Жертва завышенных требований
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
С этой проблемой столкнулись и в Советском Союзе. База среднего Т-34 имела не безграничный запас прочности, а самое главное заключалось в том, что нагрузка шла не равномерно, а на носовую часть шасси. Так что проблемы, которые образовались в ходе начала эксплуатации самоходной артиллерийской установки СУ-100, оказались ожидаемыми. В связи с этим возникла логичная идея перекомпоновки, которая воплотилась сначала в проект СУ-100М1, а параллельно было решено сделать похожее на базе нового танка Т-44. Так на свет появилась машина, более известная как "Уралмаш-1", а официально она именовалась СУ-101. Она стала самой защищенной средней САУ военного периода, но при этом имела ряд недостатков, часть из которых оказалась врожденными. Одна из тех машин, что была лакмусовой бумажкой процессов, происходивших в советском танкостроении в 1945 году. Ну и на несколько лет вперед тоже.
Где-то примерно месяц данная самоходка, ныне стоящая в Кубинке, точно будет не доступна посетителям. Зато в конце августа ее уменьшенную копию можно было видеть на выставке Мини-Макс в Музее Техники Вадима Задорожного. Там как раз стоял собрат по несчастью - Объект 704, также отчасти ставший жертвой тактико-технических требований и хотелок военных.
![Жертва завышенных требований Жертва завышенных требований](/images/main/jertva-zavishennih-trebovaniy-46310d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuripasholok/765139/17808743/17808743_original.jpg)
![Жертва завышенных требований Жертва завышенных требований](/images/main/jertva-zavishennih-trebovaniy-adc679.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuripasholok/765139/17809014/17809014_original.jpg)
Сама по себе идея была вполне неплохой. Предполагалось сделать боевую машину в той же весовой категории, что и СУ-100, но с кормовым расположением боевого отделения и защитой от 88-мм орудия Pak 43 L/71. В принципе, в такое вполне можно было вписаться, но случилось одно "но". Дело в том, что имелась статистика поражения боевых машин, и по ней выходило, что половина попаданий приходилось на борта. Ну а дальше заверте...
![Жертва завышенных требований Жертва завышенных требований](/images/main/jertva-zavishennih-trebovaniy-b3da31.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuripasholok/765139/17809321/17809321_original.jpg)
![Жертва завышенных требований Жертва завышенных требований](/images/main/jertva-zavishennih-trebovaniy-ea864b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuripasholok/765139/17809489/17809489_original.jpg)
В результате анализа попаданий было дано указание обеспечить перспективным средним и тяжелым САУ броневую защиту бортов от всё той же Pak 43 L/71. А это означало, что бортам придали рациональные углы наклона, да еще в них накидали брони. Ну и по итогам получилось то, что получилось. Боевая масса машины достигла 34 т (на 3 тонны больше, чем базовый танк Т-44), что отчасти и привело к проблемам с перегревом двигателя. Таким, что на первых испытаниях мехвод быстро "уставал" в той бане, которую устроили в отделении управления.
![Жертва завышенных требований Жертва завышенных требований](/images/main/jertva-zavishennih-trebovaniy-076c96.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuripasholok/765139/17809818/17809818_original.jpg)
![Жертва завышенных требований Жертва завышенных требований](/images/main/jertva-zavishennih-trebovaniy-dbae35.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuripasholok/765139/17809961/17809961_original.jpg)
В течение всего 1945 года на УЗТМ боролись с перегревом машины, и даже отчасти это сделать удалось. Вот только нельзя было вылечить другое. Желание защитить бортовые листы рубки от огня Pak 43 привело к тому, что существенно уменьшился объём боевого отделения. При этом обеспечить защиту всё равно не удалось, что показали испытания обстрелом. Хотели как лучше, а получилось как всегда.
![Жертва завышенных требований Жертва завышенных требований](/images/main/jertva-zavishennih-trebovaniy-ce93cb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuripasholok/765139/17810324/17810324_original.jpg)
![Жертва завышенных требований Жертва завышенных требований](/images/main/jertva-zavishennih-trebovaniy-02a25f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuripasholok/765139/17810544/17810544_original.jpg)
Итогом всех перетрубаций стало то, что у СУ-101 не было ни единого шанса на запуск в серийное производство. Тем более что базу Т-44 к концу 1945 года перестали рассматривать как перспективную. В общем, дальше диорам "испытания опытной машины" можно даже не задумываться.
Статья по советскому танкостроению конца войны: https://warspot.ru/17757-itogi-bolshoy-voyny
|
</> |