Итоги

Итогов не будет. Я их в конце года не подвожу. Я их в конце своей жизни подведу. Если успею, конечно.
А в конце года мне лень их подводить.
А ещё я в Деда Мороза не верю.
И в человечество тоже.

Вот в детстве, начитавшись Ивана Ефремова, я была уверена, что непременно увижу счастливое будущее землян, поживу в обществе свободных, равноправных, гармонично развитых людей. У них будет прекрасно всё — и мысли и тело!
И люди непременно полетят к звездам, и светлый их разум покорит пространство и время!

Всё, что происходило вокруг меня, в моём счастливом советском детстве, говорило мне, что так и будет. Надо только немного подождать. Совсем чуть-чуть. Искоренить всякие досадные пережитки прошлого, и начнётся светлая эра!
А теперь, спустя десятилетия, убедившись, что досадные пережитки прошлого превратились в наши идейные скрепы и кнопы, я убираю свою веру в светлое будущее человечество в дальний угол.
Закрываю в глубинах сознания, как вещь красивую, добрую, вечную, но совершенно не нужную.
Придавливаю тяжёлым и надёжным романом Фёдора Михайловича Достоевского. «Бесы»

«Бесы» Сложный роман. Тяжёлый роман. Жестокий роман.
Для русского человека нелицеприятный. Обидный до невыносимости!
Не удивлюсь, если Фёдора Михайловича в иностранные агенты запишут, в розыск объявят, романы запретят. Ужас какой писал!
Святая Русь — страна деревянная, нищая и… опасная, страна тщеславных нищих в высших слоях своих, а в огромном большинстве живет в избушках на курьих ножках.
Сколько я вижу и сколько судить могу, вся суть русской революционной идеи заключается в отрицании чести. Мне нравится, что это так смело и безбоязненно выражено. Нет, в Европе еще этого не поймут, а у нас именно на это-то и набросятся. Русскому человеку честь одно только лишнее бремя. Да и всегда было бременем, во всю его историю. Открытым «правом на бесчестье» его скорей всего увлечь можно.
Читать «Бесов» тяжело. Потому что развенчиваются последние иллюзии о высоком предназначении человека. Потому что страшно всматриваться в чёрную бездну человеческого сознания.

Разумеется, не все представители рода человеческого являются типажами романа Достоевского, совершенно не все.
Но большинство... большинство таит в себе эту чёрную бездну.
И, когда внешние обстоятельства позволяют, выпускают своих бесов, не таясь и не удерживая. Они были, есть и будут. И время не изменит сущности человеческой натуры, которую так ярко и образно описал Достоевский.
Время меняет только обстоятельства жизни человека, условия его существования. Повозку, запряжённую лошадьми, человек поменял на скоростной автомобиль. Скорость и комфорт улучшились. А человек нет.
Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо.
Поэтому не стоит грезить об обществе свободных, равноправных, гармонично развитых людей.
Не будет этого.
Но отравлять себе жизнь, скорбно взирая на несовершенство человека, не стоит.

Прошедшие выходные я провела в компании детей и внука. Домой возвращалась, нагруженная подарками, и дети посадили меня в такси, чтобы облегчить часть долго пути.
Водитель, молодой интеллигентный человек, завёл разговор. Я поддержала. Мужчина воодушевился и, пользуясь длинной дорогой, стал рассказывать мне истории из жизни таксиста, сокрушаясь, что люди становятся более злыми, агрессивными, бесцеремонными. Мы обменялись мнениями, с чувством глубокого удовлетворения отметив, что наши взгляды совпадают.
— Так что же мы можем сделать? — после небольшой паузы вдруг спросил меня парень. — Мы же не можем повлиять на этот процесс, мы не можем изменить ситуацию. Что нам делать?
— Оставаться человеком. Всегда оставаться человеком. У нас есть свобода выбора. Мы можем превратиться в хамло базарное, в существо подлое и это произойдёт быстро и весело. А можем оставаться человеком. Это уже трудней.
Дальше развить тему мне не удалось Пора было выходить.
И я вышла, продолжая уже внутренний диалог.

Да, хорошо быть богатым и наглым. Или не богатым, но сильно наглым. Или не богатым, не наглым, но подлым. Хорошо, наверное. Но, ведь противно...
До чего же противно!
И, возвращаясь к Достоевскому и его «Бесам»
Никогда разум не в силах был определить зло и добро или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно, напротив, всегда позорно и жалко смешивал.
А вот с этим я не согласна.
Разум может определить добро и зло, и даже отделить зло от добра. Разум всё может. Если захочет. В этом и заключается свобода выбора.
А в наступающем Новом Году я хочу пожелать себе и всем правильного выбора, чтобы потом не было противно. От самого себя.

Текст украсили картины Владимира Куша, американского художника русского происхождения. Художник-сюрреалист, метафорист, русский Сальвадор Дали, он даёт нам возможность нового взгляда на мир. Воспользуемся этим!
