Женщины в архитектуре: 7 историй таланта

топ 100 блогов vakin10.03.2021 Рассказ о женщинах, уже внесших вклад в развитие архитектуры, и о тех, за которыми стоит будущее

1. Эйлин Грей (1878–1976)

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта Эйлин Грей

Личность Эйлин Грей окутана множеством тайн и домыслов, а ее талант долгое время оставался в тени современников. Однако мы с точностью можем утверждать: она была одним из знаковых архитекторов и дизайнеров своего времени, чьими работами восхищался в том числе французский архитектор Ле Корбюзье. Ирландка Эйлин Грей провела все свое детство в Лондоне. Она была одной из первых женщин, принятых в лондонскую школу изобразительных искусств Slade, где занялась живописью в 1898 году. Затем она переехала в Париж, продолжила свое обучение и там же начала карьеру.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Дворовый фасад виллы незадолго до реставрации, предпринятой на средства благотворительного фонда в 2001 году.

В начале своей карьеры Эйлин Грей занималась созданием лакированной мебели, и получалось у нее это очень хорошо. Первым большим проектом для нее стало создание интерьера для парижской квартиры владелицы модного бутика. Здесь родился дизайн ее знаменитого кресла Bibendum, ставшего иконой мебели 20-го века. В 1920-е годы Эйлин Грей работает с мастерами модернизма, включая Ле Корбюзье и Якобуса Ауда. А в 1925 году Эйлин Грей представляет свою коллекцию мебели из стальных конструкций и стекла, между прочим, в одно и то же время с Людвигом Мис Ван дер Роэ и раньше, чем Ле Корбюзье.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Внешний вид виллы Е-1027 сразу по окончании строительства, в 1930 году.

В 1927 году было закончено строительство виллы Е 1027, над которой она работала совместно с архитектором Жаном Бадовичи. Эта вилла – чистейший пример модернизма, которым восхищался Ле Корбюзье, а впоследствии ему было позволено расписать некоторые стены своими рисунками, чем сама Грей была недовольна. В 2015 году вилла открылась после длительной реставрации. Об этом читайте в отдельном материале.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Рисунки Ле Корбюзье на вилле Е 1027

Эйлин Грей дожила до 98 лет. После войны она продолжила заниматься дизайном мебели и заключила контракт на производство ее кресла Bibendum и столика Е-1027, а также других предметов мебели с английской компанией Aram Designs. Они по сей день являются единственными владельцами лицензии на дизайн предметов мебели Эйлин Грей.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Столик, созданный для виллы Е 1027

2. Лина Бо Барди (1914–1992)

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта

Итальянка Ачилина Бо родилась в 1914 году в Риме. Линой Бо Барди она стала намного позже: уже после того, как создала собственную архитектурную практику в Милане, поработала с Джо Понти и побыла заместителем главного редактора старинного архитектурного журнала Domus. В 1946 году Лина Бо Барди со своим мужем Пьетро Мариа Барди переехала в Бразилию, где начался новый этап ее архитектурной карьеры.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Стеклянный дом в Сан-Паулу

Там она создала свой знаменитый Стеклянный дом, здание Музея искусства Сан-Паулу и дизайн мебели для этого музея. В 1986 году в Сан-Паулу было закончено строительство культурного центра SESC Pompeia, в проекте которого воплотились главные черты стиля Бо Барди. В первую очередь она настояла на том, чтобы не разрушать старое здание завода, а обновить его и усовершенствовать.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Музей искусства Сан-Паулу

По отзывам современников, в создание этого проекта Бо Барди вложила душу, а после завершения она продолжала развивать свои идеи внутри центра – создавать дизайн для выставок.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу

Бо Барди использовала простые формы, бетон и стекло – мы можем смело назвать ее модернистом. Но в то же время, в отличие от Оскара Нимейера и Лусио Косты, в тени которых Бо Барди творила, она бережно и уважительно отнеслась к традициям своей новой страны – Бразилии – и старалась учитывать их при создании проектов.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу

Например, одна из самых красивых вещей, придуманных Линой Бо Барди, – деревянная лестница, сделанная в той же технике, что и старинные бразильские воловьи повозки.

3. Заха Хадид (1950–2016)

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта

Британка родом из Ирака Заха Хадид во всем была первой: первая женщина-архитектор, получившая Притцкеровскую премию, удостоенная Королевской золотой медали RIBA и просто ставшая самой знаменитой женщиной-архитектором в истории. В 2012 году она стала дамой-командором Ордена Британской империи. Заха Хадид скончалась в марте 2016 года, оставив после себя грандиозное наследие в виде десятков реализованных архитектурных проектов, коллекций мебели и предметов для дома, авторских коллекций ювелирных украшений и множества других проектов.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Пожарная станция Vitra

Архитектор основала свое бюро в 1979 году, после нескольких лет работы со своим учителем Ремом Колхасом в OMA. За этим последовали ее звездные проекты, первым из которых была пожарная станция Vitra в Германии.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Центр Гейдара Алиева в Азербайджане

Теперь бюро Zaha Hadid Architects управляет партнер Хадид Патрик Шумахер, и совсем недавно он представил первый проект, созданный без участия Захи Хадид.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Портовый дом в Антверпене.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Подсвечники из коллекции Shimmer Tea Light.

4. Кадзуё Сэдзима (1956)

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта

Карьера японки Кадзуё Сэдзимы началась в архитектурном бюро притцкеровского лауреата Тойо Ито в 1981 году. В 1987-м Сэдзима открывает собственное бюро Kazuyo Sejima & Partner, а в 1995-м появляется новое звездное бюро, созданное Сэдзимой вместе с коллегой Рюэ Нисидзавой – SANAA. В 2010 году Кадзуё Сэдзима стала первой женщиной – куратором Венецианской архитектурной биеннале. И в этом же году они вместе со своим партнером по SANAA получают Притцкеровскую премию за «кажущуюся простоту» своих построек, как отметило жюри главной архитектурной премии.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Учебный центр Rolex в Лозанне

Работы Кадзуё Сэдзимы и Рюэ Нисидзавы действительно отличаются удивительной легкостью, растворяющейся в окружающем ландшафте.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Учебный центр Rolex в Лозанне

Среди лучших проектов бюро – учебный центр Rolex в Лозанне, буквально растекшийся по поверхности земли, Новый музей современного искусства в Нью-Йорке (в виде полупрозрачной башни со сдвинутыми объемами) или их летний павильон для Serpentine Gallery, зеркальный и змееобразный.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Летний павильон для Serpentine Gallery 2009

Один из последних персональных проектов Кадзуё Сэдзимы – дизайн скоростного японского поезда компании Red Arrow. Судя по рендерам, представленным в марте 2016 года, поезд будет сделан в оригинальном стиле Сэдзимы – полупрозрачным и зеркальным – и, по обыкновению, растворяющимся в природе.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Новый музей современного искусства в Нью-Йорке

5. Аманда Ливит (1955)

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта

Англичанка Аманда Ливит этой осенью покорила нас своим Музеем искусства архитектуры и технологий в Лиссабоне. Волнообразное здание растеклось по набережной реки Тежу, восхитив всех своими плавными формами и гармоничным расположением в окружающем ландшафте. Проект был номинирован на престижную европейскую премию имени Людвига Мис Ван дер Роэ. Собственное бюро AL_A она создала относительно недавно – в 2009 году. До этого Ливит работала в инновационном английском бюро Future Systems, в котором она вместе со своим бывшим мужем Яном Каплицким создала несколько знаковых для Великобритании построек.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Музей искусства архитектуры и технологий в Лиссабоне. Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.

Среди них здание магазина Selfridges в Бирмингеме и Медиа-центр на стадионе для крикета Lord`s Cricket Ground в Лондоне, который в 1999 году был отмечен премией Стирлинга как лучшее здание Великобритании этого года.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Магазин Selfridges в Бирмингеме

В 2017 году мы ждем от Аманды Ливит и ее молодого бюро реализации проекта расширения Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Это будет самое большое новое выставочное пространство в Лондоне с момента создания галереи Tate Modern.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Медиа-центр на стадионе для крикета Lord`s Cricket Ground в Лондоне

6. Grafton Architects. Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта

Основательницы бюро Grafton Architects Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара объявлены кураторами Венецианской архитектурной биеннале в 2018 году. Их проект Университета UTEC в Перу был удостоен звания лучшего здания 2016 года по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA), а в 2012 году этот же проект получил Серебряного льва на Венецианской архитектурной биеннале.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Университет UTEC в Перу

По словам Паоло Баратты, президента Венецианской биеннале, Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара продолжат идею предыдущей биеннале и сделают акцент на качестве общественного и личного пространства, ландшафта и городской среды.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Университет UTEC в Перу

Будущие кураторы известны не только изысканностью своих работ, но и способностью к диалогу и вовлечению в архитектурный процесс нового поколения.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Университет Luigi Bocconi в Милане

7. Элизабет Диллер

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта

Элизабет Диллер – соосновательница американского архитектурного бюро Diller Scofildio + Renfro, знаменитого своим инновационным подходом к архитектуре и дизайну. Один из самых интересных ее проектов – это парк High Line на Манхэттене, завершенный в 2014 году. Диллер со своим бюро, ландшафтным архитектором Джеймсом Корнером и садовым дизайнером Пьетом Одофом создала дизайн парка длиной в милю, разбитого на заброшенных железнодорожных путях на Манхэттене.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Парк High Line на Манхэттене

Лиз Диллер также известна своей любовью к использованию переработанных материалов и «озорному» конструированию объектов в любом пространстве. Таким, например, был ее проект павильона на Swiss Expo в 2002 году. Основной материал, использованный при строительстве, – это туман. Таким образом она создала искусственное облако над озером Невшатель, через которое люди могли свободно проходить.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Павильон на Swiss Expo в 2002 году

В 2016 году Диллер вместе с мужем Рикардо Скофидио представили новый медицинский образовательный центр Колумбийского университета в Нью-Йорке, а в 2015-м архитектурный мир восхищался их музеем современного искусства The Broad в Лос-Анджелесе.

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Медицинский образовательный центр Колумбийского университета в Нью-Йорке

Женщины в архитектуре: 7 историй таланта
Музей The Broad в Лос-Анджелесе

Автор Софья Карпенко
Источник - www.admagazine.ru


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почему, интересно, у многих в мозгах засела схема, что хомячком быть стрёмно, а ...
В этот день я родилась, чему безгранично рада! Спасибо огромное моим родителям за это, да и за все, что есть у емня в этой жизни. Они научили меня добиваться, быть сильной и веселой. Не хочу тут много писать, так что просто С Днем Рождения меня! ...
...
беспорядок полный но давайте по порядку. я все самое смешное и важное забыл про ...
Обозреватель «АиФ» провёл опрос среди афганцев, получивших образование в Советском Союзе. Вернувшись домой в Афганистан, они «с культурной целью» попытались познакомить своих родственников из провинции с классическими советскими фильмами. Результат, как говорится, полностью превзошёл ...