Жало в плоть и сила Бога, которая в немощи
pretre_philippe — 15.10.2023 Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, делает в своей защитительной насчет себя речи откровенные признания. С одной стороны, ему дано было видеть "третье небо", т.е. райские обители. С другой, как он пишет, "чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился" (2 Кор. 12:7). И несмотря на то, что апостол трижды молил Бога удалить это жало от него, ему был дан ответ: "Довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (12:9).Что это такое за жало в плоть, много было разных предположений или догадок в накопившихся за все 2000 лет комментариях. В основном предполагали, что апостол страдал какой-то болезнью, которая его удручала. Может быть, глазной (на основании упоминания в Гал. 4:15, хотя это вполне можно понимать как метафору), или же эпилепсией, лихорадкой или другим каким-то недугом. Греческое σκόλοψ означает какое-то остриё, кол, осколок, занозу, которая глубоко вошла в ткань и не даёт покоя, постоянно садня и причиняя страдания. Но с не меньшим правом само это выражение возможно понимать не буквально, а образно! Немного ранее апостол упоминает о своих многочисленных злоключениях в миссионерском деле:
"...был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор. 11: 23-27).
Вот это всё перечисленное - чем не "жало в плоть" в более широком смысле?
И что это очередная метафора, может подтвердить употребленный глагол κολαφίζω, означающий буквально бить по щекам, избивать, колотить (в синодальном общеупотребительном переводе дано слово "удручать"). С обычной занозой, какая бы она ни была, ничего подобного не происходит.
И всё это - от "ангела сатаны". Очень напоминает начало книги Иова, где сатана как раз спорит с Богом насчет верности Иова и его богобоязненности, ставя ее качество под сомнение, на что Бог попускает сатане действительно всячески удручать Иова на пределе его возможностей.
И насчет силы, совершаемой в немощи, это одно из важнейших откровений во всём Писании и в Новом Завете в частности. Бог силу Свою употребляет и являет совсем не так, как люди привыкли себе представлять. Чисто по-человечески в далёкие ветхозаветные времена Бог как бы становится на популярную точку зрения у людей и то решает смыть всё древнее развращенное человечество потопом, оставляя малый остаток в виде семейства Ноя и заключая, тем не менее, что больше потопа не будет, ибо всё равно "помышление сердца человеческого - зло от юности его" и что чисто механическими мерами это зло не истребить; то решает уничтожить Содом и Гоморру, на что Авраам как бы с большим милосердием, чем у Бога, предстаёт заступником перед возможными 50, 40, 30 или даже 10 праведниками, находящимися в этом городе; то планирует истребить избранный народ Израиля за его жестокосердие, ропот, измену и отлитие золотого тельца, и тогда Моисей убеждает Бога сохранить этот народ... Можно сказать, что у Бога как бы две стороны промысла: справедливость с судом и милосердие с долготерпением и любовью. И даже в далёкие ветхозаветные времена, несмотря на то, что люди поневоле проецировали на Бога свою ограниченность, свои пожелания и ожидания от Него позиции силы, любовь и долготерпение перевешивали. Если бы с каждым из нас поступать только лишь по одному принципу справедливости с воздаянием, мало кто вообще устоял бы и остался в живых (скорее всего вообще никто, включая того же апостола Павла, который поначалу жестоко гнал уверовавших во Христа). Поэтому Творец просто вручил всю землю людям, ничем явно их не ограничивая ни в хорошем, ни в плохом, но при этом всё же напоминая о неизбежном "законе бумеранга" - "какой мерой мерите, такой и вам отмерено будет". Но это неизбежно оборачивается тем, что мы имеем часто пред глазами: несправедливость, насилие, обман, войны и многое другое мало приятное, когда фактически у кого сила и власть, у того и права. И в общем каждому поколению людей приходится нести свои бремена, своё "жало" в плоть или в душу, и у каждого времени свой крест. Если бы люди в большинстве своём искали не самоутверждения или сиюминутной выгоды, а взаимной любви и всего того, что ей способствует, нося тяготы друг друга, уже был бы рай на земле. А так, если не ад, то как минимум имеем предсказанный апокалипсис в его дурном и неприглядном смысле. Но другого человеческого материала у нас нет! Бог не будет его истреблять, если только сами люди этого не сделают друг с другом.
|
</> |