Фактчек: 14 самых популярных легенд о Моцарте
vakin — 05.03.2021Моцарт и Констанция во время своего медового месяца. Открытка XIX века
Моцарт — вундеркинд, писавший музыку с четырех лет? Правда, что он был европейской суперзвездой, но спускал все состояние на парики и женщин? И вообще воровал чужие идеи? А «Реквием» написал, предчувствуя свою смерть? И правда ли, что его отравил Сальери? Разбираем самые распространенные легенды о Моцарте
Вольфганг Амадей Моцарт — самая мифологизированная личность в истории музыки. Большего количества слухов, легенд, детективных историй и вымыслов не породила ни одна биография.
Некоторые слухи появились еще при жизни Моцарта благодаря его родственникам, друзьям и знакомым. А некоторые гораздо позже — в эпоху романтизма, то есть в начале XIX века: романтиков вдохновляло как творчество Моцарта, в особенности сюжет о Дон Жуане, так и его ранняя смерть. Объясняем, откуда взялись разные легенды о великом композиторе.
Легенда 10. Моцарт любил неприличный юмор и вообще был не особо умен
Вердикт: первое правда, второе нет.
Вольфганг Амадей Моцарт и Эмануэль Шиканедер сочиняют «Волшебную флейту». Рекламная открытка фирмы Liebig. 1906 год
Mitteldeutsche Rundfunk
Моцарт прибегал к туалетному юмору даже в письмах, и письма эти по неосторожности адресата дошли до нас. Общаясь с кузиной, Моцарт не стеснялся в выражениях:
«А теперь имею честь задать вопрос, как ваше самочувствие, как здоровье? Стул в порядке ли? Кожа гладкая ли? — Скажите, я вам еще не надоел? А для писания часто ли используете мел? Вы хоть время от времени меня вспоминаете? А повеситься иногда не желаете? А не злились на меня иногда? На бедного дурака? Не хотите ли добровольно мир заключить, а не то ведь я могу и громкого подпустить! Ну вот, вы уже смеетесь до колик — значит, виктория! — Пусть наши задницы станут символом мира! Я так и знал, что вы не сможете долго сопротивляться. Да-да, я всегда верю в свою победу, и даже если нынче посру после обеда, все равно через две недели в Париж уеду. И если вы мне ответить хотите, то из города Аугсбурга сейчас же пишите, да пишите поскорей, чтобы я письмо получить успел. Ведь если я уже уеду, то, ожидая получить письмо, получу одно дерьмо» .
Комментаторы этих писем неоднократно указывали, что такого рода переписка была обычным делом для жителей Зальцбурга той эпохи. В подобном стиле переписывались и родители Моцарта.
Моцарт был совсем неглуп и прекрасно образован. Он говорил как минимум на трех европейских языках, на итальянском и немецком писал оперы, знал латынь и писал на ней духовные сочинения. Всю жизнь он общался в кругу самых образованных и умных людей своего времени. Знания и ум он проявил в своем искусстве, в размышлениях о музыке и ее законах, которые дошли до нас благодаря его письмам.
Легенда 11. Моцарт был слепым. Или глухим
Вердикт: это неправда.
Ухо Моцарта и обычное ухо. Акварель Вольфганга Амадея Моцарта. Не позднее 1791 года
Houghton Library, Harvard University
Его путают с потерявшим зрение Георгом Фридрихом Генделем и оглохшим Людвигом ван Бетховеном.
Легенда 12. Моцарт написал «Реквием» за ночь по заказу таинственного незнакомца, предчувствуя свою смерть
Вердикт: это полуправда.
Моцарт сочиняет «Реквием». Картина Уильяма Джеймса Гранта. До 1854 года
Museum Carolino Augusteum
Заказ таинственного незнакомца на «Реквием» действительно существовал. Но имя заказчика впоследствии было раскрыто, и в его намерениях не оказалось никакой мистики. Это был композитор-любитель Франц фон Вальзегг цу Штуппах, который заказал «Реквием» своей умершей жене, чтобы выдать его за свое сочинение. Отсюда таинственность обстоятельств заказа — он не хотел раскрывать свое имя.
Кроме того, «Реквием» не был написан за ночь (это удел увертюры к «Дон Жуану»), он вовсе не был закончен, невзирая на достаточный срок — заказчик не торопил композитора, а тот занимался другими неотложными делами. После смерти Моцарта это сочинение дописывал по его замечаниям ученик — Франц Ксавер Зюсмайер. Три завершающих части «Реквиема» Зюсмайер написал самостоятельно. А в знаменитой «Lacrimosa» самому Моцарту принадлежат только первые восемь тактов — это, быть может, самая известная сочиненная им музыкальная тема.
Легенда 13. Моцарта отравил его главный враг — Сальери
Вердикт: это не доказано.
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. Рисунок Михаила Врубеля. 1884 год
«Мир Врубеля», vrubel-world.ru
До сих пор множатся расследования этого случая — иногда научные, но чаще всего недобросовестные. Начало слухам было положено сразу после смерти Моцарта и не без участия его вдовы: якобы покойный композитор сам что-то такое предполагал. В музыкантской среде Вены тоже обсуждалась такая версия и даже называли имя Сальери, так что ему пришлось клясться своим близким знакомым, что этого не было и быть не могло.
В пользу Сальери говорит то, что ему совершенно нечему было завидовать: его положение при дворе было куда прочнее, чем у Моцарта, он занимал более высокую должность, а успех его сочинений был давним и устойчивым. Никаких примет борьбы и интриг против Моцарта за ним не было замечено. Напротив, у Сальери была репутация достойного человека и исключительного педагога: его школу прошли сразу три гения — Бетховен, Шуберт и Лист. И ни одного из них он не пытался отравить. Что касается Моцарта, то, скорее всего, он умер от скоротечной почечной болезни.
Легенда 14. Отравленный Моцарт умер в нищете и безвестности
Вердикт: это неправда.
Моцарт при смерти. Иллюстрация Чарльза Эдварда Чамберса из книги Джеймса Ханекера «The Steinway Collection of Paintings by American Artists: Together with Prose Portraits of the Great Composers». 1919 год
Getty Research Institute
Этот миф возник из-за того, что Моцарта похоронили в общей могиле, но это не было связано с его финансовым положением. Согласно указу императора Иосифа II, похороны в отдельной могиле были привилегией лишь самых знатных семей. Остальных же хоронили по 5–6 человек, без гробов. Родственникам запрещалось сопровождать умершего на кладбище, воздвигать на могилах памятники и кресты. Таковы были представления императора об экономии. Указ позже был отменен, но могила Моцарта к тому времени уже была потеряна. Зато музыка осталась.
Литература
Аберт Г. В. А. Моцарт. В 2 кн. М., 1987.
Акопян Л. О. Моцарт. Путеводитель. М., 2006.
Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди. М., 2005.
Брион М. Моцарт. М., 2004.
Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время. М., 2008.
Стендаль. Жизнь Моцарта. Стендаль. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 8. М., 1959.
Черная Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М., 1963.
Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. М., 2000.
Чичерин Г. В. Моцарт. Л., 1970.
Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М., 1977.
Вольфганг Амадей Моцарт. Полное собрание писем. М., 2006.
Моцарт. Истории и анекдоты, рассказанные его современниками. М., 2007.
Bär C. Mozart. Krankheit — Tod — Begräbnis. Salzburg, 1967.
Deutsch O. E. Mozart. Die Dokumente seines Lebens. Kassel, Basel, London, New York, 1961.
Jahn O. W. A. Mozart. Leipzig, 1856–1859.
Автор Марина Раку
Источник - arzamas.academy
|
</> |