Извините за интересную книгу!

Оказывается, «Троицкий вариант» устроил мне форменный бенефис!

https://www.trv-science.ru/uploads/434N.pdf
Тут все по классике: мы два дня скакали за вами, чтобы сказать, как вы нам всем безразличны. Тема обсуждения – как Горькавый посмел свои недоказанные гипотезы излагать в научно-популярной книжке как доказанные, неэтично обманывая наивных необразованных читателей. Из самой темы дискуссии следует, что главные противники мою книгу в руках не держали. А если бы держали, то сразу бы поняли: речь не идет о научно-популярной книге. Речь идет о научной монографии. Есть четкие критерии, различающие эти два жанра литературы – и я, как написавший три монографии и шесть научно популярных книг, об этом различии прекрасно осведомлен (м-м-м, не уверен насчет участников дискуссии). Научная монография в области естественных наук характеризуется тремя главными особенностями: 1. Обширная библиография – в основном на профессиональные источники. 2. Математический аппарат. 3. Графики и фотографии, отражающие наблюдательные и экспериментальные данные. Открыв книгу «Пульсирующая Вселенная», выпущенную издательством «Питер» в 2024 году, легко обнаружить: 218 ссылок, 97 уравнений и 28 графиков и фотографий. 97 уравнений в популярной книге?! Нет, критики точно не открывали книгу.
Итак, я шел по классической схеме работы ученого: опубликовал несколько научных статей в специализированных журналах, обсудил работу в серии семинаров и научных конференций, а потом написал книгу «Осциллирующая Вселенная», которое издательство Челябинского государственного университета, где я имею честь быть профессором кафедры общей и теоретической физики, выпустило – внимание! – как монографию, полезную как учебное пособие для студентов. Сейчас топ-1 научное издательство Elsevier выпустило эту книгу на английском языке как научную монографию, полезную для студентов. А в монографии совершенно естественно обсуждать гипотезы и модели, сравнивать их друг с другом – потому что на каждое утверждение полагается делать ссылку или приводить доказательство. В монографиях никто никого не обманывает – там все раскладывается по полочкам и разбирается до деталей, сравнивается с предыдущими трудами и с современными наблюдениями.
Но в моей научной монографии есть один момент – она написана интересно. За свою длинную биографию, написав в сумме полтора десятка книг (первую монографию я опубликовал в 1994 году – больше 30 лет назад) я научился писать научные монографии по физике так, что их можно читать. Есть монографии, написанные прекрасными специалистами, которые читать просто невозможно. Вот только вчера смотрел такую, хотел узнать численное значение параметра Сафронова, которое собственно авторы и ввели. Нашел по предметному индексу, где этот параметр упоминается. Пришел на страницу, где прямо задается вопрос: Чему равен параметр тета? Ну, думаю, сейчас узнаю, но дальше идет 10 страниц формул, оценок, ссылок, отступлений и прочего, а оценки параметра тета нет! И начался другой параграф о другом. Вот, блин, думаю. Пошел по второй ссылке в конец книги – нашел. Уф!
Такие монографии читать невозможно, их можно использовать только как справочники. А мои монографии можно читать и даже с увлечением. Там есть сюжет, интрига, коллизии и озарения. И даже формулы не портят дело, а только усиливают доказательную базу, а для понимающих – служат источником удивленных инсайтов. Ну, извините за интересную книгу! Поэтому издательство «Питер», которое специализируется на научно-популярной литературе, предложило мне издать мою книгу под более популярным названием «Пульсирующая Вселенная». Я, конечно, согласился. Коммерческое издательство само решает – примет ли ее читатель книгу с интересом, или нет. Расчет «Питера» оказался абсолютно верным: полторы тысячи тиража было распродано за несколько месяцев, так что понадобилась допечатка. Это нормально – в западном научном книгоиздании всегда учитывается аудитория образованных читателей, которые вовсе не специалисты в данной теме. Дальше больше: китайское издательство закупило у «Питера» права на перевод книги. «Питер» выдвинул книгу на премию «Просветитель», жюри премии тоже расценило книгу как интересную – и включило в длинный список. Кто-то не доволен, что интересную монографию приравняли к научно-популярной книге? Да: с резким возражением выступил Сергей Попов (как следует из вышеозначенной дискуссии), видный популяризатор чужих работ, который, видимо, расценил мою монографию как вторжение в его кормовую нишу.
Пардон, господа, я никуда не вторгался, никого не заманивал и не обманывал, я делаю свою работу ученого, которую могут оценить не только специалисты, но и просто образованные читатели. Насчет «общепринятых» теорий: в космологии есть только одна доказанная теория – теория Большого взрыва, все остальные модели – гипотезы. Это не мое мнение, а мнение космолога Пенроуза, нобелевского лауреата. Так что не надо сильно выёживаться насчет «маргинальных» и «общепринятых теорий» в космологии. Двадцать лет назад я выдвинул теорию мультимпактного образования Луны. Примерно 15-20 лет понадобилось, чтобы эта теория сместилась из маргинальной зоны в зону майнстрима. Так что подождем насчет циклической космологии еще лет 10 – и тогда посмотрим.
В дискуссии было голословно заявлено, что моя книга написана без внимания рецензентов, и что обсуждаемая модель никому из космологов не интересна. Отмечу, что книга в Elseviere прошла не одного рецензента. Сейчас это издательство рассматривает проект моей новой книги, так он уже прошел положительных двух рецензентов и ждет третью рецензию. Насчет интереса других космологов: вчера я получил два письма (одно утром, другое – вечером, я еще не ответил на второе) от космолога, нобелевского лауреата, который поздравил меня с выходом книги, и два заинтересованных письма от испанского космолога, профессора английского университета, который развивает аналогичную модель Вселенной в черной дыре (его с соавторами статья, опубликованная в Phys. Rev., вызвала пару недель назад большой шум и в российской прессе. И как пробралась в Phys.Rev. модель, которая никому не интересна?). В общем, у меня ощущение, что я и Штерн с Поповым живем в разных мирах.
Эта дискуссия вызывает, конечно, следующие этические вопросы:
1. Можно ли обсуждать (и осуждать) книгу, которую даже в руках не держал?
2. Можно ли называть модель, построенную на решении тензорных уравнений, «патологической», если, по собственному признанию, не разбираешься в тензорах?
3. Можно ли делать громкие заявления от мирового космологического сообщества, если ты не вхож в это сообщество?
Но, боюсь, что ютубика с обсуждением этих вопросов мы не увидим…