"Жизнь и приключения Николаса Никльби" 2001 г. — старая добрая Англия


Иногда приятно посмотреть исторический костюмированный фильм, и окунуться в старую добрую Англию викторианской эпохи. «Жизнь и приключения Николаса Никльби»2001 года — именно такой фильм. Главное, не путать его с другим фильмом 2002 года, который «Николас Никльби» — тот фильм сильно проще, и снят на успехе первого.
Начавшийся похоронами и закончившийся свадьбой, фильм, конечно, блестящий, всю дорогу держит в напряжении, хотя само повествование у Чарльза Диккенса куда более размеренное. Казалось бы, простая история парня-учителя, отец которого разорился и теперь нужно самому пробиваться в жизни...но смотреть интересно. Отдельное спасибо хочется сказать главному герою Джеймсу дАрси, который сыграл Николаса Никльби — за точное попадание в диккенсовский образ.

Фильм даже чисто композиционно выстроен красиво: он начинается с зимнего пейзажа, на фоне которого происходят похороны отца Николаса Никльби, а закончится летним со свадьбой. Полная противоположность пословицы — «Начали за здравие, закончили за упокой»
Но — к делу! Отец Николаса разорился и умер, и он с матерью и сестрой Кейт остался без дома и вынужден обратиться к брату отца Ральфу Никльби, который живёт в Лондоне. Дядюшка — ростовщик Ральф, почему-то всю жизнь недолюбливал «романтика»-брата, решил отыграться на его семействе. Я не читала у Диккенса именно этого произведения, и если кто читал — подскажите, в чём тайна Ральфа и почему он ненавидит брата.
Ну а то, что ненавидит, начинаешь понимать из содержания. Дядя упрекает Николаса, что тот приехал сидеть на его шее, и — определяет его на службу. Учительствовать в некоей «академии», которой руководит некто Сквирс. Сначала кажется, что дядя помогает, пока не видишь эту «школу» и этого Сквирса.
И Николас не настораживается, почему лондонский дядюшка устраивает его работать не в своём городе, а посылает в йоркскую сельскую школу. Ну и школа соответствующая: кошмарное место, где у Сквирса сильно пьющая жена, толстая страшная дочка Фанни ( хотя скажу сразу: любовная «игра» этой Фанни — актрисы Дэбби Чейзен — украшает весь фильм) и такой же сынуля, напоминающий сводного брата Гарри Поттера. Николаса толком не кормят, но справедливости ради — они не кормят и детей из этой «академии». У Диккенса вообще много мотивов плохих школ и работных домов, где не кормят детей — вроде той, где пропадал другой его герой Оливер Твист.

Там же Николас встречает несчастного парня с задержкой в развитии по имени Смайк. Тот вырос в школе Сквирса, его не кормят, бьют и всячески издеваются. И в один из моментов Смайк решил сбежать: Сквирс решил забить его до смерти, и Николас вступился за него, и избил Сквирса. Пришлось Николасу уехать в город вместе со спасённым им Смайком.
Разозленный дядя Ральф клянется уничтожить племянника, и Николас смело принимает вызов. Он оставляет на попечение дяди мать и сестру, и — уезжает искать счастья в Портсмут, где становится актёром театра.
Впрочем, сестре Кейт дядя Ральф помогает столь же странно:
вместо того, чтобы дать ей денег, он пристраивает её на работу к
некоей модистке госпоже Мандолини. Та принимает девушку на работу,
её помощница начинает ненавидеть хорошенькую Кейт. Но муж Мандолини
— растратчик: хозяйка из-за долгов вынуждена продать ателье
помощнице, и та выгоняет Кейт.
Дядюшка по этому поводу не ругается: ведь это он разорил мужа
Мандолини. Зато решает представить Кейт как свою племянницу богатым
юношам Лондона. У него есть идея выдать её замуж за лорда
Верисофта, но его товарищ Марбери Хоуп начинает грубо приставать к
девушке. И что интересно, дядя молчит и потворствует Хоупу, когда
он валит Кейт на бильярдный стол и задирает ей юбку. Нет,
изнасилования не произойдёт — всё же викторианская эпоха. Но
закончится тем, что лорд Верисофт и этот Марбери вызовут друг друга
на дуэль, как Онегин и Ленский. Кстати, лорд окажется крайне
похожим на пушкинского Онегина. И вот вопрос: а точно ли дядюшка
таким макаром хотел выдать Кейт замуж? Или — просто продолжает
мстить детям брата?

Узнавший о проблемах Кейт, Николас возвращается из Портсмута, бросая актёрское ремесло. Он пытается вызвать на дуэль Хоупа, но лорд опережает его, и теперь Николасу придётся оставаться в Лондоне, чтобы не бросать мать и сестру. Он ищет работу здесь, и — ему улыбается удача: его берут к себе клерком братья Череби. К ним тоже суётся дядя Ральф, желая помешать счастью Николаса, но те прогоняют злого дядюшку. Здесь Николас влюбляется в прекрасную девушку Маделейн Брей. Братья Череби опекают мисс Брей, хотя отец её растратчик и сидит в долговой тюрьме, а Маделейн в той же тюрьме и живёт. Николас по просьбе Череби покупает у Маделейн акварели, чтобы хоть как-то финансово поддержать девушку.

Ну а дальше на сцену выходит старый каторжник, который шантажирует дядю Ральфа: оказывается, у того есть сын, и сын этот — спасённый Николасом Смайк. Между тем и у Маделейн есть тайна: как выяснилось, она богатая наследница, её завещание украл один старик и сам хочет на ней жениться. Маделейн соглашается на брак со стариком, надеясь вытянуть из тюрьмы отца...и по счастью, отец прямо перед её венчанием умирает. Кстати, и у реальной Маделейн есть тайна — её играет актриса Кетерин Холм ( не путать с Кэти Холмс). У неё нет фото во всём Интернете, о ней нет никаких сведений, и даже непонятно жива ли она. Что это за тайна?

Смайка очень жалко: он умирает, по всей видимости, от чахотки. А вот остальные герои фильма обретут счастье, как это и водится в викторианских историях. Николас женится на Маделейн, а Кейт выходит замуж за Фрэнка, наследника братьев Череби.
Фильм классный, и посмотреть его явно стоит. Хотя бы затем, чтобы ещё раз окунуться в атмосферу доброй старой Англии, где каждый дворянин ведёт себя как джентльмен, и — Добро побеждает Зло.