Из моего телеграм-канала
alienist_l — 10.09.2023Психология и психотерапия как социальная машина.
Представление о психологии, как о социальной машине проистекает из необходимости равновесно и одновременно учитывать три опоры, обеспечивающие ее функционирование. В рамках этой метафоры можно учитывать и большее количество опор, но они требуют предварительного осмысления и обнаружения. Кроме того, выделение дополнительных опор не позволит в должной мере сконцентрироваться непосредственно на теме этого текста. Итак, что же, по моему мнению, обеспечивает существование психологии/психотерапии в общей культуре и в самой ткани социума? Что позволяет ей функционировать, оказывая таким образом, влияние на само общество? Как указывалось выше, их три: философия, религия, материальная, реально-физическая среда. Сознательно оставляю за рамками религию и материальный мир и не привожу уточнений и объяснений, которые необходимо было бы сделать при более полном описании функционирования упомянутой социальной машины. Делаю это с намерением полностью сконцентрироваться на философии.
Начав свое существование с времен Древней Греции, а в Индии
гораздо раньше, философия сохранила практически неизменным свой
вектор, направленный на обобщенное понимание и осмысление
устройства Бытия, включая и внутреннее Бытие и устройство человека.
Именно это устремление к обобщенной, как бы общей,
«внечеловеческой» и потому «общечеловеческой» истине и является
предметом моего размышления применительно к
психологии/психотерапии.
Выдвигаемый мой постулат состоит в том, что со времен возникновения
философии, она всегда была твердо укоренена в текущем социальном
устройстве человеческого сообщества, являясь неотъемлемой частью
культуры. По сути, идеи, мысли, концепции и прочие философские
построения прямо вытекают из самого бытия разных народов,
отражая своеобразие их исторического пути. С дальнейшим ходом
истории, когда появились и постепенно оформились национальные
государства, философия стала приобретать все более и более
национальные черты. Однако это возрастающее национальное
своеобразие мало осознавалось именно по причине существования общей
для философии целиком уверенности, что открываемые ими
закономерности носят всеобщий, обязательный для всех,
общечеловеческий характер. И тем не менее, философия, как западная,
так и восточная, да и всякая иная, прочно укоренены в том обществе,
в котором возникла, в определенной мере отражая и описывая его
особенности.
Психология/психотерапия, возникшие во второй половине 19-го века,
возникли в лоне западной философии, следовательно, в полной мере
являются отражением, продуктом самого существования западного
общества. Его культуры, ценностей, его истории, религии и
мифологии.
Русское социальное пространство, породив, разумеется, русских
философов, по целому ряду исторических причин, не породила
самостоятельно такого явления, как психология и последующая
психотерапия, взяв в свое время необходимые идеи из западного
общества и продолжая делать это до сих пор. Исследование конкретных
причин, почему так вышло, может быть любопытным и пролить
дополнительный свет на существующие неявные, глубинные основы
психологии российского культурного пространства. Но в этом тексте я
не буду останавливаться на этом, и перейду к своей основной
цели.
Текущий исторический период со всей остротой показал
необходимость по-другому, иначе описать и проговорить человека, в
первую очередь русского, а потом и всякого. Необходимо обдумать,
создать и развить философские основы для создания русской
психологии/психотерапии. Нашему обществу в лице русских философов,
которые суть плоть от плоти современного российского общества,
необходимо сделать совместно с психологами/психотерапевтами такую
работу, чтобы из самого основания жизни текущего общества были бы
сформулированы исходные положения русской психотерапии. Эту работу
сами психологи/психотерапевты, считаю, провести не могут. Причин
этому множество, их можно долго описывать. Упомяну лишь одну.
Психотерапия/психология- это такие области деятельности, где для
помощи другому необходим набор конкретных практик и техник,
позволяющих человеку осознать себя, проговорить кто он такой и
обеспечить таким образом когерентность и целостность собственного
«Я». Философские основания своей деятельности, в рамках каких
аксиом он действует- среднестатистический психолог не понимает, да
это и не нужно. Для этого нужны философы.
Совокупность всего необходимого в рамках вышеописанного я назвал
как «Суверенизация российского психотерапевтического
пространства».
|
</> |