Итоги визита Роберта Гейтса в Россию
golos_ameriki — 25.03.2011Роберт Гейтс только что завершил свой первый и, вероятно, последний визит в Россию в качестве главы Пентагона при администрации Барака Обамы. Несмотря на довольно скромные результаты его двухдневного визита, некоторые публичные замечания Гейтса помогают понять, насколько улучшились российско-американские отношения в военной области за последние несколько лет.
Как и ожидалось, международное военное вмешательство в войну в Ливии отодвинуло на второй план освещение визита Гейтса в прессе. Гораздо более громкий резонанс в СМИ вызвало высказывание премьер-министра Владимира Путина, приравнявшего военную операцию НАTО к «крестовому походу», а также реакции на это президента Дмитрия Медведева, который позволил себе публично покритиковать коллегу по правящему «тандему».
На мой взгляд, не стоит придавать этим противоречивым высказываниям слишком большое значение, так как ни один из двух лидеров не предпринял никаких действий, которые могли бы быть расценены как поддержка военной операции в Ливии, либо противодействие ей. На встрече с Гейтсом президент Медведев предложил быть посредником в урегулировании конфликта, но пока что из этого ничего не вышло.
В этом отношении Россия придерживается той же линии, что и Китай, Индия, некоторые европейские и многие арабские страны, которые обвиняют США и НАТО в том, что их действия привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. Тем временем, они негласно поддерживают кампанию сил коалиции – либо из-за искреннего желания избежать массовых жертв среди гражданского населения, либо из-за неприязни к режиму Каддафи, либо от нежелания портить отношения с западными странами.
Учитывая, что Россия имеет в Ливии более глубокие экономические интересы, чем большинство государств, и получает многомиллиардные прибыли от поставок оружия в эту страну, Москва вполне могла вообще выступить с протестом против интервенции Запада. У меня создалось впечатление, что российские лидеры действительно опасались, что Каддафи готовится совершить массовые убийства. Более того, российские стратеги, возможно, хотели бы отвлечь внимание НАТО от Грузии и других бывших советских республик.
Еще один результат визита. Роберт Гейтс и российские переговорщики не смогли договориться по противоракетной обороне. Осенью прошлого года на саммите НАТО в Лиссабоне, Москва нехотя согласилась поддержать натовскую программу ПРО при условии, что Россия будет учувствовать в качестве равноправного партнера. Такое требование было трудновыполнимо по ряду причин, в числе которых – остающееся недоверие между сторонами, различия в технологиях, неспособность России практически защитить НАТО от пролетающих над её территорией ракет, а также опасения, что этому может помешать слишком сложная процедура принятия решений по перехвату ракет.
Во время визита были предприняты попытки воспользоваться новым импульсом в отношениях между сторонами, связанным с подписанием договора СНВ-3. На данный момент Россия и США находятся в процессе обмена информацией о своих стратегических вооруженных силах. Стороны попытались более энергично подойти к переговорам по сокращению тактического ядерного оружия и обычных вооруженных сил в Европе, но все эти усилия не принесли видимых результатов, что указывает на необходимость углубления отношений в других областях.
Тем не менее, эти встречи помогают держать обе страны вовлеченными в проблемы контроля над вооружениями, а также улучшают прозрачность и укрепляют доверия между военными. В прошлом сентябре министр обороны Анатолий Сердюков встречался с Гейтсом в Пентагоне, где они учредили совместную рабочую группу, наряду с еще 18 подобными группами, входящими в состав двусторонней президентской комиссии, созданной президентами Обамой и Медведевым.
Своим визитом в Россию глава Пентагона удачным образом противопоставил прочные партнерские отношения между Россией и США намного более ограниченному китайско-американскому военному сотрудничеству. Китайские чиновники менее охотно, чем их российские коллеги, участвуют в подобных обсуждениях вопросов обороны с Соединенными Штатами.
Хотя подробности не разглашались, стороны, вероятно, обменялись мнениями по некоторым важными региональным вопросам. Кроме ситуации на Ближнем Востоке, в Москве предположительно обсуждались Иран, Кыргызстан и Афганистан.
В отношении последнего, Россия играет важную роль, предоставляя пути для транзита грузов НАТО в Афганистан через северный маршрут, проходящий через Россию и Центральную Азию. По оценке Гейтса, 30,000 контейнеров уже прошли через российскую территорию. Россия также снабжает правительство Афганистана вертолетами Ми-17, тренирует афганских пилотов и наркополицейских.
Еще до поездки Гейтса представитель Пентагона Джефф Моррелл (Geoff Morrell) сказал, что Гейтс и Сердюков обсудят военную реформу. Подробностей об этом разговоре нет, но в своем выступлении в Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова в Санкт-Петербурге Гейтс утверждал, что он и Сердюковым сталкиваются со схожими проблемами, связанными с реорганизацией военных ведомств. США работают над созданием армии, способной вести глобальные войны и бороться с нестандартными угрозами, такими как терроризм, распространение ядерного оружия и кибер-атаки.
Гейтс отметил, что ему приходится сражаться за свертывание оборонных программ, рожденных во времена Холодной войны, и добиваться того, чтобы военные забыли опыта борьбы с боевиками, накопленного в военных кампаниях в Ираке и Афганистане. В свою очередь, Россия тоже предпринимает усилия по модернизации своих вооруженных сил. Министр Сердюков пытается создать новую российскую армию, направленную на эффективное реагирование на локальные конфликты, а не на подготовку к вторжению НАТО, которое никогда не произойдет.
|
</> |