Иван Николаевич Павлов

О чём говорит лично вам его имя, не заглядывая в интернет и не спрашивая у приятелей-знакомых профессионалов?!

Иван Николаевич родился 5 марта 1872 года в деревне Поповка Тульской губернии ( ныне это уже стало Московской областью и входит в Каширу), а на 79 годе жизни — 30 августа 1951 года художника не стало. Иван Николаевич Павлов — русский и советский гравёр и живописец. Народный художник РСФСР 1943 года. Лауреат Сталинской премии второй степени 1943 года . Работал в технике тоновой гравюры, одним из первых утвердил новый вид гравюры, в котором мастер-гравёр является самостоятельным художником. Вначале создавал репродукционные ксилографии для журналов («Запорожец», с этюда И. Е. Репина, 1895), с конца 1900-х гг. — преимущественно оригинальные станковые цветные ксилографии и линогравюры. В первой четверти XX века сделал серию альбомов оригинальных гравюр: «Уходящая Русь», «Уходящая Москва», «Старая провинция», «Останкино», «Пейзажи в цветных гравюрах на дереве».

Предисловие
„Уходящая Москва“ Ивана Николаевича Павлова дает ряд видов родного нашего города в художественных гравюрах. В общем, — конечно, событие. А кто в широкой публике, в руки которой попадет альбом, поймет, в чем дело? — Чем авто-гравюра отличается от простой репродукции?
Придется вначале поговорить именно об этом, несмотря на то, что, конечно, только в обществе недостаточно культурном можно механическую репродукцию смешать с художественным созданием — гравюрой. Все дело в том, что репродукция передает картину какую-нибудь или природу средствами машинно-неживыми. Фотография с картины или пейзажа запечатлеет достаточно четко все, что отразится на светочувствительной пластинке. Кажется, чего же больше? А если подумаем мы: все ли сумеет отразить аппарат? Или же, наоборот, слишком много отражает он?
Фотографическое, неживое отражение мира отличается от художественного тем, что оно действительно отражает все, что в мире есть, и существенное и несущественное, без всякого разбора. Художественное же создание всегда переработает то, что мы видим. К этому мы очень непривычны, а ведь по существу художник отличается от простого смертного богом ему данною способностью видеть в мире красоту и правду. А чтобы видеть в мире существенное, надо, может-быть, уметь закрывать глаза на неважное. Так выдвигается на первое место новое искусство: искусство смотреть и видеть, что вовсе не так-то легко.
Автогравюра, то-есть гравюра, созданная не на основании чужого умения видеть, как, например, гравюра с картины, и отличается от фотографии творческим этим, художественным взглядом на мир. Фотография разве заменит когда-нибудь ту действительность, с которой она снята? А вот гравюра всегда и всюду новое что-нибудь сумеет нам рассказать о том, что она изображает. Вот силуэт старого монастыря. Сколько раз проходили мимо него москвичи и кто, кроме художника, сумел уловить и запечатлеть не передаваемую поэтичность сумеречного часа? — Памятник Пушкину, насупившись, стоит посреди городской нелепой сутолоки страстной площади. Художник вовсе не вырисовывает всех подробностей. Человеческие фигуры остаются теми же неясными пятнами, какие проходят перед сознанием нашим в ежедневной нашей жизни. Фотография запечатлела бы отчетливо каждое лицо: и сказала бы ложь, потому что мы не видим так отчетливо прохожих. Художник всегда же более верен правоте, нежели машина.
И еще одно хочется сказать по поводу альбома. И. Н. Павлов — лучший у нас знаток старой Москвы, той Москвы, которая обречена волей истории на погибель, которой вот — нет уже сегодня. В этой области гравюры его — событие исключительного значения. Потомство будет по ним изучать старый наш город. Дом Леонтьевых, например — сколько грусти в разрушении его! — Но и о некотором долге с нашей стороны рассказывает нам художник. Кто из московских жителей знает эту великолепную церковку святого Марона на Бабьем городке? — Красоту простую и скромную, но такую настоящую вокруг нас открывает художник — там, где никто ее не видал до него.
За это ему — спасибо.
Мастер теоретик государственных свободных художественных мастерских
Алексей Сидоров
М. 1919.

От автора
Серия гравюр „Уходящая Москва“ мною начата в 1909 г., и была на ежегодных выставках графического искусства у Лемерсье, Московского т-ва, Современной живописи. Заветной мыслей моей было широкое распространение гравюр среди масс. В 1914 г. мною было предложено т-ву И. Д. Сытина заменить в календаре „Царь-колокол“ механические репродукции с картин цинкографией, дуплексом и меццо-тинте, помещаемые там до того времени, моими авто-гравюрами. Т-во пошло навстречу и в 1916 г. выпустило календарь „Царь-колокол“ с „Уходящей Москвой“ и статьей Сергея Глаголя в количестве 20.000 экземпляров, который и разошелся в несколько дней. Данный успех, который я имею основание приписывать в большей мере моим авто-гравюрам, дал мне возможность итти и далее по этому пути. Вскоре мною была выпущена „Уходящая Москва“ в 100 экземплярах отдельным изданием, с моими ремарками, каковое также быстро разошлось. Моя задача — распространение гравюр среди масс — в настоящее время осуществлена, но наступившая война, а также кризис в печатном искусстве, а главное, бумажный кризис, заставляет сократить мою деятельность до минимума, но всё-таки благодаря содействию т-ва Сытина, даёт возможность, хотя отчасти, выполнить задачу. Серия гравюр „Уходящая Москва“ вновь мною просмотрена, и я остановился на настоящем формате, который будет проведен и в дальнейших выпусках гравюр. Гравюры оттиснуты с досок в четыре и пять красок мастером Морозовым, обложка тиснута Иваном Козловым под моим руководством.
Руководитель гравюры первых государственных свободных художественных мастерских
Иван Павлов










Возможно Скачать издание в формате pdf
Издание оцифровано РГБ ( орфография того времени сохранена).
#архитектураповторникам #жилабылаосень
Что хотелось бы добавить от себя лично... Вот эта статья задумывалась(стояла в планах и была сформирована более 1,5 лет назад). К 150-летию со Дня рождения Ивана Николаевича Павлова. Но... как-то в марте 2022 года мне показалось неуместным почему-то, я засомневалась в актуальности материала, потому что и на страницах Жж и во всех СМИ наших и мировых была одна событийная тема, безусловно важная...
Однако, хорошо подумав и на время отложив, решилась этой осенью напомнить о деле такого известного человека. Потому что назвав свою страницу«человековедением», невозможно не касаться судеб человеческих, повлиявших на развитие настоящей культуры, вплетённых в историю своей страны и истории человечества в целом.
Очень бы хотелось, я надеюсь, что уроки нашей истории будут вестись в ключе неразрывности дат и событий от судеб и дел человеческих, их чаяний и стремлений.
Спасибо за внимание, друзья и читатели! (Статьи на этой недели будут выходить отложенными, отвечать на комментарии буду по мере сил).