Жил я в шумном городе Одесса, Много там блатных и фраеров
stanis_sadal — 01.01.2010журнал
"Пассаж"
мир одесситов
odessapassage
Зритель порой путает актеров. Покойного Янковского в свое время на
улице останавливали как Олега Даля, у Басилашвили просили автограф
как у Олега Стриженова, Элину Быстрицкую иногда не могли отличить
от Людмилы Чурсиной. Так уж хитро устроена человеческая память — мы
сравниваем, находим типажи, ловко подстраивая под них свои
вкусы.
Стаса Садальского никто и никогда не путал
ни с кем.
Почему?
Он просто никогда не попадал в обычную обойму пусть безумно
талантливых, но часто предсказуемых героев советских сцены и
кинематографа.
Садальский такой один.
Вот именно об этом одиночестве своего среди чужих и чужого среди
своих, мы и поговорим сегодня с любимым и настоящим артистом Стасом
Садальским, который только что вернулся из путешествия по Европе,
откуда мы его ждали, чтобы задать много самых разных вопросов
накануне Нового
года.
—
Как поездка? Каковы впечатления?
— Замечательные.
Столько евреев я не видел в Израиле, как в Карловых Варах. Они
знают, где лечиться. Там всегда одни и те же, хотя евреи и одесситы
— одно и то же практически получается, поэтому я всем рекомендую,
чтоб деньги не копили, а вкладывали в здоровье. Пили эту волшебную
водичку, Петр І и все цари, да и знаменитые люди сейчас
поднимают свое здоровье только в Карловых Варах.
— Вы
знаете, что вы тот человек, с кем непременно хочется долго,
навсегда и с удовольствием, дружить? У вас друзей
много?
— Друзей много
не бывает. Это очень много сил отнимает. Друзья, вечеринки,
гулянки… Поэтому я ограничиваю круг своих знакомых. К сожалению,
даже обижаются на меня некоторые, что во второй половине дня я не
могу выпивать, сидеть с ними за столом, очень ограничиваю
себя.
— А
Новый год отмечаете?
— Есть
обязательная штука, которую я делаю, чтобы там ни было — под
двенадцать ударов я пишу записку, поджигаю, бросаю в шампанское и
выпиваю. Делаю это уже 35 лет.
— У
вас очень меткие оценки политической действительности. Вы —
оппозиционер?
— Я человек, к
сожалению, не интеллигентный, потому что эмоциональный. Но
интеллигенция должна находиться у власти. Есть люди, которые могли
бы говорить свое слово, тот же Марк Захаров, Галина
Волчек и другие, но они все зарабатывают
деньги, молчат, боятся сказать, а ведь нет людей такого
масштаба, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сахаров, которые
смели бы высказывать серьезные вещи. Я все время говорю, что
люблю быть дураком, но не люблю, когда из меня дурака делают.
Поэтому мне жалко, что интеллигенция себя так ведет. Вообще, это
чисто русское понятие — «интеллигенция», русское изобретение. Мне
жалко, что интеллигенция как-то скудно себя ведет… В России есть
эти люди, но их все равно никто не слушает. Вот, кстати, Пахмутова,
единственный человек, который сказал, когда Ельцин ей давал орден
«За заслуги перед Отечеством» второй степени: «Я от человека,
который разрушил страну, не могу получать награду». И отказалась.
Таких людей, как Пахмутова — больше нет. Мотыль еще был. Но
им всем по 82—83 года, это старая гвардия, и она уходит… Мне
противно, что наши чиновники себя окружают холуями. Они думают, что
те их любят. Нет, не любят. Придет другой чиновник, они тут же
будут ему так же вылизывать и служить верой и правдой, а того
затопчут.
— Вы
злитесь, когда вам указывают, что можно делать, а чего
нельзя?
— Смотря, в
какой форме, очень важна интонация, с которой говорят. Не
хамская… Справедливому, полезному совету
рад.
—
Вы разбежались с Тиной Канделаки потому, что она стала особой,
приближенной к Кремлю? Вам это неприятно?
— Не поэтому.
Когда у Андрея — ее мужа начались проблемы, Тина отошла от него.
Бизнес стали кошмарить, он стал оппозиционно высказываться, а
она испугалась, что, не дай Бог, сейчас ее лишат эфира.
Канделаки осуждать тоже нельзя за это, она хочет быть… в порядке.
Она шикарная ведущая, удивительная, но просто испугалась. У него в
порядке сейчас бизнес, и отношения в семье опять стали
хорошими.
—
Вообще то, что профессиональный артист переквалифицировался в
журналиста, ведущего программ — редкость. Почему вы это сделали? Вы
собой гордитесь?
— Нет, вы
знаете, просто кто-то должен говорить. Это как было у Шварца, когда
мальчик сказал: «А король-то голый!». Актеру верят, мне верят. Я
собираю сумасшедшие залы.
—
Кого из актеров сегодня можете назвать реально талантливым
трудягой?
— Вы знаете,
сейчас правит не талант, а продюсеры. А они говорят: «Снимай
того», «Снимай этого», «Снимай «КамедиКлаб», «Того, кто по
телевизору мелькает». Паша Воля… Кто это Паша Воля? Какая-то
говорящая глиста, и никакого отношения к актерству не имеет.
Максим Галкин? Ну, это за гранью. В зале солидные люди,
Хворостовский, например, а Галкин, блеет, что-то изображает. Ой,
Боже, это какой-то дурдом! Никакого актерства. И сидят люди, с
умным видом кивают, мол, «да, да, он талантливый». Что они с ума
сошли? Ведь прекрасно все понимают, что, кроме наглости там ничего
нет. Нагло говорит и нагло блеет. Вот «Юрмалу» смотрел, это просто
за гранью. Хворостовский для меня — величина мировая, это
вселенная, сидит в зале, а перед ним блеет Максим Галкин.
Хворостовский очень доброжелательный, смеется, как бы все
нормально. Но, в принципе, он тоже понимает: «Какая страна, такие и
герои».
—
Согласитесь, что тот же «Прожекторперисхилтон» на Первом канале с
Иваном Ургантом, Гариком Мартиросяном, Сергеем Светлаковым вы вели
бы лучше, чем Саша Цекало. Ходили слухи, что Константин Эрнст вел с
вами переговоры, но вы отказались, потому что не хотите работать на
режим. Но режим ведь отдельно, а безобидный и качественный юмор в
такой развеселой троице — одно удовольствие, разве не
так?
— Я первый раз
об этом слышу. Но Цекало бездарен на самом деле, а Мартиросян мне
нравится. Цекало за что ни возьмется, у него все
мимо.
— Вы
общаетесь сегодня с Эльдаром Рязановым? Почему вы перестали
сниматься в его фильмах? — Мы работали с ним в трех
фильмах, и он очень хотел меня снимать в «Вокзале для двоих», но
Гурченко сказала: «Я не хочу, Стас — малолетка». Категорически
отказалась. И потом мы там поэпизодились.
Эмма, супруга
Эльдара Александровича, в свое время ограничила наше с ним общение.
Есть актеры, которые могут позвонить, поздравить с днем рождения
либо самого режиссера, либо его супругу, или сказать: «Вот ваша
мама сегодня родилась, я ее помню», или «С Первым мая». Мне стыдно
это делать, чтобы он не подумал, что я хочу сниматься и таким
образом намекаю, что я есть. В принципе, я хочу сниматься, я
обожаю Рязанова, и это счастье, что он был в моей жизни. Однажды
позвонил Эльдару Александровичу, Эмма взяла трубку. Слышу, он
спрашивает «Кто там?», а она: «Элик, ничего. Это из ЖЭКа звонят».
Мне стало неприятно и обидно.
—
Где играете сейчас? И вообще о занятости — вы собой
довольны?
— У меня
по 15 спектаклей в месяц, и везде «битковые» залы. Вот новый
спектакль «Декоратор любви» — сплошные аншлаги. В
Германию едем в январе с этой постановкой. Сейчас улетаю на
Урал. Еще у нас есть «Развод по-московски» и «Кто последний за
любовью?», те, что играли раньше с Ларисой Удовиченко. А потом мы с
ней расстались, и она сказала, что даже ко мне на похороны не
придет. А я говорю: «Я к тебе приду». Удовиченко даже не садится в
самолет, если я лечу, ждет двенадцать часов, чтобы лететь
следующим. Я как-то спросил у Жанны Эппле: «Почему Лариса не
садится со мной в самолет?», а она говорит: «Ей стыдно, она очень
много гадостей про тебя наговорила».
—
Говорят, что Садальский не любит ходить на похороны
друзей-артистов, потому что не верит в их уход. Это
так?
— Да, нет. Все
по-разному. Я просто похороны не люблю.
—
Надоел ли вам образ Кирпича и хотели ли бы вы вернуться в то время,
когда Говорухин снимал «Место встречи…»? Как себя ощущаете в
Одессе?
— У каждого есть
свой Чапаев. Хочешь, не хочешь, а это визитная карточка, что бы там
ни говорили. Это моя Одесса, это то, что я безумно люблю,
и я знаю, что и она меня любит. А вообще, есть такие
вещи, что даже не расскажешь об этом. Нельзя «люблю» часто
произносить. А Одесса — навсегда. Кстати,
Говорухин мне говорил, что ему никто не верил, что я артист.
Говорили, что подобрал типаж прямо с улицы. С
Молдаванки.
— Высоцкий — реально гений или герой того
времени?
— Время
показало, что — Да! Человек, который смел собственное мнение иметь.
То, что он говорил, актуально и сегодня.
Но я
никогда не хожу на вечера памяти Высоцкого. По телевизору
уйма людей на фоне его портрета говорят банальные и пошлые
вещи. Я не хочу быть вырезанным, поэтому отвечаю тем, кто
приглашает меня: «Давайте прямой эфир или платите деньги». И
специально называю неподъемную даже для федеральных каналов
сумму, чтобы случайно не согласились. Они падают в
обморок:«Мы за такие деньги Обаму позовем». Я говорю: «Так
зовите».
— Вы
не стесняетесь известности, она у вас неугасаемая. Легко ли
реагируете на оголтелых поклонников?
— Вы знаете,
тяжело бывает после спектаклей. Я ж не красавец, я характерный
актер. Но поклонница как-то тысячу роз набросала с первого по
четвертый этаж. Розы — это, предположим, для вас розы, а для меня
это мусор, вынужден нанять уборщицу, чтобы убирала, соседи
жалуются. Я в ужасе!
— Вы
понимаете, что сильно отличаетесь от глянцевых судеб многих и
многих звездных актеров вашего поколения?
— Да ради Бога!
Каждая пластинка стирается по-своему. Я помню слова Людмилы
Целиковской, моей несравненной, удивительной учительницы, она
говорила: «Давно не говорят, что я б..дь, теряю популярность». Если
о тебе не говорят, ты никто, если о тебе не пишут, ты ничто.
Играйте классику, а председателей колхозов вы научитесь играть.
Пусть пишут, что хотят. Все врут. Вот я не знаю, что мне говорить:
«Это неправда? Как так, а мы читали». Ну читали и
хорошо!.
— Вы
так и не стали откровенно своим в среде журналистов, хотя
профессиональную пригодность доказали легко, и среди актеров
держитесь особняком. Или это имидж такой? И почему вас мало
показывают по российскому «ящику»?
— Как
только вы начинаете писать то, что нравится всем, вы перестаете
быть журналистом. Я
люблю называть вещи своими именами. А потом мне говорят: «Вы
знаете, Стас, тот человек Павел Гусев, которого вы назвали
проституткой, таковой не является, он — член общественной палаты
при президенте РФ и хочет подать в суд».
Я завидую
украинцам — у вас есть свободная пресса. Почему держусь особняком?
Мне неинтересны фестивали, ходить там за еду, выше локоть,
товарищи… Мне это неинтересно.
— И
что пожелаете одесситам, которые вас очень
любят?
— Лицо —
записная книжка. Чуть-чуть чтоб всегда вверх были уголки губ, все
время чтоб улыбаться и ничего не бояться. Общаться с теми людьми,
которые вам симпатичны. Одна дверь закроется, другая откроется.
Шекспир сказал: «Мириться лучше со знакомым
злом, Чем бегством к незнакомому
стремиться! Так всех нас в трусов
превращает мысль, И вянет, как цветок,
решимость наша…». Не надо ничего бояться, все будет
хорошо!
Беседовала Юлия
Литвин