Женские возраста и сезоны в Неаполитанском квартете


Но мне интереснее и созвучнее показалась та версия, которую показала нам Элена Ферранте. Части в ее тетралогии носят названия возрастных периодов. Детство, отрочество, юность, молодость, зрелость и старость.
Детство - период, когда мечтается, когда дети обещают себе не быть как родители. Будущее видится в радостном, волшебном свете, и ничего не может это нарушить. И этот свет разливается вокруг, несмотря на царящие вокруг бедность и насилие. Свет отражается, и кажется, что судьба благосклонна, и так будет и дальше. Людоед дает деньги на любимую книгу, учительница хвалит обеих девочек, а мальчик, в которого влюблена Элена говорит, что женится на ней. Лила пишет талнтливую историю. И в лучшее -верится, подснежники расцветают...
Отрочество -прыщи, изменения тела. Время учебы и аскетизма. "Мальчики, не смотрите на меня такую!" Время подготовки аэродрома и самолета для полета. Время трансформации из гадкого утенка в белого лебедя. Подготовки унылой и монотонной, надоедающей своей бесконечностью. Одна из подруг ставит на учебу (впрочем, ей повезло с родителями), другая - на обаяние и идею для бизнеса. Путь первой слишком длинный, и она в отчаянии. Путь второй короче, но обманчивее. Вынужденная выбирать "из двух зол", она выбирает зло замаскированное и льстивое, и- не выигрывает. Но пока об этом не знает. Пока что трубят фанфары, цветут яблони, кто-то завидует, кто-то осуждает. "Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба"...
Юность -время, когда самолеты наконец взлетают и проверяются на прочность.Долгострой первой оказывается надежным и наконец-то приносит плоды, в виде летящих на ее привлекательность и ум интеллектуалов-юношей. И "вдруг", на фоне любовных страданий,она пишет интересную и откровенную для тех времен книгу. Будущая свекровь помогает с публикацией. Все-таки ее лифт большей частью - тоже замужество.На нее обрушивается известность. "Полет нормальный. Вижу море, юхху!".
Самолет второй оказывается наполовину фикцией, муж оказывается жестоким и абсолютно не понимающим Лилу. Но получается с Делом, реализуются ее эскизы обуви и начинают продаваться. Квартира и одежда -как с картинки в модном журнале. Но самолет нельзя разрезать на две части и лететь на половинке...А квартира и деньги - у мужа. Пике случается, когда Лила наконец влюбляетяся, и взаимно - в предмет обожания своей подруги. Она уходит из дома и раз, и два... Самолет горит, но не до конца. Он будет тлеть годами. Спасительной гаванью и "кукурузником" оказывается не возлюбленный, а - давние друзья из квартала. Впрочем, когда-то влюбившиеся в нее.
Весна переходит в плато лета с его зноем, дождями и длинным путем заботы об урожае.
Молодость -проверка на прочность регулярными полетами. О быт и бедность бьются не только любовные лодки, но и - самолеты. Правда, у прочного испытанного средства передвижения держат и полтора крыла. А вот с кукурузником сложнее... Лену держат дети, свежеиспеченная известность, благодаря чему ее любовное пике не приведет к взрыву. А - к новой книге и нескольким годам счастья. Она даже возьмет на буксир "кукурузник" подруги и поможет его реконструировать до полной неузнаваемости. И еще вопрос- кто полетит выше?) Длинное знойное итальянское лето- с сиестами и страстями. и усталостью от будней.
Зрелость-можно пожинать плоды трудов и радоваться. Но, кроме наших самолетов, есть чужие. А еще есть "условия полета", ветра, штормы и бури... Что будет при пересечении траекторий полетов? Что будет, если опытный пилот попадет в шторм и не сможет спасти самолет? Да и сам изувечится при катапультировании? Будут ли героини строить новые самолеты и снова летать? Доверять мужчинам или опираться на себя и друг друга? И, оказывается, что не так уж далеко и улетели- от квартала, от родительского сценария.Героини делают разный выбор. Одна из них принимает решение -больше не летать.
Ранняя золотая осень, переходящая в осень ледяную и слякотную, совсем не по-итальянски.
Старость- время прозрачной ясности. Дети отлетают, книги плохо пишутся, подруга исчезает. Что там, на земле, изменилось, пока вы летали? И что там осталось?
Оказывается, в самой ледяной пустыне- без карты, друзей и со старым самолетом -
"у тебя остаешься — ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир,
Оттого, что мир — твоя колыбель, и могила — мир!"
И это -
главное.

