Жертва завышенных требований

топ 100 блогов yuripasholok22.09.2020 В финальный период Второй мировой войны возникла одна проблема, которая существенно затормозила развитие бронетанковой техники и, в особенности, самоходной артиллерии. Дело в том, что рост броневой защиты и огневой мощи, которые особенно сильно наблюдались в 1941-43 годах, привели к довольно щекотливой ситуации. Во-первых, нагрузка шасси подошла к пределу, и это касалось не только уже имеющихся боевых машин, но и перспективных. В результате некоторые из них с самого начала не имели ресурсов для дальнейшего развития. Во-вторых, рост мощи огневых систем шел, естественно, с ростом их габаритов. В результате получились гроссшланге, которые попросту не влезали на существующие шасси. Либо стволы торчали настолько сильно вперед, что мешали маневрированию и способствовали увеличению нагрузки на передние опорные катки.
С этой проблемой столкнулись и в Советском Союзе. База среднего Т-34 имела не безграничный запас прочности, а самое главное заключалось в том, что нагрузка шла не равномерно, а на носовую часть шасси. Так что проблемы, которые образовались в ходе начала эксплуатации самоходной артиллерийской установки СУ-100, оказались ожидаемыми. В связи с этим возникла логичная идея перекомпоновки, которая воплотилась сначала в проект СУ-100М1, а параллельно было решено сделать похожее на базе нового танка Т-44. Так на свет появилась машина, более известная как "Уралмаш-1", а официально она именовалась СУ-101. Она стала самой защищенной средней САУ военного периода, но при этом имела ряд недостатков, часть из которых оказалась врожденными. Одна из тех машин, что была лакмусовой бумажкой процессов, происходивших в советском танкостроении в 1945 году. Ну и на несколько лет вперед тоже.

Где-то примерно месяц данная самоходка, ныне стоящая в Кубинке, точно будет не доступна посетителям. Зато в конце августа ее уменьшенную копию можно было видеть на выставке Мини-Макс в Музее Техники Вадима Задорожного. Там как раз стоял собрат по несчастью - Объект 704, также отчасти ставший жертвой тактико-технических требований и хотелок военных.

Жертва завышенных требований
Жертва завышенных требований

Сама по себе идея была вполне неплохой. Предполагалось сделать боевую машину в той же весовой категории, что и СУ-100, но с кормовым расположением боевого отделения и защитой от 88-мм орудия Pak 43 L/71. В принципе, в такое вполне можно было вписаться, но случилось одно "но". Дело в том, что имелась статистика поражения боевых машин, и по ней выходило, что половина попаданий приходилось на борта. Ну а дальше заверте...

Жертва завышенных требований
Жертва завышенных требований

В результате анализа попаданий было дано указание обеспечить перспективным средним и тяжелым САУ броневую защиту бортов от всё той же Pak 43 L/71. А это означало, что бортам придали рациональные углы наклона, да еще в них накидали брони. Ну и по итогам получилось то, что получилось. Боевая масса машины достигла 34 т (на 3 тонны больше, чем базовый танк Т-44), что отчасти и привело к проблемам с перегревом двигателя. Таким, что на первых испытаниях мехвод быстро "уставал" в той бане, которую устроили в отделении управления.

Жертва завышенных требований
Жертва завышенных требований

В течение всего 1945 года на УЗТМ боролись с перегревом машины, и даже отчасти это сделать удалось. Вот только нельзя было вылечить другое. Желание защитить бортовые листы рубки от огня Pak 43 привело к тому, что существенно уменьшился объём боевого отделения. При этом обеспечить защиту всё равно не удалось, что показали испытания обстрелом. Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Жертва завышенных требований
Жертва завышенных требований

Итогом всех перетрубаций стало то, что у СУ-101 не было ни единого шанса на запуск в серийное производство. Тем более что базу Т-44 к концу 1945 года перестали рассматривать как перспективную. В общем, дальше диорам "испытания опытной машины" можно даже не задумываться.

Статья по советскому танкостроению конца войны: https://warspot.ru/17757-itogi-bolshoy-voyny

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Uber по латыни изобилие. Заимствовано из русского Уболь. Точнее,прямой переход из этрусского Оуболь,то есть качество умножения,увеличения,убольшения,добавки. Оболие это избыток, достаток во всем.от слова Больше . Opulesco по латыни богатеть,обильный . От русского Обильный . Здесь русское ...
Что вы думаете про зилёную машинку? PS она едет из одного двора в другой кдпв Tiina Heiska - финская художница ...
«С учётом запросов горожан мы разработали и согласовали с администрацией Архангельска список адресов, где будут установлены новые колонки. Все они современные и оснащены электронными чипами, которые не допустят несанкционированного потребления посторонними лицами, например, для мойки ...
Давеча, где-то в интернете, в связи со смертью очередной знаменитости в достаточно зрелом возрасте и выплеснувшихся по этому поводу наружу воспоминаний о нем, в том числе и не очень лестных для покойника, узнал, что этот человек, довольно богатый даже среднебогемного небожителя ...
Земфира развернула в Тбилиси на сцене украинский флаг. Во время исполнения одной из песен Земфире передали из зала флаг Украины. Певица взяла его и некоторое время им размахивала. После этого она привязала флаг к микрофону и продолжила выступление. Украинский флаг в руке Земфиры поя ...