Иванова. Эти дети давно уже стали взрослыми.

топ 100 блогов novayagazeta20.11.2022 Но я помню их детьми

На перемене я отправился искать свой класс. По расписанию у них была литература. Но литераторша предусмотрительно не пускала детей в чисто убранный и обильно оформленный стендами класс, сохраняя его для урока. И они носились по рекреации. Так назывался голый загон в конце коридора. Коричневый линолеум и светлые стены были исчерканы и избиты каблуками. Понизу шли серые гармошки батарей. Побросаны вдоль стен разноцветные портфельчики с наклеенными на них Микки-Маусами, дети с воплями носились друг за дружкой. Звук был такой сильный, что он, казалось, уже отделился от исторгавших его ртов и стал независимой субстанцией. Я вошел в субстанцию. «А-а-а! Алексей Михалыч пришел!» ― преувеличенно восторженно закричали ребята, бросаясь ко мне. Они сбивались вокруг меня в кучу, толкали друг друга, подлезая поближе, и старались с собачьей преданностью заглянуть мне в глаза. «Здрасьте, Алексей Михайлович! Здрасьте, здрасьте!» «Здравствуйте, ребята!» ― отвечал я, опуская руку на бурлящие вокруг меня плечи и головы. «Рад вас видеть! А где Иванова?»

Толпа, окружавшая меня, тут же превратилась в уносящийся вдаль поток. Поток летел посередине коридора и ревел: «Иванова! Иванова!» Огромными скачками, раскачиваясь всем телом, несся Сенцов, за ним, похохатывая, летела лихая Лунгина, мечтавшая стать зубным врачом, «потому что я люблю вырывать зубы» (из ее сочинения).

Им было все равно, за кем или чем бежать. Неестественным криком, нервным жестом прорывалась в них та энергия, что не находила выхода на уроке, где главное ― тишина и порядок.

Их исполнительность, их любовь ко мне ― все это на самом деле не было ни исполнительностью, ни любовью, а только всплеском сдавленных чувств, жалким восторгом оттого, что вот пришел взрослый, который не кричит на них и не наказывает их. «Иванова, Алексей Михалыч!» ― катился ко мне их победный крик. «Вот она! Вот она!» Желая сделать мне приятное, они тащили ее, скрутив ей руки за спину, а она упиралась в пол ногами в коричневых теплых чулках. «Алексей Михайлович, а что они!» ― кричала она, отчаянно выдираясь из цепко облепивших ее рук. Староста четвертого «Г» класса, где я был классным руководителем, стояла передо мной.

Это была крепкая, широкоплечая девочка со светлыми волосами. Платье ее скособочилось, волосы растрепались. Она тут же подбоченилась, выдвинула ноту вперед. Мгновение она укоризненно и строго глядела мне в глаза. От ее кривоватой фигуры веяло упорством пенька, который всем своим видом кричит:

«А вот не выкорчевать меня! Я тут уцепился, и не выкорчевать!» Иванова была сгустком витальной, непобедимой силы.

― А что они хватают и тащут, как фашисты! ― на одном дыхании проорала она. И продолжала кричать дальше, наступая на меня и тесня к подоконнику: «Это что, правильно, что я Рубцову списать русский не дала, потому что я староста и никому не даю, а он теперь подбил их меня ловить, гад поганый! — Связно излагать она не умела. ― Их десять на меня налетело, ну мальчишки понятно, а Лунгина? Я ей этого не прощу, Алексей Михалыч, помяните мое слово, я…»

― Подожди, Марина! ― крикнул я. Только так можно было ее остановить. ― Ты знаешь, что дежурные вчера не убрали класс? Я утром пришел: доска грязная, пол в бумажках. Ты думаешь, приятно мне и ребятам в таком классе учиться?

― Это Козлов и Мартемьянов вчера дежурили, два придурка! ― с новым возмущением завопила она, преданно глядя мне в глаза. ― Я их до четырех воспитывала! Вы ж знаете, они «трудные»! ― доверительно поведала она мне как коллега коллеге. ― И они б убрали, они б убрали, это точно! но завучиха, дура, пришла и нас прогнала, вы, говорит, хулиганите! Я их на сегодня опять назначила! Они будут у меня убираться, пока не умрут! Говнюки!

― Ты какие слова говоришь! ― рявкнул я. ― Ты где находишься?

― А что? ― деловито и смущенно она стала одергивать платье. В углах ее губ появилась улыбка: поскольку взрослые в ее шумной и дружной семье постоянно обзывали друг друга подобными словечками, то она считала, что и я не чужд этой привычке. ― Вы, Алексей Михайлович, не знаете, какие мальчишки у нас слова говорят. Вот, например, сказать вам, что Кирилл вчера Ире Стрижкиной в буфете сказал? На лице ее выразилась тревога, тревога из-за того, в каком плохом, просто-таки ужасном состоянии находится наш класс (особенно мальчишки). ― Она ела винегрет, а он сначала ей в какао плюнул…

― Не ябедничай! ― быстро закричал я, дурея и от шума вокруг, и от немыслимых поворотов в речи Ивановой. ― Проследи, чтобы дежурные после уроков не смылись!

― У меня не смоются! ― уверенно пообещала она и рассмеялась.

Не я, а класс назвал ее старостой. «Ребята, кто у нас будет старостой?» ― спросил я на первом же классном собрании. «Староста ― это человек, который составляет график дежурств и следит, чтобы он соблюдался. Тут нужен человек энергичный, решительный, с характером. Кого вы предлагаете?» ― «Иванову!» ― крикнули они. Она встала с польщенным видом человека, представленного к награде. «Ты согласна, Марина?» ― «Ну, я не знаю, справлюсь ли я! ― начала она, изображая из себя скромного героя. — Я устала от общественной работы, я в третьем классе у Нины Федоровны в учкоме была…» «Отказываешься? Не хочешь? Говори прямо!» «Нет, нет, я согласна!» ― вырвалось у нее.

На самом деле она ― командирша по натуре ― только и мечтала о том, чтобы быть старостой. Сейчас она испугалась, что желанная должность уплывет из ее рук.

«Буду работать, Алексей Михайлович!»

Иванова. Эти дети давно уже стали взрослыми.
Фото: Игорь Вайнштейн / фотохроника ТАСС

Иванова действительно как будто была создана быть старостой. В классе не было человека сильнее и смелее ее. Авторитет ее был велик. Даже мальчишки признавали, что у нее «железная воля», а «руки как грабли». Она никого не боялась. На перемене она могла подойти к старшекласснику, потехи ради дававшему щелбаны малышам, и заорать на него снизу вверх: «А ну перестань! Иди отсюда!» ― «Что-о-о?» ― «Что слышал! Уходи отсюда, а то я тебя сейчас к директору сведу!» Явку дежурных она обеспечивала почти стопроцентно (исключение составляли Козлов и Мартемьянов, последний островок анархии в классе).

Забывчивым она напоминала, ленивых подгоняла, упорствующих приводила на дежурство, схватив за волосы. Кличка у нее была «Бульдозер». Иванова-бульдозер.

В свои одиннадцать лет она умела все то, что должна уметь взрослая женщина-хозяйка: варить суп, печь пироги, наводить порядок в квартире… Ее отец был мастером на заводе Ильича, старший брат учился в автомеханическом техникуме, младший ходил в детский сад. Вместе с матерью она кормила и обстирывала троих мужчин. На асфальтовых дорожках нашего микрорайона я не раз встречал ее, энергично шагающую с двумя сумками в руках, из которых торчали перья лука и пучки макарон. Она не боялась никакой работы. Во время дежурства ей ничего не стоило сделать то, от чего увиливали и что не умели делать почти все ее одноклассники: вымыть пол в классе. Она чисто подметала, потом аккуратно засучивала рукава на своих жилистых руках, притаскивала из туалета полное ведро воды. Она мыла без швабры, быстро и ловко передвигаясь по классу враскорячку. Широко расставив пальцы, всей ладонью захватывала мокрый комок грязи и швыряла в ведро. Вдруг прерывалась ― не могла молчать больше трех минут.

Энергия и беспокойство за дела класса распирали ее. «Алексей Михайлович, как вы думаете, почему у нас мальчишки так плохо относятся к девочкам?» ― подступала она ко мне, бросив тряпку на пол и подперев бока мокрыми руками. Это был вопрос, но в возмущенном тоне его уже крылся ответ. «Что ты имеешь в виду, Марина?» ― спрашивал я, зная все заранее. «А вот послушайте, это разве правильно, ― возбужденно и бессвязно кричала она, подступая ко мне вплотную, ― что сегодня Хомякова попросила у Козлова линейку на матеше, а она ему на географии карандаш дала, это все видели и знают! А он ей линейку не захотел дать, а ей надо было немедленно квадратные сантиметры чертить, она дома не начертила…» «Подожди-подожди, давай по порядку!» Она замолкала, улыбалась, смущалась. Она знала, что она не очень умная, что в классе есть ребята способнее и начитаннее ее. Она была абсолютно безграмотна, то есть в слове «вода» писала «а». Немецкий давался ей трудно. Незнакомые слова вязли в ее речевом аппарате ― она запиналась, путалась в собственном языке, сбивалась.

Но все равно она была «хорошистка», то есть училась без троек ― и добивалась этого непрерывным упорным трудом, в неделю изводя полтетради на одно «исправление ошибок».

«Ты старайся говорить спокойно, связно, Марина!» ― просил я. «Хорошо, Алексей Михайлович! ― покорно говорила она, кивала сосредоточенно и через минуту опять забывала логику и связь, воодушевление и возмущение захлестывали ее, и она снова самозабвенно кричала хриплым голосом о «подлом Кирилле», о «нашем коллективе», о линейках, ручках, кнопках, подножках, пинках и «работе цветоводов».

После уроков я пришел в класс посмотреть, что происходит. Козлов и Мартемьянов подметали. Иванова стояла в проходе между рядами, уперев руки в бока. Мартемьянов был худой и высокий мальчик с коротко стриженной рыжеватой головой. Видимо, он подчинялся ей, но внутренне дурачился. Его друг и соратник, маленький черноглазый Козлов, подражал ему. Они быстро и часто махали вениками, отчего бумажки и пыль поднимались, кружились в воздухе и опускались на прежнее место. Они скользили по линолеуму, как на коньках. Выходило нечто вроде фигурного катания с вениками. Они доскользили до стены, синхронно сделали ногами фигуры и закричали разом:

― Все, Иванова!

Она строго окинула взглядом пол.

― Плохо подмели! Еще раз подметайте давайте!

― У-е-у! ― недовольно загудели они, но начали заново. Теперь они не скользили и не выкидывали коленца, а мели хоть и не очень чисто, но прилежно. Они смели мусор в кучку.

― Собрать и вынести! ― приказала Иванова, и оба, обрадованные тем, что избавились от унылого подметания, бросились на колени и руками стали заталкивать мусор на фанерку. Ссыпали с нее в ведро. Побежали к окну, открыли створку (это был первый этаж), полезли на улицу. Козлов выпрыгнул первым. Мартемьянов подал ему ведро и отправился за ним. Иванова молча ходила по классу, обдумывая, можно ли переходить к мытью пола.

Иванова. Эти дети давно уже стали взрослыми.
Фото: С. Крузман / ТАСС

― Алексей Михайлович, я их убью! ― вдруг обиженно закричала она. ― В столах бумага! — Она по локоть запустила руку в парту и вытряхнула на пол ком, тут же распавшийся на обрывки промокашки, огрызок яблока, вырванный из дневника лист. ― А вот вы скажите, Алексей Михалыч, что, так можно поступать, как они поступают… Я думал, что она о дежурных, но ошибся: ― В четвертом «Б», вы знаете, к конкурсу республик украинский танец готовят, а у нас Молдавия, и наши мальчишки сказали, что не будут с нами танцевать! А я думаю вот что, давайте пойдем без них в поход! ― ее тревожные и честные глаза неотрывно глядели мне в лицо. ― Давайте пойдем в Абрамцево, я там уже была, или по местам боевой славы! Я пирожков напеку, знаете, я какие уме… Но закончить не смогла. Со стуком распахнулась створка окна. Козлов с хохотом прыгнул в класс и за шиворот стал втягивать Мартемьянова. Тот специально оставался прям и неподвижен. Наконец Козлов втащил его. Мартемьянов лежал лицом на полу, а ногами на подоконнике. Рубашка и пиджак у него задрались, обнажив бледную спину с хрупким прутиком позвоночника.

― Убирать, гады! ― крикнула Иванова.

― Принесли… мой… труп! ― сказал Мартемьянов, давясь от смеха.

― А я рыцарь Йорик! ― крикнул маленький черноглазый Козлов, опуская поднятое вверх дном мусорное ведро себе на голову. Откуда он знал про Йорика?

― Я тебе дам Юрик! ― Иванова бросилась к ним. Ей было стыдно передо мной, стыдно, что в нашем классе есть такие недисциплинированные и распущенные люди, не понимающие всей важности уборки. ― Убирать, вы, я сказала! Мы вам «два» с Алексей Михалычем поставим, поняли, вы! Алексей Михалыч, смотрите, они что в парте оставили!

― Друзья! ― сказал я, сидя за последним столом, где проверял тетради. ― Вы не правы. Вы второй раз убираете, и второй раз плохо. А что, если я рассержусь?

― Алексей Михайлович рассердится, поняли, вы, дураки! ― подхватила испуганная Иванова. Она испугалась не за себя, а за меня.

Она не могла позволить, чтобы Козлов и Мартемьянов причинили мне такой вред ― рассердили меня. Она в некотором роде опекала меня, заботилась обо мне. На перемене подходила, протягивала ладонь ― на ней лежал мандарин («Кушайте, Алексей Михайлович! Вам полезно!»).

И вдруг кулаком ударила в ведро, из-под которого донесся крик ужаса и боли. Козлов сорвал с себя свой рыцарский шлем ― и тут же подвергся нападению. Иванова быстро протянула свою мускулистую руку и так сильно дернула его за ухо, что голова чуть не слетела с плеч. Козлов и Мартемьянов были легкомысленные ребята. Я чувствовал, что сегодня Иванова будет бить их.

― Ты что, бульдозер? Ты дура? Дура? ― крикнул Козлов.

― А за дуру воспитывать буду! ― неумолимая Иванова толкнула его в грудь. Оба в панике обратились в бегство. Стулья посыпались со столов. Дежурные с хохотом бросились в двери. Она ― за ними.

Я вздохнул и встал. Конечно, она догонит их. В этом не было никаких сомнений. Сначала она догонит более слабого Козлова и побьет его. Завтра он придет в школу с распухшим ухом и расскажет, что его укусила пчела. Потом она будет час бегать за Мартемьяновым по всем этажам, настигнет где-нибудь на лестнице, отлупит, согнет в дугу, заломит руку за спину и приволочет убираться. Но будет уже поздно, где-нибудь полчетвертого. Уже начнутся уроки второй смены.

До начала уроков второй смены оставалось пятнадцать минут. Доска по-прежнему была в белых разводах, на краях нестертые буквы. Стулья разбросаны, пол в бумажках. Тряпка грязная. Брошенное ведро валялось на боку, веник стоял у стены. Как классный руководитель, я поддерживал Иванову, а как человек я понимал Козлова и Мартемьянова. Мне было жалко их ― безвредные бездельники, два тщедушных хохотуна, на которых махнули рукой учителя и которыми занялась грозная Иванова. Что им было тут стараться, что любить, что беречь? Эти стены со стендом «Учись учиться»? Буфет с винегретом? Все тут было не мое и не их ― казенное, постылое. Я поставил ведро, взял веник и начал мести, собирая бумажки в кучу.



Алексей Поликовский,
обозреватель «Новой газеты»


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почти каждый третий немец считает, что Германии бы не повредило, если бы во главе государства стоял сильный человек, который бы правил, особо не оглядываясь на парламент или выборы, сообщает Sueddeutsche Zeitung. Такие данные содержатся в ...
35 лет назад (фотограф Питер Дюк) ...
Рано утром сильному обстрелу подвергся Докучаевск. В городе повреждены несколько домов и доломитный комбинат. Три дома повреждены обстрелом ВСУ в Докучаевске, произошел пожар на фабрике инертной пыли. Пожар на территории фабрики инертной пыли в Докучаевске произошел в результате ночно ...
Пафос - известный курортный город на Кипре. Здесь можно и отдохнуть, и искупаться, и пошопиться, и даже полазить по историческим местам, развалинам, церквям и разным памятникам. Если Вы выбрали именно Пафос для своего отдыха на Кипре, то Вы все это спокойно увитдите и так. А что если Вы ...
От Проспекта мира до Парка культуры ехала 3,5 часа.Я лет 5 в таких пробках не бывала)))) Движение по встречке было как в час пик без пробок.Сколько же у нас АМР ,мигалок и прочей хуни,даже ЕКХ один видела!...Даже умудрились два автобуса с ...