Жажда ужасного
meggirita — 01.04.2023Появление картины Ильи Репина " Иван Грозный и сын его Иван" на свет божий вызвало эффект разорвавшейся бомбы- кто-то с пеной у рта хаял творение, кто-то восхищался. Дважды на неё покушались душевнобольные, у которых она вызывала болезненные ассоциации. Игорь Подпорин, безработный из Воронежа, попытавшийся уничтожить бесовское полотно в 2018-м. Абрам Балашов, душевнобольной иконописец-старообрядец, в 1913 году кинулся на картину с криком "довольно крови!". Царь приказал картину с экспозиции убрать и запретил выставлять на обозрение. Журналу "Нива" запретили печатать репродукции, дабы не возбуждать сумасшедших, на которых она оказывала такое губительное влияние.
И, времена и нравы, контекст появления картины — недавнее цареубийство, казнь народовольцев. Блок в поэме "Возмездие" писал- "Победоносцев над Россией простер совиные крыла" Обсуждение картины скатилось в допустимое цензурой, споры о том, сколько крови пролилось, какой струёй, "открытый, или закрытый перелом". О крови Волошин пишет: "Ее так много, как будто здесь зарезали барана." Глаза Иоанна- почему выпучены, как стеклянные шарики. Этого не может быть, только у женщин с базедовой болезнью. Подключились врачи с высказываниями о достоверности изображённого.
Мол, Репин удовлетворяет у зрителей жажду ужасного. Ужасное может воздействовать на человека по-разному. Благородная позиция свидетеля несчастья- я не могу есть сдобные булки с сыром, когда в Африке народ голодает. Стыдно веселиться, когда людей убивают. Это благородно, возвышенно. И разрушительный эффект натурализма увиденного, ужас, аффект человека, который увидел, как прохожего переезжает трамвай, и не может есть, пить, спать. Вот, картина Репина- это, мол, трамвай, калечащий души. Репин отбивался от нападок, как мог- руками и ногами.
"В то время на всех выставках Европы, в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой сейчас же принялся за кровавую сцену".
Картина же имела при том потоке грязи ошеломительный успех. Репин пишет Поликсене Стасовой: "Какой бенефис выпал на мою долю! Конца нет телеграммам, письмам со всех концов России!" Критика пилила, кусала везде, куда только могда дотянуться, ела свой хлеб, а караван шёл. Единственно, кто пострадал- так это хранитель Третьяковской галереи Егор Хрусталёв. Он бросился под поезд и погиб, чувствуя свою вину за повреждение картины.
|
</> |