Ивана Нешич строит новый город

Тут подходят девери к ней оба,
Берут любу за белые руки
И ведут замуровывать в башню,
Закричали на зодчего Раду,
Рада-зодчий мастерам прикрикнул,
Но смеётся молодая люба:
Ей сдаётся — с нею просто шутят.
Стали город городить над нею:
Рубят триста мастеров поставы,
Рубят срубы, камнем засыпают,
До колен уж бедную закрыли, —
Все смеётся молодая люба:
Ей сдаётся — с нею просто шутят.
Рубят триста мастеров поставы,
Рубят срубы, камнем засыпают,
Уж по пояс бедную закрыли---
Несчастной Гойковице удаётся упросить зодчего, чтобы он, запечатав её в камень, оставил два окошка: одно для кормящей груди, чтобы младенца Йово приносили утром и вечером покормить, а второе для глаз, чтобы мать могла видеть своё дитя. Так и поступают. В первую неделю мать ещё лепечет ласковые слова своему сынку, во вторую теряет голос, то есть умирает, но молоко из мёртвой груди чудесным образом течёт ещё год, и мальчик Йово вырастает крепким и здоровым. И город стоит.
Место, где замуровали Гойковицу, известно. Там на стене известковые потёки от жёсткой воды, и есть суеверные люди, которые считают, что это молоко и лечатся им от разных болезней. Особенно кормящие матери, когда теряют молоко.
Значит, и глаза до сих пор смотрят.
На сюжет старинной эпической песни о построении города Скадра молодая белградская писательница Ивана Нешич и написала свой роман «Замурованная» [«Узидана»]. С детства ей не давало покоя, что имя погибшей осталось неизвестным. Её называют млада люба, но это обычные эпитеты фольклорной поэзии для девушки или молодой женщины, называют Гойковица, но это имя по мужу.
Народный сказитель не дает ей права голоса, поэтому я решила сделать именно это: дать ей возможность высказаться, позволить ей самой принимать некоторые решения, а не просто слушать других... [из интервью]
Лучшей рекламы мне и не понадобилось. Чем «Замурованная» сразу подкупает, это исключительной доступностью и современностью языка. Это сознательное решение романистки, которой хотелось бы, чтобы аудитория смеялась не над действующими лицами, а вместе с ними. Дело в том, что в сербской исторической литературе (не с лёгкой ли руки Павича и Горана Петровича?) принято максимально архаизировать не только прямую речь персонажей, но и авторскую, косвенную. Иногда это создаёт комический эффект, что-то в духе «Цветочного креста» Елены Колядиной. Так вот, лексикон героини «Замурованной» ничем не отличается от лексикона любой нашей современницы. Но мыслит она отчётливо другими категориями. Таинственная вила на горе, алчущая чьей-то крови, и приблудившаяся козочка для неё равно... субъектны, если можно так выразиться.
«Замурованная» получила премию журнала «Забавник» за лучшую книгу для молодёжи и подростков 2024 года. Критики спорят. Кто-то пишет: Ивана Нешич разрушила старый Скадар и построила новый. Сама писательница утверждает, что писала свою книгу для себя и для всех, кому хотелось бы, чтобы у старинной песни о построении Скадра был другой финал, более справедливый.
И в этот раз финал будет другим.

|
</> |