Музей Гиме

Несколько лет спустя Гиме решил перевести свое учреждение в столицу. Париж предложил ему участок на престижной площади Йена, а в обмен на передачу всех коллекций в дар Франции, построил здание, идентичное зданию в Лионе. Новый музей был открыт одновременно с Эйфелевой башней - ко Всемирной выставке 1889 года. До своей кончины в 1918 году Эмиль Гиме постоянно развивал и пополнял музей, вел активную политику исследований, выставок, научных публикаций. Он умело пропагандировал свое детище, например, в 1904 году представил здесь Парижу Мату Хари, что вызвало взрыв интереса как к танцовщице, так и к музейной коллекции.
Мата Хари в зале библиотеки музея Гиме. Коллаж из снимков 1904 / 2024 годов.

Сейчас этот зал служит для проведения выставок, причем показывают здесь не только старинные, но и современные работы.
"Хранителей времени" китайской художницы и дизайнера Цзян Цюн Эр в библиотеке музея Гимэ.

Взгляд снизу на галерею и купол библиотеки

Экспонаты музея сгруппированы по географическому принципу, так я их и покажу.
Кхмерское искусство (Камбоджа)
Главный зал первого этажа. Надо всем царит башня храма Байон из древней кхмерской столицы Ангкор-Тхом. Начало XIII века.

Модель храма Байон (XII-XIII вв), одного из самых знаменитых памятников Камбоджи. 1899

Танцующие Апсары. Храм Байон. Конец XII - начало XIII века

Апсары — небесные танцовщицы и куртизанки, полубогини индуистской мифологии, духи облаков или воды. Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности.
Битва между Сундой и Упасундой. Около 967 г.

Этот фронтон представляет эпизод из индийского эпоса Махабхарата. Братья-демоны Сунда и Упасунда были непобедимы, когда сражались вместе. Когда они изгнали дэвов (богов) из их небесного города, те послали прекрасную Апсару Тилотамму, чтобы соблазнить братьев и разжечь между ними рознь. В битве за Тилотамму Сунда и Упасунда поразили друг-друга насмерть...
Дорога титанов. Конец XII века - начало XIII века

Такие статуи, расположенные по обе стороны дороги, встречали верующих на пути к воротам буддийского храма Преа-Кхан. Огромных многоголовых кобр обнимали или свирепые асуры (демоны) или мирные дэвы (божества) - как на этой скульптуре.
Будда, защищенный нагом. Конец XII века - начало XIII века

Кхмерские скульпторы умели очень убедительно изображать самадхи - высшую степень медитативного сосредоточения. Здесь изображен эпизод из жизни Будды, когда наг (многоглавый змей) спас его от дождя и ветра во время медитации. Обычно глаза Будды закрыты, но здесь зрачки и радужка прорезаны. Полагают, что это более позднее дополнение.
Индокитай (Вьетнам-Таиланд)
Бодисатва тысячи рук и тысячи глаз. Вьетнам, Конец XVIII - начало XIX века

Бодисатва Авалокитешвара воплощает индийскую традицию Сострадания к верующим в их поисках Пути, распространившуюся из Индии через Шелковый путь до Вьетнама, Кореи и Японии.
Туен Ань, основатель буддистского монастыря в Ханое. Вьеинам, Конец XVIII - начало XIX века

Будда Маравиджая. Таиланд, начало XIX века

"Маравиджая" - означает "покоривший Мару". Демон Мара, боясь, что Будда достигнет просветления, начал его искушать. Он насылал на Будду злых духов, затем своих дочерей в прекрасном облике, устраивал землетрясение и ураган. Но Будда оставался неколебим. Он призвал землю засвидетельствовать это, опустив к ней руку.
Индия
Голова Будды. 430-435 г.

Статуи Будды периода гуптов (IV-VI в.) - одни из самых совершенных в индийском искусстве, они символизируют безмятежность и гордую красоту буддийского канона.
Танцующий Шива. XI век

Эта статуя использовалась во время процессий. Отверстие в основании позволяло поместить ее на платформу, которую переносили поклоняющиеся. Для правителей Южной Индией IX-XIII веков Шива был верховным божеством. Здесь он запечатлен в позе "устрашающего танца, приносящего радость", через который бог демонстрирует свою силу, попирая демона невежества. Он держит барабан сотворения мира и огонь разрушения. Одна из рук указывает на ступню, перед которой поклонники должны пасть ниц и получить божественную благодать.
Женщина, прислонившаяся к дереву. X-XI век

Женское божество. Храм Пурана Махадева, X век

С древних времен в Индии существовало особое почитание женщин — от статуэток долины Инда до богинь плодородия и богинь-покровительниц, изваянных в эпоху Гуптов у входа в святые места. В средневековый период женщины оставались излюбленной темой скульпторов, как буддистов, так и брахманистов. Женские статуи предназначалось для украшения стен святилищ, они должны были очаровывать богов своим присутствием, а "женщины с деревом" символизировали плодородие.
Кришна, играющий на флейте. XIII век

Кришна - популярный индийский бог, одно из воплощений верховного божества Вишну. В индуистском искусстве Кришну часто изображают как веселого юношу-пастуха, играющего на флейте в компании своей возлюбленной пастушки Радхи, или как молодого воина-принца.
Непал - Тибет
Хаягрива со своей супругой. Тибет, конец XV - начало XVI века

Позолоченная медь, инкрустированная бирюзой. Непальские и тибетские мастера были большими специалистами по обработке меди. Их искусные работы с использованием различных техник — чеканки, ковки, литья по выплавляемым моделям, были известны от южных пределов Гималаев до Китая.
Хаягрива, бог-покровитель и защитник, имел три головы, шесть рук и четыре ноги. Еще одна голова - лошадиная - видна верху, силой ее ржания бог изгоняет демонов. Хаягрива изображен со своей супругой в позе яб-юм, что по-тибетски означает "отец-мать".
Рождение Будды. Непал, начало XIX века

По легенде, королева Майя по пути в родительский дом должна была остановиться в саду парка Лумбини (южный Непал), чтобы родить сына. Ребенок родился из правого бока матери, не причинив ей никаких травм. Здесь новорожденный изображен со сложенными руками под мышкой Майи. Королева грациозна и безмятежна, она стоит в саду под деревом, охватив одну из ветвей рукой. Статуя выполнена из чистой меди, следуя традициям непальского статуэтного искусства. Она сделана из трех частей, которые были отлиты отдельно, а затем собраны в единое целое.
Кали. Непал, XIX век

Кали "Черная" символизирует ипостась великой индуистской богини создательницы и разрушительницы, защитницы и воительницы, которая вызывает любовь и ужас. Она одновременно соблазнительна и пугающа, а цвет ее кожи - символ вечного времени и смерти. Кали часто изображается стоящей или танцующей на своём супруге, боге Шиве. Это метафора созидания и разрушением, Кали — это энергия, которая не просто разрушает старое, но освобождает место для рождения нового.
Танцующая Дакини. Тибет, XVIII век

В индуистской мифологии Дакини — демонические женские существа, составляющие свиту богини Кали. Они злобные и вредоносные, пьют кровь младенцев, насылают на людей безумие, портят скот. Однако в традиции тибетского и монгольского буддизма Дакини — небесные девы, в широком смысле — женские божества или духи. Они могут быть и добрыми, приносить счастье молодоженам. Когда-то у этой статуи была диадема и атрибуты, а под левой ногой лежала некая фигура. Если бы они сохранились, характер этой Дакини можно было понять лучше.
Афганистан
Ступа из монастыря Тапа-Калан. Хадда, Афганистан, IV-V век

Хадда - это комплекс археологических памятников I-V веков, расположенный в афганской провинции Нангархар недалеко от Пакистанской границы. В культуре Хадды удивительным образом сочетались элементы буддизма и эллинизма, что привело к высокой художественности и удивительному реализму произведений местных мастеров. Ступы и часовни местных буддистских монастырей были обильно украшены религиозными сценами и эпизодами из жизни Будды.
Голова Будды. Хадда, III-IV век

Цветочный дэв, IV-V век

Юноша, держащий цветы в отвороте своей одежды, является одним из знаковых буддийских произведений афганской Хадды.
Фигура этого дэва была парной с другой подобно фигурой; обе они находилась по сторонам ниши, обрамляя изображение Будды в центре.
Бодхисаттва из монастыря Фондукистан, VII век

Скульптура этого изящного, слегка улыбающегося божества была найдена в 1937 году при раскопках монастыря Фондукистан в горах Гиндукуша. Бодхисаттва сидит в позе «королевской непринужденности» и указывает на Будду, которых сидел ниже в большой нише. Это одно из последних проявлений буддийского искусства в Афганистане до прихода туда ислама.
Китай
Олень - тамбурин, V век до н.э.

Этот резной деревянный олень является ударным музыкальным инструментом. Он был найден в погребальной камере и был, возможно, частью небольшого символического оркестра. Музыкальные инструменты часто помещали в гробницы высокопоставленных людей, поскольку музыка была одним из шести искусств, которыми предписывалось заниматься аристократам того времени.
Лошадь и погонщик. Династия Тан, VIII век

Такие изящные и реалистичные керамические фигурки, расписанные цветными глазурями, изготавливали как погребальные принадлежности. Они были призваны охранять покой умершего и неприкосновенность его гробницы. Обычно статуэтки изображали слуг, солдат, танцоров, музыкантов. Нередко встречались животные, чаще всего это были лошади, иногда верблюды, а также их погонщики.
Архат Тамрабхадра, шестой ученик Будды. Династия Ляо или Цзинь, X-XIII вв.

Выдающийся образец обожженной и раскрашенной глазурью глиняной скульптуры, выполненной в натуральном размере. В мире известно лишь несколько подобных фигур, они были найдены в одном месте и по-видимому сделаны в одно время искусным мастером или группой мастеров. Все они изображают архатов - учеников Будды.
Золотой цветок в вазе. Династия Мин, ок 1600 г.

Ювелиры династии Мин славились умением работы с золотом и драгоценным камнями. Одной из используемых ими техник была филигрань, когда тонкие полоски золота или серебра скручивали и спаивали вместе для создания замысловатых узоров и красивых форм. В узоры тонкой золотой филиграни часто встраивались драгоценные камни красивой огранки, которые ввозились из Юго-Восточной Азии.
Ваза "Тысяча цветов". Династия Цин, XVIII век

В оформлении этой вазы сочетаются сотни хризантем, пионов, роз, лотосов, магнолий, ирисов, астр... Для раскраски использована палитра, которая в Европе называется famille rose. Ее характерной особенностью является использование пигмента, полученного из хлорида золота, позволяющего получать розовый цвет, впервые открытый в Китае на рубеже XVIII века. Каждое семейство эмалей должно было обжигаться при определенной температуре, поэтому эта ваза прошла несколько обжигов. На основании вазы имеется клеймо императора Цяньлуна (1736-1795).
Япония
Бисамонтен, король-хранитель Севера. Начало XIII века

Бисамонтен - один из семи синтоистских богов удачи и один из четырех буддийских небесных царей. Он повелевает северной часть мира и защищает северные регионы Японии. В руках он держит копье и ступу (пагоду учения Будды) - два своих главных атрибута. По японским верованиям Бисамонтен не только хранит несметные богатства, но и способствует их приумножению. Благодаря этому в Японии он пользуется большей любовью.
Пртрет Токи Ёрисада. XIV век

Ёрисада был монахом-мирянином, но его клан оказался вовлеченным в междоусобную войну, и тогда он стал военачальником, а потом и правителем провинции. Он был известен как ревностный приверженец дзэн-буддизма и основатель множества храмов в провинции Мино.
Самурайский шлем клана Вакизака. XVIII век.

Шлем увенчан пучком конских волос, а усы и воротник сделаны из медвежьей шерсти. Три деревянных "драконьих когтя", держат золоченную буддийскую драгоценность, которая, как считается, исполняет желания. Весь облик шлема предназначен внушать страх врагам.
Четыре демона. Фрагмент росписи фаянсового подноса. XIX век

На дороге Токайдо. 1863 г.

Этот раскладной альбом называется "Путешествие сёгуна из Эдо в Киото по дороге Токайдо". Он состоит из 162 листов, над ним трудились 15 художников. Часть гравюр посвящена проезду сёгуна (верховного военного правителя Японии) по Эдо(Токио), часть — самой дороге Токайдо, часть — древней столице Японии Киото. Две трети листов являются изображениями самых знаменитых мест на протяжении всего пути сёгуна.
У музея Гиме. Площадь Йены, Париж

|
</> |