рейтинг блогов

Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

топ 100 блогов periskop23.07.2017Фото Если обозревать все большие мосты в Питере, то среди них есть два наиболее необычных.
Первый - Троицкий. Наследие давней дружбы с Францией и воплощение изящества; мост-совершенство, открытый всем ветрам. Когда едёшь по нему, то перед тобою открываются картиночные виды в обе стороны. Возможно, он в видовом плане расположен выгоднее всех своих собратьев. Налево - виды на Стрелку ВО, на Заячий остров с Петропавловской крепостью, на Зимний и далёкие краны Большого порта. Направо - устье Фонтанки, "Аврора" с Петроградской набережной, Литейный мост и обширная гладь акватории перед ним. Но его я уже развёл 9 июля 2016 года.

Второй - Большеохтинский, или Петра Великого. Во многом он противоположность Троицкому. Если первый открыт во все стороны и пространственно вольготен, то второй - металлическая ажурная "труба", которая ревниво охраняет своё пространство. Кажется, что вольный питерский воздух со стороны Смольного туда заходит для того, чтобы запутаться во всех этих рационально-равномерных сегментах металла и испуганно выскочить раздробленными кусочками в рабочих окраинах Охты. Впечатление довершают две мрачных высоких башни "рыцарского" вида посреди моста, которые сторожат прохождение воздуха и не дают ему особо вольничать. С видами тут тоже построже: правый берег - производственно-жилая Охта, левый - рабочие пространства Синопской набережной и только к северу вид скрашивает красавец Смольный собор.

Когда-то, в далёком 1988 году во время моего второго визита в Ленинград, я совершенно случайно увидел этот харизматический мост в ходе поездок по городу и страшно поразился тому, что он не был нигде описан в тогдашних стандартных путеводителях. Нет, про него (наверное) писали в более подробных фолиантах, но в обычном атласе "СПб для туриста" не было ни одной картинки! А ведь он, возможно, самый красивый из всех... С тех пор во мне поселилось желание хоть когда-нибудь подняться на эти "рыцарские" башенки и увидеть своими глазами виды оттуда. И вот, в ночь с 8 на 9 июля моя мечта осуществилась: я оказался в самом чреве этого моста и принял участие в его разводке. Было вопросом принципа туда попасть, в рамках проекта Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка spbblog и "Мостотреста" СПб - и это, к счастию, удалось.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка


2. И вот, около часа ночи 9 июля я иду по этому мосту, на волнующую встречу с его недрами и внутренностями. Впереди маячит та самая башенка, которая радикально отличает мост от всех остальных и придает ему своеобразие. Их две - вторая просто не видна сейчас.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

Коротко о фактологии (глубоко погружаться не будем, ибо всё это подробно описано, и кому надо - почитает).

[...] Мост трёхпролётный, металлический, центральный пролёт — разводной. В башнях, выполненных в виде маяков, находятся механизмы, управляющие разводом моста. По внешнему облику мост имеет небольшое сходство с построенным ранее Тауэрским мостом в Лондоне. Металлоконструкции моста весят 8920 тонн; из них масса противовесов разводного пролёта составляет 1065 тонн.

Закладка моста произошла 27 июня (10 июля) 1909 года. Руководитель строительства - Г. Г. Кривошеин. Подрядчиком работ была назначена малоизвестная варшавская фирма, а изготовителем разводного пролёта с механизмом стал Петербургский Металлический завод. 26 октября 1911 года мост был открыт. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1956 году в соответствии с новыми правилами орфографии в Большеохтинский. Первые ремонтные работы благодаря высокому качеству строительства потребовались только в 1971 году.

В 2005 году по мосту перестал ходить трамвай (в ходе большого матвиенковского трамвайного погрома), а в 2010-м - окончательно сняли рельсы на правый берег. Так что сейчас мост троллейбусно-автомобильный.

3. К северу на левом берегу хорошо виден ярко подсвеченный Смольный собор. Белые ночи уже сходят на нет, так что контраст собора и его тёмных окрестностей очень велик.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

4. В обеих башнях - стилизованные под их облик не менее харизматичные по виду двери. По их нарочито старинному виду тоже кажется: вот сейчас зайду внутрь, а там котлы с кипящей смолой, которые варят защитники крепости для отражения атаки :)
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

5. По обеим сторонам от дверей - 4 разных металлических таблички, которые были восстановлены в ходе реконструкции моста начала 1990-х. Вот две из них, которые у левобережной башни. Во-первых, тут интересно то, что основные пролёты делали в Царстве Польском, в Варшаве. А во-вторых, я неожиданно приметил хорошо знакомую для меня фамилию: Григорий Передерий. Да, тот самый Передерий, который строил левобережную эстакаду Амурского моста на Транссибе (см. фото №34 в этом посте). Удивительная встреча! Значит, он и тут отметился.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

6. Вот фото 1909 года, инженер путей сообщения Г.П. Передерий тут второй слева. Но на Амур он уедет через некоторое время после окончания строительства этого моста.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

7. Ну что же, теперь пора идти внутрь. Если открыть ту самую массивную дверь в башню, то там, конечно же, не варят никакую кипящую смолу: все уровни башни подчинены технологии. Сейчас мы спускаемся вниз, от уровня проезжей части.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

8. На уровне -1 расположено помещение с приборами контроля и масляными насосами, которые подают масло в цилиндры разводных механизмов моста.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

9. Манометры, показывающие давление в магистралях.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

10. Можно спуститься и ещё ниже, на уровень -2.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

11. Там - машинное отделение: электродвигатели, приводящие в движение масляные насосы. Это самая нижняя технически часть.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

12. Возвращаюсь назад, и помощник начальника смены открывает дверь вбок, вот этим архаичным ключом, который здесь с 1971 года, с момента реконструкции механизма.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

13. Пара цилиндров механизма подьёма крыльев моста. Всего их 16 на мосту - по 8 с каждой стороны.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

14. Дальше боковой ход ведёт на галерею под проезжей частью. Выходим на воздух?
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

15. Вид на уровне -1. Очень гулкие звуки: машины, переваливающиеся через края разводных пролетов, чувствуются громко и даже с некоторой вибрацией. Нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к этому состоянию.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

16. Захожу под мост. Здесь обустроено помещение мастерской и расположена центральная группа цилиндров. Массивная металлическая стена слева - это конструкции противовесов, который после разводки уйдут вниз. Но пока мост сведён.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

17. Есть возможность выйти и на северную галерею, где открывается вид на Смольный собор.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

18. Ладно, до сакрального момента остаётся 5 минут, поднимаемся в пункт управления мостом. Юрий Владимирович Елистратов, начальник смены Большеохтинского моста, рассказывает нам о процессе управления и о его нюансах. В принципе, всё похоже на Троицкий, с тем изменением, что тут два крыла и все механизмы в башнях, отчего второй мастер должен быть на другом берегу во второй башне, контролировать механизмы там.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

19. Вид на темный Питер через мутные стёкла башни. Увы, открытой галереи под разводным пролётом тут нет, конструкция по планировке совершенно иная.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

20. Управление судопропускной сигнализацией.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

21. На разводке "инженерная" часть нашей группы побежала вниз, к противовесам, а "визуалы" побежали на башню или вышли смотреть процесс с балкона у двери. Я присоединился к первым: потому что именно это и не увидишь в ином случае. Здесь вы видите, что металлическая стена с кадра №16 ушла вниз, и стало свободно. Зато стал виден кусочек проезжей части разводного пролёта.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

22. Во-о-о-н туда противовес ушёл, в самый низ. Я снимал этот процесс на видео, выложу попозже.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

23. Разводной пролёт можно легко потрогать (что и делает Руслан Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка unis).
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

24. Теперь - следующий этап. Надо подняться на уровень +4 башни. Полезли вверх, винтовыми лесенками.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

25. Уровень +3.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

26. Вид вниз. Галогенные лампы тут светили настолько странным спектром, что мне пришлось перевести кадры в ч/б, ибо камера не понимала, как этот спектр обработать :)
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

27. И вот я на самом верху башни!
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

28. Заострённая крыша башни каменная, но внутри имеет металлический каркас с деревянной обшивкой.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

Ну что ж. Теперь будем смотреть по сторонам - виды отсюда открываются реально уникальные!

29. Первый вид - в сторону левого берега и разводного пролёта. Высота башни - 23 м; следовательно, я смотрю примерно с высоты 20-21 м.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

30. Можно посмотреть и выше по течению Невы, в сторону моста Ал. Невского. Сейчас идут суда из Ладоги.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

31. Теперь - к северной грани башенки. Тут вид аккурат на наш, правобережный разводной пролёт, а далее - вниз по течению.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

32. Ширина судоходного фарватера очень невелика. Представляю, какова должна быть квалификация судоводителей.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

33. Между пролётами видна телебашня на Петроградке.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

34. И вид вниз. Красотищща! :)
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

35. Теперь четвертая сторона - вид в сторону Охты. К сожалению, огни подсветки пролёта сильно засвечивают кадр, а в реале была очень хорошо видна разгорающаяся на востоке заря нового дня.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

36. Очаровательная Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка tamacya в другом окошке башни. Как всё же круто, что мы здесь оказались! До сих пор с трудом верится.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

37. В какой-то момент все толокшиеся в башне блогеры рассосались и спустились вниз, и мы с Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка tivir, как самые стойкие, остались тут на наблюдательной точке и дождались погашения огней в 3.00. И как по волшебству, сразу всё поменялось. Всё! Всё стало иным.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

38. И заря на востоке стала видимой намного лучше.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

39. Спускаемся вниз, в центр управления. Скоро уже и наводка моста, заявка на проход судов почти исполнена.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

40. Экран состояния моста, крупно. Обратите внимание: официально мост называется "Петра Великого".
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

41. Проход заключительного судна.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

42. Всё, прошёл! Заявка исполнена. Уже рассвело, хотя и пасмурное утро сегодня.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

43. Ну что ж... пора покидать эту гостеприимную башню.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

44. Осталось 4 минуты до сведения.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

45. И снова кто-то на конструкцих моста... ба, да это Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка tamacya! :)
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

46. Всё, пролёты сводятся.
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

47. 3.55. Охрана моста убирает заграждения, водилы радостно ставят ноги на педали газа, в ожидании...
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

48. Вот и конец похода, 4.15 утра. Красавец мост снова в дневной работе!
Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

PS. Моё видео 2014 года, когда я тестировал видеорегистратор.
Смотрите, как красиво тут ехать даже на машине!



PPS. Наиболее информативные посты коллег:
1. Unis - Как разводят Большеохтинский мост
2. Tivir - Мост Императора Петра Великого

Огромное спасибо СПБ ГБУ "Мостотрест" и сообществу Питерских блогеров Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка spbblog за уникальную возможность посещения моста. Мечта исполнилась! :)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Отвечаю читателю. Сейчас иностранных рейсов нет вообще. Кетаец написал, что до июня летать не будут. Есть заметное сокращение внутренних. Скорее всего, внутренние перекроют если не совсем, то значительно. В течение нескольких дней наш основной заказчик обещался знать, что там ...
То, что пропадают носки(!), засасываемые в чёрные дыры стиралки, сушилки, шкафа, полок комода я уже давно привыкла. Закон природы - ничего не поделаешь. Печально складываю носки разведёнки и брошенки в отдельную стопочку, может объявится когда-нибудь их исчезнувшая половина? Однако, недав ...
Помню в СССР самые охуевшие это были грузины, помню этот шансон «Оля вышла замуж за грузина...»  СССР кормила кучу паразитов, проебалтику как витрину к странам запада , те же и съебнули самые первые.  Воры в законе большинство было грузинами, так как денег дохуя никто не ...
Именно так называлось это письмо. И я решила сохранить название. Письмо. "Здравствуй, Катя! У меня одна из самых банальных проблем, и подобные темы поднимались неоднократно, но, все же, хотелось бы получить твой ответ. Тем более, думаю, для многих женщин письмо будет актуальным. В ...
Сара Джессика Паркер в среду в Нью-Йорке во время съемок в сериале "Развод". ...