Жернова и паутина

В главной роли Рутгер Хауэр - думаю, из-за него Дез и предложил смотреть (и вообще заинтересовался случайно увиденным отзывом), потому что артхаус его не особо привлекает. По сути это, можно сказать, набор "живых" открыток по мотивам творчества Брейгеля Старшего, в частности его картины "Путь на Голгофу", хотя многие сцены явно из других вещей. Текста там очень мало, автор выражает идею при помощи каких-то действий в отдельных сценах, звуков, видеоэффектов.

Такого вида там кадры с отдельными персонажами - эти наиболее интересны, на мой взгляд. Портреты, образы в художественном окружении.

Фильм создал польский режиссёр Лех Маевский по книге-эссе некого Гибсона (но не Мела, конечно)). Автор эссе большой поклонник Маевского, видел его фильмы и выразил желание сотрудничать. Фильм в итоге вышел вовсе не документальный, как планировалось изначально, но все остались довольны.
Действо происходит якобы в 1564г. - время создания "Пути на Голгофу" - во Фландрии, находящейся во владении испанской короны. Брейгель (Рутгер Хауэр) бродит по окрестностям с огромным альбомом, делая зарисовки, его сопровождает купец, коллекционер предметов искусства Йонгелинк. Магнат сильно переживает за судьбу Фландрии, людей этой земли, страдающих от бесчинств испанских наёмников, занятых искоренением ереси по воле Габсбургов. Они кого-то казнят, поднимают привязанным на колесе, чтобы бедолагу съели вороны, женщину (ведьму) живьём зарывают в землю - всё это на фоне вечного крестьянского праздника, с танцами, забавами, музыкой.
Брейгель излагает, раскрывает другу-купцу замысел будущей картины, которую тот желает приобрести.

Это кадр из фильма, не сама картина). Справа Брейгель с другом.
"Моя картина расскажет вам множество историй. Она будет огромна и уместит в себе всё, всех этих людей - их будет добрая сотня. Я буду работать как паук, которого я увидел сегодня утром плетущим свою паутину. Сначала он находит точку привязки... Здесь, в центре моей картины жернова событий перемалывают нашего Спасителя. Безжалостно, словно зерно.
Я покажу, как Спасителя ведут на Голгофу красные туники - испанские легионеры. Несмотря на то, что он в самом центре моей картины, мне нужно скрыть его с поля зрения."
"Зачем же вам его прятать?"
"Потому что в нём и заключена суть.
Будь то рождение Иисуса, или падение Икара, или гибель Саула, бросившегося на свой меч. Все эти меняющие мир события остаются незамеченными.
И вот, словно паук, я плету свою паутину в надежде поймать взгляд зрителя".
Мельник на горе воплощает собой бога. Много сцен с мельницей, её устройством, внутренними помещениями - очень впечатляет, вот бы мне туда (жить)).
У Брейгеля молодая жена и целый выводок спиногрызов, которых следовало бы приставить к посильной работе, а то они, такое чувство, всё вокруг разнесут и попортят)(. Но дама показана слишком уж доброй - в реале таких не бывает)). Солдафоны же показаны слишком уж польскими на мой вкус).


Утренняя встреча с пауком.

Девушки в пейзаже с птицей.
Кое-кто из критиков назвал фильм "удручающе поверхностным". Ну, может где-то и так, облегчённая подача в угоду широкого зрителя - ничего преступного в этом нет, лучше так, чем... всякое другое популярное сейчас. Но философию творчества Брейгеля он, безусловно, передаёт.
Здесь сама картина, кликабельно:

Питер Брейгель Старший "Путь на Голгофу", 1564г., доска, масло, 170х124, Музей истории искусств, Вена
|
</> |