Изменения в научной этике
scholar_vit — 15.08.2010В течение сорока лет, с 1932 по 1972 год в Таскиги, Алабама U. S. Public Health Service проводила клинические исследования сифилиса: (см. статью в Википедии). В них наблюдались 399 бедных черных фермеров-арендаторов. Хотя с 40-х годов уже было известно, что пенициллин прекрасно помогает при сифилисе, исследователи для чистоты эксперимента не давали пенициллин пациентам и следили за тем, чтобы те не лечились у "посторонних" врачей. Многие из них - включая детей с врожденным сифилисом - погибли. Эта история попала на страницы газет и привела к серьёзному изменению в правилах проведения исследований на людях.
Нельзя не отметить, что этот эксперимент был все же гуманнее тех, которые проводились в конце 19 века, когда сифилис прививали преступникам, умственно осталым и другим "неполноценным" людям.
Примерно в те же годы, когда заканчивался Таскигский эксперимент, в бразильских джунглях проводилось другое исследование. Американская комиссия по атомной энергии финансировала изучение мутаций у индейцев племени Яномамо. Предполагалось, что живущие вдали от цивилизации индейцы не подвержены действию искусственных мутагенов, и поэтому исследования помогут определить влияние радиоактивного фона на генетику. Группа исследователей собрала двенадцать тысяч образцов крови, расплачиваясь топорами, мачете или металлической посудой: среди находящихся на стадии неолита Яномамо металл очень ценился. Для генетических исследований были нужны имена индейцев и их предков, но те отказывались их назвать из магических соображений. Поэтому исследователи подкупали детей Яномамо или спрашивали жителей враждующих деревень об именах друг друга.
Кстати, группа обнаружила, что Яномамо не знакомы с корью, и у них нет иммунитета против болезни. Они вакцинировали индейцев, но при этом был выбран устаревший на тот момент тип вакцины - возможно, потому, что они могли получить его бесплатно (см. обсуждение в Charles C. Mann, Anthropological Warfare, Science, 291, 416–421, 2001). В любом случае началась эпидемия кори, причем некоторые из погибших заболели после вакцинирования. Вопрос о том, была ли эпидемия вызвана вакциной, обсуждается до сих пор (см. процитированную статью в Science). Глава группы, Джеймс Нил, говорил, что он хотел бы сделать больше для больных индейцев, но не мог, так как должен был тратить почти все время на сбор образцов крови.
В начале 21 века Яномамо потребовали обратно образцы крови своих предков (см. Jennifer Couzin-Frankel, Researchers to Return Blood Samples to the Yanomamo, Science, 328, 1218, 2010). Они хранились у ученика Нила, Кеннета Вайса, в PennState. Примечательно, что для нового поколения исследователей даже не возникает вопроса о праве индейцев на образцы: совершенно очевидно, что это право у них есть. Возможно, это показатель прогресса научной этики со времен Таскигийского эксперимента. Впрочем, следует сказать, что эти образцы были никому не нужны, и стояли в запаянных ампулах в холодильниках университета.
Образцы будут переданы индейцам через посольство Бразилии. Бразильские власти опасались, что Яномамо могут съесть образцы в ритуальных целях - но антропологи уверили их, что индейцы иногда поедают пепел мертвых родственников после кремации, однако вряд ли будут пить кровь. Тем не менее обсуждаются методы обеззараживания образцов.
В статье в Science рассказывается о том, что сейчас считается этичным исследованием таких народностей. Три года назад, например, Canadian Institutes of Helath Research опубликовали новые рекомендации, которые включают требование того, чтобы исследование было полезно племени, чтобы публикации переводились на его язык, а исследователи получали разрешение на передачу образцов коллегам.
В общем, путь от Таскигского эксперимента проделан немалый. Доказывает ли это существование нравственного прогресса? Не знаю.
|
</> |