ОБЩИЕ МЕСТА (об одном не совсем детском мультфильме)


1. В интернете недавно появился мультфильм под названием «Однажды наша жизнь изменилась». Просмотрело его уже более 75 тысяч зрителей. Если верить титрам - фильм сделан детьми с востока Украины, живущими в лагере беженцев в Ростовской области,.
Сначала показывают жизнь анимационного города. Танцует балерина, баскетболист бросает мяч в кольцо, ребенок обнимает игрушечного медведя, машина с надписью «Хлеб» едет по улице. Нарастает гул самолета, детский голос за кадром произносит: «Но однажды наша жизнь изменилась». В кадре появляется крыло самолета, летящего над городом. «Наверно, летчик увидел это как компьютерную игру. Мы увидели это по-другому». Кошку на подоконнике сметает взрывом, город горит. «Нам пришлось бежать из своего дома в Россию». Отъезжает рисованный автобус, появляется живое изображение – мелькающие видеокадры детей, смотрящих в объектив, по верху плывет титр Save Donbass рeople from Ukranian aggression (спасите народ Донбасса от украинской агрессии). Это видео, в свою очередь, смотрит по телевизору у себя в квартире некий рисованный персонаж с «птичьей лапкой» - знаком пацифистов – на майке. Он переключает каналы – сначала на вестерн, потом на фрагмент из «Рэмбо» - и в итоге расплата приходит с грохотом взрыва и полным затемнением экрана. Потом повторяются лица детей и призыв спасти народ Донбасса, идут титры с именами авторов.
Авторы уверяют, что ролик сделан детьми. Имея некоторый опыт в просмотре как игрового кино, так и анимации, смею заверить – это тот случай «детского творчества», в котором детского разве что только изначальные рисунки. Монтаж, драматургия фильма – явно взрослой руки. Деталь с «пацификом» особенно примечательна: «птичья лапка» уже добрых полтора десятка лет как вышла из постсоветской медиасферы, у нее нет даже декоративной функции, как у бесконечно тиражируемых портретов Че Гевары. Вставить туда этот символ мог только человек, не просто хорошо знающий, что он означает, но и имеющий достаточно устойчивое (в данном случае - негативное) отношение к нему.
Конечно, о деталях можно спорить. Важно другое: ролик явно направлялся взрослыми (в титрах указаны настоящие авторы – «творческая группа «Степь»; даже если она на 99% детская, руководима она все равно взрослыми). И это нехорошо.

Нехорошо потому, что, практически ничего не меняя, точно такой мультик можно сделать с противоположной точки зрения. Абсолютно такой же видеоряд, те же балерина, баскетболист, мама с коляской, только вместо самолета врисовать какого-нибудь зеленого дядьку с «Градом» или «БУКом». Все те же лица детей, все тот же обреченный дуралей с «пацификом», только титр другой - Save Donbass рeople from Russian agression. И утверждать, что фильм сделан, например, детьми из лагеря беженцев под Киевом. И отзывы были бы не менее эмоциональными.
Можно. Но не нужно.
Войны и конфликты преследуют человечество всю его историю. На войне совершается множество ужасных преступлений. Но самое, пожалуй, омерзительное – это когда детей превращают в участников войны.
Если бы мультик был просто про ужасы войны – ему не было бы цены. Но он явно и определенно тенденциозен, подает только одну точку зрения и, по сути, не агитирует против войны, а призывает к ее обострению. И это – первый шаг к тому, что давно процветает в некоторых странах Африки, на Ближнем Востоке и, как мы надеялись, никогда не коснется нас: превращению детей сначала в расходный пропагандистский материал, а затем и в солдат. Хуже этого может быть только умышленное убийство детей.
2. Все, о чем сказано выше - общие места, очевидные вещи. Так и тянет подписать весь этот текст «Капитан Очевидность». Первый признак воинственных, эпохальных времен – в острой необходимости вновь и вновь повторять банальности. Последняя фраза – тоже общее место.
3. Скорей бы уж вновь начать оригинальничать.
Ваш Кэп, Дмитрий Десятерик
|
</> |