рейтинг блогов

Жертва фокуса: как погибла компания Thomas Cook

топ 100 блогов perfume00704.10.2019 Один из старейших в мире туроператоров оказался не готов к переменам в отрасли, оставшись неповоротливым слоном в новой, высокотехнологичной «посудной лавке», — среди онлайн-агрегаторов, амбициозных лоукостеров и более гибких конкурентов. Банкротства компании такого масштаба, как британский Thomas Cook, мировая туристическая индустрия, пожалуй, еще не видела. Хотя с некоторыми крупными компаниями что-то подобное случалось: достаточно вспомнить стремительный крах российского оператора «Натали турс» или уход с рынка британского авиаперевозчика «Монарх», который специализировался на чартерных туристических направлениях.

Жертва фокуса: как погибла компания Thomas Cook

Двадцать лет назад подобное невозможно было представить. В те годы люди покупали туры за несколько месяцев до отправления, а цены печатались в бумажных каталогах и не менялись круглый год. Казалось, туризм — один из самых стабильных секторов экономики. Сегодня все наоборот: решение о поездке принимается практически моментально, а цены меняются буквально каждую минуту, как на бирже. Структура спроса стала заметным образом меняться начиная с 2008 года, изменился и состав игроков. Связано это с глобальной диджитализацией: онлайн-платформы, агрегирующие тысячи предложений, типа Booking или Expedia, начали наступать на пятки традиционным туроператорам, переманивая в свой удобный интерфейс. Но онлайн-агрегатор — конкурент классическому турбизнесу лишь отчасти. С появлением онлайн-конструкторов туров число желающих самостоятельно планировать отпуск увеличилось...Но чаще это краткосрочные путешествия по Европе на уик-энд или в командировку. Классические морские или горнолыжные курорты по-прежнему заполняют крупные туроператоры. Именно они пакетируют чартеры и отели, отправляют самолеты туда, куда нет регулярных рейсов, и заранее выкупают в отелях большие блоки номеров.

В туристическом бизнесе набирает обороты так называемое динамическое пакетирование: билеты и отели складываются в системе туроператора в единый пакет из баз данных разных поставщиков. Сюда также можно включить допуслуги, например билеты в театр или страховку автомобиля. Другой важный момент — дифференцированное предложение. Это отельная концепция, созданная туроператором под конкретный сегмент потребителей, например, проживание 4* с элементами 5* — апельсиновым фрешем, халатом и тапочками. Для Thomas Cook это никогда не было ключевым направлением, и если у конкурентов число таких предложений доходило до нескольких десятков, британский туроператор сохранял фокус на массовом продукте, пока тот хорошо продавался.

Тяжелые времена для английского туризма наступили с выходом Великобритании из ЕС. После референдума накануне летнего сезона многие англичане просто не знали, что будет дальше со страной, и отложили свои поездки. В 2016 году спрос на туры в Великобритании упал на 10-15%, нарушив планы всех международных операторов на этом рынке. Последствия Brexit индустрия ощущает до сих пор: четверть отдыхающих отказываются выезжать за границу из-за политического хаоса. Еще одним ударом стал переворот в Турции в том же году, а затем и лето 2018-го выдалось аномально жарким, и существенная часть англичан и скандинавов предпочли выезду из страны загородный отдых (second home, аналог русских дач).

В это время Thomas Cook решил наращивать долю на локальных рынках, выкупив у партнеров контроль над своей сетью турагентств в Великобритании и довел до 100% долю в российском «Интуристе». Все это стоило оператору сотни миллионов фунтов и создавало высокую долговую нагрузку. При этом с 2011 года Thomas Cook работал только на погашение долгов.

Конец сезона — время расплачиваться с поставщиками,
а если выполнить жесткие обязательства невозможно — время признать себя банкротом

Туроператорский бизнес — низкомаржинальный, и у самых успешных международных игроков прибыль редко достигает 5%, в то время как большинство и вовсе работают на уровне 1-2%, имея высокие дистрибуционные косты (расходы на комиссию турагентствам, онлайн-платформам и так далее). Как правило, туроператор работает с отелями и авиакомпаниями по предоплате, поэтому снижение спроса хотя бы по одному из турнаправлений может стать губительным для всего бизнеса. Для некоторых международных туроператоров кризис в Великобритании смягчил плановый доход от других активов. Глубокая вертикальная интеграция позволяет компенсировать всплески на рынке и избежать участи заложника неудачного сезона, хотя управление дополнительными активами обременяет туроператора.

У Thomas Cook практически не было ни своих отелей (в основном арендованные объекты под управлением туроператора), ни транспортных компаний, ни гидов — со всеми контрагентами, как правило, работали на аутсорсе. Зато был флот более чем из 100 самолетов. Почему это не спасло? Дело в том, что на рынке авиации все более ощутимой стала конкуренция лоукостеров, которые уже предлагали не только низкие цены, но и туроператорские услуги. EasyJet Airline, Jet2.com, Ryanair теперь давали депозиты в отелях, пакетировали вместе со своими рейсами. Например, британская Jet2.com, которая когда-то пришла из сектора грузовых перевозок и еще пять лет назад не была заметна на туристическом рынке, сегодня занимает второе место в Великобритании по числу туристов.

Новость о банкротстве Thomas Cook в конце отпускного сезона и за несколько дней до переговоров со стратегическим инвестором — китайским фондом Fosun — стала неожиданной для туристов, но, увы, ожидаемой для коллег. Традиционно лучшая кеш-позиция у любого туроператора приходится на первый летний месяц, когда туристы предоплачивают свои путевки. Конец сезона — время расплачиваться с поставщиками, а если выполнить жесткие обязательства невозможно — время признать себя банкротом.

С долгом £1,6 млрд компания Thomas Cook была обречена. Она нуждалась в гораздо большем финансировании, чем £900 млн, которые планировал Fosun. Это вряд ли оздоровило бы компанию — скорее, оттянуло бы агонию. Лучшим лекарством для Thomas Cook стала бы смена бизнес-модели, но, кажется, один из старейших туроператоров оказался к этому не готов. Он так и остался неповоротливым слоном в новой, высокотехнологичной «посудной лавке», где теперь работают онлайн-агрегаторы, амбициозные лоукостеры и просто более гибкие конкуренты.

Источник

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть такие персонажи, с виду - пришибленные маленько, йобанцо лайт, куку колпачок... Разное там бывает, кто пауков любит (есть), кто йогу (рт)... Разговаривают они чудно, кто резко, кто занудно. Но внутри видно, что понимания вещей присутствует правильное, что ценности человеческие ...
Поколение Y рождается уже со смартфоном в ладонях и не выпускает его из рук до самой смерти, чтобы ни происходило вокруг. Немудрено, что при такой зависимости несчастные случаи со смартфономанами происходят сплошь и рядом — от полуневинных столкновений со столбами до летальных ...
Знакомлюсь с новыми девушками и все мне в разных вариантах сразу намекают на одну цифру - 300 тыс. в месяц.     Одна мне говорит, практически на первом свидации, что ее бывший ухажер зарабатывал 300 тыс. Другая, что ее брат зарабатывал 300, но вот только-только уволили. Третья го ...
О герцоге Бироне 3 декабря (по новому стилю) 1690 года родился Эрнст Иоганн Бирон, фаворит Анны Иоанновны. Труды последующих историков, а затем – писателей и кинематографистов, являют нам крайне мрачный образ десятилетнего правления этой императрицы, причём его с давних ...
kro-kus вывесила фотку ...