдарку и около пяти дополнительных спасательных жилетов для взрослых и детей — на туры стало ездить больше людей. Также Инга купила спортивный инвентарь: во время остановок туристы играют в бадминтон и волейбол.
Сначала Инга перевозила байдарки на самодельном прицепе. Зарегистрировать его в ГИБДД оказалось сложно — для этого нужны документы, которые подтверждают его безопасность. Их можно получить после экспертизы в аккредитованной испытательной лаборатории. В итоге Инга купила заводской прицеп за 62 000 рублей и без проблем зарегистрировала его в ГИБДД. Процедура такая же, как и при регистрации автомобиля. За аренду помещения, где хранятся байдарки и прицеп, Инга не платит — она держит их в своем гараже. Затраты на покупку байдарок и оборудования у Инги окупились в течение трех лет.
Налоги
Для ведения бизнеса Инга зарегистрировала ИП, она платит налоги по патентной системе налогообложения — 6000 Р ежегодно. Патентная система подходит только под однодневные туры. В других регионах стоимость патента может отличаться. Также Инга отчисляет страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонд обязательного медстрахования — 35 634 рубля.
Онлайн-кассу предпринимательница не использует. Вместо этого она заключает договоры с экскурсантами и выдает им бланки строгой отчетности — это альтернатива кассовым чекам.
Регламенты и безопасность
За ремонт байдарок отвечает отец Инги — он проверяет оборудование перед началом сезона и после каждого сплава. Он смотрит, чтобы весла, корпус и каркас байдарки были целыми, а спасательные жилеты — исправными. Байдарка с поврежденным корпусом может перевернуться. Недавно такой случай произошел в Мурманской области: мужчина перевернулся на байдарке и час провел в воде. Спасатели его вытащили.
Еще Инга должна соблюдать регламенты двух ведомств: МЧС и ГИМС — Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Специалисты управления сами приезжают к владельцу и проверяют, в каком состоянии его байдарка. Если все в порядке, то ее поставят на учет.
Сотрудники МЧС проверяют байдарки перед каждым сезоном: смотрят на техническое состояние и контролируют, чтобы в каждой из них были спасжилеты, весла и свистки. Свисток нужен, чтобы турист в любой момент смог привлечь к себе внимание людей и позвать их на помощь.
После проверки каждому плавсредству ставят одну из трех оценок: «годное», «ограниченно годное», «запрещенное к пользованию». Если состояние «годное», владельцу выдают талон о техническом освидетельствовании. Если судно запрещено к использованию, владельцу нужно устранить ошибки, на которые указали инспекторы, и пройти освидетельствование еще раз. В Республике Коми техническое освидетельствование бесплатное. А например, жители Татарстана платят госпошлину — 60 рублей.
Техпаспорт на маршрут
Перед началом сезона Инга составляет технические паспорта для своих маршрутов и регистрирует их в ГИМС и МЧС. В паспорте она указывает протяженность маршрута, максимальное число туристов и перечень необходимого снаряжения. Отдельный паспорт на каждый тур не нужен. С каждой поездки Инга делает отчетные звонки в МЧС — в соответствии с рекомендацией ведомства. Если что-то случится, специалисты смогут быстрее прийти на помощь.
Предпринимателя могут проверить и во время похода. Так было у Инги — патрульный катер подъехал к ее экскурсантам и спросил, все ли у них в порядке. Специалисты пересчитали туристов и убедились, что их сопровождает организатор. За шесть лет работы было около десятка таких случаев. За нарушение правил безопасности предпринимателя и туристов могут оштрафовать. Физическое лицо — на сумму от 300 до 500 рублей, должностное — от 500 до 1000 рублей. У Инги штрафов никогда не было.
В техническом паспорте Инга дополнительно указывает меню, но это необязательно. В этом документе меню примерное
Организация тура
Тур на байдарках начинается в Сыктывкаре — утром автобус Инги забирает экскурсантов и везет их на место сплава в село Корткерос. Там они слушают инструктаж по технике безопасности, завтракают и отправляются в путь. Через 7 километров они останавливаются на песчаном берегу, где туристы отдыхают, купаются в реке, загорают и играют в волейбол и бадминтон. В это время координатор маршрута готовит обед для экскурсантов, также гости могут пожарить шашлыки — Инга предоставляет мангал и угли.
После обеда туристы участвуют в мастер-классе по изготовлению кукол в национальном стиле. По словам Инги, людям интересно увозить с собой домой вещь, которую они сделали своими руками. Затем экскурсанты идут на байдарках еще 5 километров, причаливают к берегу и заходят в лес: фотографируются в роще с вековыми деревьями, собирают грибы, ягоды и цветы. После этого группа возвращается в город.
Клиенты
Туры покупают городские жители, преимущественно люди из Сыктывкара. Клиенты Инги — это люди старше 25 лет, семьи с детьми или молодые пары. Первыми экскурсантами стали знакомые.
У Инги нет расходов на рекламу. Клиентов она привлекает сама с помощью группы во Вконтакте и сайта-визитки. Помогают местные СМИ: о предприятии бесплатно рассказывают в репортажах местного телевидения. Эти ролики оплачивают городские и региональные власти, которые хотят таким образом популяризовать внутренний туризм.
Чтобы удержать экскурсантов, предпринимательница предлагает им и другие туры. Например, зимой популярна однодневная экскурсия в Ульяновский монастырь. Еще клиентам нравится сказочный 12-часовой тур «Аныбские забавы», который проходит по старинному селу Аныб. Там гости посещают ферму и мастер-классы по выпечке шанег и созданию глиняных игрушек.
В основном Инга продвигает свои туры с помощью группы во Вконтакте. Но у нее есть и сайт-визитка, который дублирует информацию из группы.
Прибыль
Почти половина от общей суммы расходов на один тур — это затраты на транспорт для гостей. Аренда автобуса и машины с прицепом обходятся в среднем в 10 000 рублей на 10—15 человек. Инга арендует автобусы и автомобили у индивидуальных предпринимателей по договору фрахтования. Контракт необходим, чтобы предприниматель нес юридическую ответственность в случае чрезвычайной ситуации на дороге.
На продукты уходит около 2500 рублей за тур. Инга закупает продукты по меню, утвержденному в техпаспорте: она готовит суп и второе блюдо, берет овощи или фрукты, хлеб, сыр и колбасу, чай. Часть провианта берут гости.
На гонорары сотрудникам уходит 4000 рублей за тур. В сезон у Инги работают два человека — инструктор и координатор. Иногда она сама работает координатором. Инструктор организует поход, ведет группу по маршруту и следит, чтобы правила безопасности соблюдались. Координатор готовит еду для туристов, проводит творческие мастер-классы, помогает инструктору следить за безопасностью экскурсантов. Инга платит сотрудникам сдельно, по договору ГПХ — 2000 Р за день похода. За один тур Инга получает 24 700 рублей. С учётом всех расходов прибыль составляет 6150 рублей.
Расходы за один тур из 13 человек — 18 550 Р
Трата Стоимость
Аренда автобусов и машин для перевозки людей и байдарок 10 000 Р
Оплата работы координатора 2000 Р
Оплата работы инструктора 2000 Р
Расходы на питание и одноразовую посуду 2500 Р
Отчисления в фонды на себя 1750 Р
Налоги 300 Р
За сезон при хорошей погоде в туры можно съездить 20 раз. Инга возит гостей только по выходным дням — если устраивать туры каждый день, то группа из 10—15 человек не будет набираться, и Инга будет работать в убыток. В среднем Инга зарабатывает от 110 до 120 тысяч рублей за один сезон. В Республике Коми средняя зарплата — 25 тысяч рублей, то есть Инга получает месячную прибыль на уровне средней зарплаты в регионе. Но если бы у нее не было других туров, она бы не могла рассчитывать на стабильный доход.
Особенности
Экскурсионный бизнес зависит от погоды: если тепло и солнечно, то группа набирается легко. В плохую погоду идти в поход опасно. Иногда клиентов приходится уговаривать: многие новички боятся сесть в байдарку в первый раз и просят вернуть их в город. Инга терпеливо объясняет, что бояться нечего — и в конце похода ее благодарят. Пока никто из клиентов не отказывался от тура.
За экскурсантами нужно присматривать — например, чтобы никто не пил алкоголь. Пьяный человек легко может утонуть. Если что-то случится в походе, рассчитывать нужно будет прежде всего на себя и свою подготовку.
Однажды у девушки случилась аллергическая реакция на крем от солнца — у нее сильно опухли руки. Группа была на острове, и населенных пунктов рядом не было. Все закончилось благополучно: Инга отвела девушку к реке и смыла аллерген, пострадавшую спрятали в тень, а руки закрыли тканью. По закону предпринимательница не имеет права оказывать первую помощь и давать гостям лекарства.
Клиенты охотнее идут в поход, если предложить им не просто сплав, а какие-то дополнительные развлечения. Спортивные игры во время остановок и мастер-классы по созданию кукол помогли Инге привлечь больше клиентов. Группы будут набираться не всегда. Выход — нарабатывать клиентскую базу и прозванивать старых клиентов, когда гостей будет не хватать.
Сколько стоит открыть бизнес и возить туристов на байдарках
Запуск, 2012 год — 198 450 Р
Трата Стоимость
3 байдарки и 6 весел 169 800 Р
Спасательные жилеты, 15 штук 22 650 Р
Патент на год работы 6000 Р
Дополнительные расходы, 2013 год — 121 300 Р
Трата Стоимость
Прицеп, еще одна байдарка, жилеты, спортинвентарь 120 000 Р
Постановка прицепа на учет в ГИБДД, госпошлина 300 Р
Регистрационный знак для прицепа 1000 Р
Источник
Добавиться в друзья можно вот
тут
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку
ниже:
|
</> |