Итоги
kritmassa — 29.01.2010 Состоявшаяся и даже идущая кое-где до сих пор дискуссия о текстах Виктора Топорова оказалась полезна одним: были внятно обозначены представления литературного сообщества о допустимом и недопустимом в критике.Вадим Левенталь высказался в том духе, что Топоров большой мастер, т.к. "балансирует на грани", нигде ее не переходя. К тому же он персонифицирует нелицеприятную, некоррумпированную дружбой и приятельством, литературную критику, что такая редкость в том обществе взаимного восхищения, какое представляет собой, по Левенталю, наше литсообщество. Вадиму вторит Галина Юзефович. Ей, правда, Топоров ужасно неприятен, но приходится себя пересиливать - "отшелушивать брань и грубости". В отшелушенном же виде - перед Юзефович предстает уникальный автор, способный на такую яркую любовь или ненависть, на какую не способен никто из наших анемичных, "не холодных и не горячих", современников.
(Заметим, что то же самое, в сущности, утверждал ранее и Дмитрий Бавильский. У него, впрочем, были и более прихотливые идеи об игре Топорова с "медийными образами" и пр., но они высказывались в подзамочной записи и при попытке обсуждения их вслух автор очень застеснялся. Как, кстати, застеснялся и сейчас, отказавшись от своего постоянного сотрудника и делегировав всю ответственность за появление его текстов формальному редактору рубрики. Поэтому его в расчет брать на всякий случай не будем.)
Страстность и борьба с коррупцией дружбы и обществом взаимного восхищения - это очень хорошо и интересно. Об этом можно долго рассуждать, а на Опенспейсе этой проблеме был даже посвящен специальный блок материалов, в том числе отличный текст Льва Данилкина.
Но как-то не получается. Потому что вы говорите о "балансировании на грани" и о "резкой, бескомпромиссной критике", но я-то помню, как увидел имя лежавшего тогда в коме Василия Аксенова в специально изобретенной Топоровым "для итогов года" номинации - "полуживой классик". И я думаю, неужели Галина Юзефович продолжала бы говорить о том, что здесь, конечно, Топорову "изменили вкус и мера", но, "в целом он персонаж нужный и полезный", если бы этот "полуживой классик" относился не к покойному Аксенову, а - не дай Бог - к ее отцу, писателю Юзефовичу? Или все-таки такая горячность и страстность показалась бы ей чрезмерной?
Сегодня я читаю первую строку новейшего опуса Топорова: "Пусть о Татьяне Москвиной напишет кто-нибудь иной из наших жирных фриков: допустим, Дима Быков…"
Вадим Левенталь, вам все еще продолжает казаться, что идет искусное балансирование на грани? Вы по-прежнему полагаете, что "жирный фрик" (пусть и в стихотворной пародии) это хорошая альтернатива так надоевшим вам критическим комплиментам?
Я не ценю позднее творчество Аксенова и совсем не поклонник Быкова - и готов приветствовать любую их резкую критику (а резкую критику Быкова и сам публиковал в "Критической Массе"). Виноват - не любую: такую критику я публиковать не готов. Такую критику я не готов признать имеющей право на существование. А коли она существует - я не готов признать за ней право называться критикой и располагаться в публичном пространстве. В специальной зоне, маркированной как опасная, - да, пожалуйста.
Исторически сложилось однако, что в нашей печати нет специальных вольеров для инфицированных авторов. Издание, публикующее такую критику - публикует ее наравне с другими материалами, игнорируя ее особый статус, если угодно, нарушая карантин. Нарушение карантина ведет к неизбежному инфицированию всего издания.
Есть известная фраза Ахматовой про "добрые нравы литературы". "Добрые нравы литературы" - не значит "добренькие". Добрые нравы литературы имеют в виду и полемику, и критику, вплоть до резчайшей. Они не имеют в виду мордобоя и плевков, пасквилей и уличных дразнилок.
Когда-то Цветаева написала статью "Цветник", где цитировала критику нелюбимого ею Адамовича, как примеры непозволительных суждений о поэзии. Из текстов Топорова, как все прекрасно понимают, составить такой "цветник" будет несложно. Но много чести. Даже двух приведенных мною примеров достаточно.
Мне достаточно. И я хочу понять - а Галине Юзефович, Вадиму Левенталю и другим защитникам Топорова - нет? Нужны еще? Или даже в любом количестве всё это для них - в нынешнем порядке вещей и они не считают это опасной инфекцией?
Если да - ОК, у меня больше не будет вопросов. Зато будет хороший материал для будущего вирусолога культуры.