Из мышления

Ну, представим, будто спросили.
Во-первых, надо сразу же отмежеваться от поверхностной аутсайдерской критики чужих воззрений. Да - идея какого-то субъектного Всевышнего, внешнего по отношению к мирозданию, выглядит какой-то, что ли, неумной карикатурой. Но это лишь для нас. А мы должны отличать метафору от модели, как-никак - современные люди. Рассматривать эту идею буквально - всё равно что разоблачать вопрос о творении всего сущего за шесть земных суток. Трактовать чужие метафоры как модели и громить их на этом основании - низкий жанр.
Надо понимать, что христианство было привито на иудейский подвой; развитая, крепкая традиция монотеизма, где в центре торчал суровый и справедливый "бог-с-мигалкой", иного просто бы не приняла. Замена иерархического бога-отца на любящее, всепрощающее вселенское начало просто не могла быть произведена как-либо иначе. Персонифицированный Всевышний, который не судит, но любит - компромисс с древними евреями; компромисс, который никому не вредит и ничего не портит.
Поэтому, кстати, Новый Завет не может работать без Ветхого. Прошу прощения за школотскую метафору, но на голую систему Новый Завет не поставишь - он был дарован носителям Ветхозаветного мировоззрения. Сначала Ветхий (как вариант предварительных практик), затем поверх него - Новый. В противном случае получаем ссаный кальвинизм, когда служение Маммоне приравнивается служению Богу.
Ну да, чуточку отвлекся. Обратно к пантеизму. Вот такой пример (не модель - метафора). Земная ось - она существует или нет? С одной стороны, нет же такой палки, как в глобусе, на которой бы это наше всё вращалось. С другой - ну самим вращением создаётся же что-то, что можно описать как ось?
Итак, земная ось (извините) - это "геометрическое место точек", которые остаются неподвижны, когда всё вокруг них вращается. Физически, конечно, это не так - Земля, не будучи идеальной сферой, в своём вращении вихляет как хочет. Но это и неважно: тут не модель у нас, а просто метафора.
А если распространить эту метафору на осознающую Вселенную, бесконечную и безграничную? Реальность - это волшебный танец дхарм, который мы по невежеству своему ощущаем как взаимозависимое происхождение. Дхармы кружатся в танце, но есть ли у этого танца неподвижный центр? И если есть, то где?
Бесконечность, безграничность. Где у неё центр? Там, куда укажешь своим вниманием, он и будет. Другого центра у мироздания для вас нет. Так что можно сказать без особой фантазии, что Бог - везде, где мы можем его найти. Хоть в церкви, хоть под камнем, хоть вот тут, прямо перед глазами, здесь и сейчас.
Тут же - истина, гласящая, что каждая песчинка, каждая единица опыта может являться учителем Дхармы. Всё об одном, одно обо всём.
|
</> |