Из чего состоят шапки-венцы русских царей
dombusin — 07.01.2022Отороченные мехом царские головные уборы, самая знаменитая из которых Шапка Мономаха, использовались для венчания на царство в течение двухсот лет – с конца 15 до конца 17 века.
Последними, кто принимал царство в такой шапке, были сыновья Алексей Михайловича Романова, Иван и Петр I. Их головные уборы, хранящиеся сейчас в Оружейной палате, несколько лет назад подвергались серьезной реставрации, и были разобраны кремлевскими мастерами для ремонта.
"Алмазные шапки" Ивана Алексеевича (слева) и Петра I Алексеевича
Так что стало понятно, как конструктивно устроены эти венцы, и как и из чего их собирали.
Обе шапки, так называемые «алмазные шапки» Петра и Ивана, изготовлены из серебра, позолочены и усыпаны драгоценными камнями. Они существенно отличаются от Шапки Мономаха богатым декором, выложенным бриллиантами и эмалью – так своеобразно повлиял царивший в Европе в момент создания венцов пышный стиль барокко.
Фрагмент декора алмазной шапки царя Ивана Алексеевича
Алмазные шапки предназначались для торжественных мероприятий, и делали их в спешке (хотя к коронации царевичей их все равно изготовить не успели бы, так что короновали более старшего Ивана Алексеевича Шапкой Мономаха, а Петра – сделанной для него временной копией такой же шапки).
Когда в ходе дворцовых интриг компромиссным решением стало посадить на трон сразу двух братьев, для Ивана и Петра изготовили не только две шапки-короны, но и трон с двумя сиденьями
То, что алмазные шапки собирали, торопясь, подтвердилось в ходже реставрации, и основы шапок, и внешний декор были явно сняты при разборе других регалий и украшений, остались и «незакрытые» места, на которых стояли позолоченные «заплатки».
Фото кремлевских реставраторов: в процессе разбора алмазной шапки Ивана
Предполагается, что основой для обеих алмазных шапок братьев-царевичей стал разобранный «Большой венец» основателя рода Михаила Романова, а часть внешних декорированных пластин пошла с убора старшего брата Ивана и Петра, царя Федора Алексеевича.
Каждая шапка состоит из внутреннего каркаса, пересекающихся серебряных дуг на обруче, и внешнего декоративного слоя - так называемых «запон» (пряжек), то есть отдельно изготовленных узорчатых элементов.
В алмазной шапке Ивана Алексеевича двенадцать таких запон, а в шапке Петра I – 32 более мелких.
При ремонте алмазных шапок реставраторы заметили, что декоративные элементы, запоны, были для экономии времени и материала переделаны из готовых украшений, брошей, браслетов, заколок и пряжек. На многих частях сохранились остатки прежних креплений и замочков, а на браслетных звеньях – эмалевые узоры с обратной стороны.
Одна из запон, снятая с шапки Петра - одинаковые элементы, скорее всего, были взяты с драгоценного пояса
Декоративные ободы над мехом были переделаны из пояса или наручья, а большой центральный элемент шапки Петра был раньше брошью или украшением для волос.
Зарисовки декоративных элементов с алмазных шапок Петра и Ивана
Переделка новых регалий из старых, взятых из казны, было совершенно обычным делом вплоть до конца 19-го века, поэтому изготовление царских шапок из других украшений происходило не только из-за спешки. Ведь в царском венце должны быть самые хорошие заметные камни, поэтому дорогие самоцветы кочевали во все новые украшения новых поколений Романовых.
Когда кремлевские реставраторы разбирали и чистили алмазные шапки, им приходилось быть очень аккуратными с внутренними каркасами венцов. Из-за того, что каркасы были переделаны из уборов предшественников Петра и Ивана, на металле было много отверстий от прежних креплений, так что основы местами выглядели просто кружевными.
Верхушка алмазной шапки Петра I со шпинелью и бриллиантами
Известно, что на верхушке алмазной шапки Петра I раньше был большой турмалин, но позднее камень забрали и вставили туда менее ценную шпинель. К счастью, совсем разобрать на камни венец Петра не решился никто, несмотря на то, что сам Петр эту шапку практически не носил, вероятно, она казалась ему старомодной.
|
</> |