Израильский балет представляет: «Серенада для лебедя». Вечер двух одноактных
afisha-il — 30.04.2024Верхнее фото – © Ирена Ташлицки
«Серенада» – известнейший одноактный балет в хореографии Джорджа
Баланчина на музыку Петра Ильича Чайковского. Бессмертное
произведение новой хореографии 20 века, ставшее отправной точкой в
современном балете и считающееся важной вехой в истории мирового
танца.
«Черный лебедь» – оригинальная постановка труппы Израильского
балета в хореографии прославленного греческого балетмейстера
Андониса Фониадакиса, создавшего необычную интерпретацию
знаменитого балета с современным и свободным видением «Лебединого
озера» Чайковского в музыкальной трактовке Жюльена
Таррида.
Необходимо отметить, что разрешение на возможность постановки
«Серенады» в Израиле Израильский балет получил от Фонда
Баланчина. Редчайший случай, так как политика фонда чрезвычайно
строга и только труппа, соответствующая всем критериям, получает
право на постановку «Серенады» – балета, отмечающего в этом году
почти юбилейную дату: 90 лет со дня премьеры.
В этом году отмечается и 120-летие со дня рождения Джорджа
Баланчина – хореографа, в немалой мере определившего направление
развития балета 20 века.
«Серенада» на музыку серенады для струнного оркестра Чайковского –
первый балет, поставленный Баланчиным в Америке в 1934 году и
ставший вехой в истории танца, признанным шедевром неоклассики,
ознаменовавшим начало новой эры. Вскоре после прибытия в 1933 году
в США Баланчин вместе с Линкольном Керстайном и Эдуардом Уорбургом
открыл в Нью-Йорке «Школу американского балета». В программу
обучения был включен класс актерского мастерства, чтобы показать
ученикам насколько выступления на сцене отличаются от уроков.
Основные сюжетные ходы постановки – опоздание балерины, падение и
тому подобное – Баланчин заимствовал у учениц во время уроков и
репетиций постановки. Хореография построена на летучих
пробежках кордебалета по сцене, а в разных эпизодах
занято разное количество танцовщиков. Баланчин не признавал
романтическую трактовку своего балета и отрицал наличие в нем
скрытого сюжета. Сценическая премьера, считающаяся официальной
датой рождения балета, состоялась 1 марта 1935 года в Нью-Йорке, на
сцене театра «Адельфи».
Вот что писал сам Баланчин о «Серенаде» в книге «Сто один рассказ о
большом балете»: «Вскоре после моего прибытия в Америку мы с
Линкольном Керстайном и Эдуардом Уорбургом открыли в Нью-Йорке
Школу американского балета. Я включил в программу вечерний класс
сценического мастерства, чтобы показать ученикам, как выступление
на сцене отличается от работы в классе. «Серенада» стала
результатом уроков, которые я давал. … Многие считают, будто этот
балет имеет тайный сюжет. Это не так. В нем танцовщики просто
движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета – музыка
серенады, если угодно – это танец при луне».
Несмотря на то, что пьеса Чайковского не была предназначена для
балета, танцевальный характер ее четырех частей предполагает
наличие различных эмоций и ситуаций, поэтому и создается
впечатление, будто балет имеет свою сюжетную основу: внешне
«чистый» танец образует своего рода повествование. И каждый зритель
вправе увидеть и различить в нем свою музыку и свой танец».
«Серенада» исполняется 28 танцовщиками – в голубых туниках на синем
фоне, невероятно живописная композиция и красивая сценография.
Баланчин создал несколько редакций «Серенады», постоянно что-то
меняя и добавляя. Версия, которая будет представлена Израильским
балетом, состоит их 4 частей: сонатина, вальс, русская тема и
элегия.
«Черный лебедь» – авангардный спектакль в постановке
экстравагантного Андониса Фониадакиса, предлагающего «свободный»
современный вариант этого произведения в жанре между нео-классикой
и модерном. Сочетание выверенной, размеренной классики и безумного
темпа Фониадакиса (подсчитать количество движений в секунду можно
только при замедленной прокрутке видео) обещает нечто невиданное и
не слышанное, а Жюльен Таррид, аранжируя музыку Чайковского, явно
не пожалел электронные биты.
Андонис Фониадакис представляет современный танец, позволяя себе
разъять на части классические балетные движения и классическую
музыку, но в темпераментном и идеально отточенном танце, где он
выстраивает свою новую хореографию на основе старой сказки. Балеты
Фониадакиса – минималистичны и всегда сочетают классическую технику
танца с современными и авангардными тенденциями хореографии. В них
много убыстренного темпа, динамики, ритма. Много балетной дерзости
и новейших хореографических приемов.
Хореограф, танцор, режиссер Андонис Фониадакис родился
в Греции. С сентября 2016 года он возглавляет Греческий
Национальный балет. Фониадакис – весьма известный европейский
хореограф, ниспровергатель прежних канонов. Он занимался
классическим балетом и различными техниками современного
танца, а также изучал импровизационный танец, вокал, актерское
мастерство и боевые искусства (кэндо). Он родился на Крите,
начал учиться балету в Афинах, затем, в начале 1990-х в течение
двух лет совершенствовал свое профессиональное образование в Школе
Рудра в Лозанне (1990-1992) благодаря полученной им престижной
стипендии Марии Каллас. Позже в течение двух лет танцевал в труппе
Мориса Бежара, где исполнял основные танцевальные партии, после
чего перешел в Лионскую оперу. Поставив хореографию нескольких
постановок «на заказ», в 2003-м году Фониадакис создал в Лионе
собственную труппу под названием Apotosoma.
Андонис Фониадакис танцевал также в Cedar Lake Contemporary Ballet,
в труппе Марты Грэхем, в балетных труппах Люцерна и Женевы,
Сан-Паулу и Вашингтона и в десятках других. Он сотрудничал с
известнейшими хореографами – Уильямом Форсайтом, Иржи Киллианом,
Охадом Нагариным, Начо Дуато, Терро Саариненом, Матсом Эком, Биллом
Ти Джонсоном, Сабуро Тешигауара и другими. И сейчас его имя по
праву продолжает этот ряд, а сам Фониадакис продолжает активно
участвовать в различных танцевальных проектах по всему миру, один
из которых – новый «Белый лебедь» в Израиле.
В 2012 году Фониадакис был удостоен приза Danza Award в Италии как
«лучший хореограф 2012 года» за балет Les Noces – «Свадебка» на
музыку Стравинского. В Израиле, в том же 2012 году, Фониадакис
представлял в Иерусалиме на Фестивале Израиля балет «Glory» на
музыку Генделя. Сценография того спектакля базировалась на игре
света и теней, белого и черного, на игре контрастов – так что в
своем «Лебедином озере» Фониадакис развивает найденную им линию
противостояния противоположностей, буквально накручивая ее на
сумасшедший темп. И еще Фониадакис разработал свою собственную
технику танца – иначе как достичь такого сумасшедшего темпа?– и
преподает эту технику по всему миру. Тем, кто хочет понять, как
достигается такой темп в движении танца, рекомендуем посмотреть
«Черный лебедь» Израильского балета.
«Лебединое озеро» – один из самых известных классических балетов с
завораживающей музыкой Чайковского, – говорит Адонис Фониадакис. В
привычном варианте – это два «белых» действия, когда балерины в
воздушных пачках создают на сцене волшебное захватывающее действие.
Но в самом либретто, помимо волшебства, заложены идеи естественного
и сверхъестественного света и тьмы, душераздирающей глубокой
истории, затрагивающей сердца зрителей. Создавая хореографию для
спектакля Израильского балета, я черпал вдохновение в контрасте
светлого и темного, «белой» и «черной» тем. Я исследую «темную»
сторону этой сказки и «высвечиваю» ее красоту и энергию,
дополняющую противоположную сторону.
Ведь именно эти противоположности идеально подходят для создания увлекательного романтического балета. Принц мечется между белым и черным лебедем. Белый – это женщина, о которой он мечтает, но которая так и остается недосягаемой. А черный лебедь – женщина, без которой он не может жить. Для меня искусство танца эфемерно, в нем нет постоянства, – продолжает Фониадакис, – ведь балет – Балет (от итал. baletto, уменьшительное от ballo – танцую) – это искусство тонких, изящных, производных от внутренних, движений. В моей хореографии много сконцентрированной энергии, она перетекает из одной формы в другую. Я не борюсь с физическими преломлениями, но пытаюсь их принять и оформить, стараясь перевести на язык, понятный не только самим танцорам, но и публике, которая находится в зале».
********
«Серенада для лебедя»
Единственное представление состоится в четверг, 2 мая, в 20:00 в
Оперном Театре Тель-Авива.
Заказ билетов в «Браво»: https://bit.ly/3UCKjRL
Сайт Израильского балета – http://www.iballet.co.il/
Фотографии – © Ирена Ташлицки – предоставлены пресс-службой Израильского балета
Пиар–агентство: [email protected]" style="margin: 0px; padding: 0px; border: 0px; vertical-align: baseline; font-weight: 700; text-decoration-line: none; transition: color 0.3s ease 0s; color: rgb(194, 68, 37);" target="_blank" rel="nofollow">Sofia Nimelstein PR & Consulting и Masha Hinich PR