итоги суздаля

топ 100 блогов goododd27.02.2011

Суздальский фестиваль закончился. И закончился он не без скандала.
Списки призов уже много где вывешены, поэтому повторять я их не буду.
Поговорим о скандальных решениях, а их в этом году было три. Одно - из ряда вон: это присуждение приза в категории "дебют" Юрию Норштейну за вокал в фильме "Дедушкин валенок" (реж. Октябрина Потапова). Плюс к этому - отсутствие призов в категории "Прикладная анимация" и "Музыкальное решение". К этому можно добавить и очень небезусловный приз за мультипликат, который достался студентке второкурснице (на эту тему мне говорить чуть сложнее, чем на прочие, поскольку я не такой мега-спец в вопросах мультипликата, но в конкурсе было много работ опытных и талантливых мастеров. Неужто девочка-студентка делает мультипликат лучше всех остальных участников конкурса? Может, тогда стоит Наташе Суринович выдать диплом досрочно и поставить педагогом на курсах повышения квалификации для остальных мультипликаторов?)
Понятно, легче всего свалить все на неудачные решения молодого жюри. И все (или многие - в том числе я) уже сказали девушкам, что мы по этому поводу думаем. Но мне кажется, что проблема шире.

Конечно, жюри заигралось. Это понятно. Вопрос в другом - объяснил ли кто-нибудь Нине, Насте, Ане и Лизе, что фестиваль - это не игра? Могли ли они сделать такой вывод из своего предыдущего опыта участия в Сузадальских и КРОКовских смотрах? Могли ли они понимать, например, что отсутствие приза в той или иной номинации - это довольно серьезный скандал, а отсутствие призов в трех номинациях - это буквально плевок в лицо - то ли режиссерам, то ли фестивалю. Понимали ли участницы жюри, что такое призовой список и каковы последствия (или могли бы быть последствия) каждого из их решений?
Я думаю, что нет.

Та лекгомысленность, с которой проходят наши фестивали, дает многим (и особенно молодым людям) повод думать, что все это (включая призы) - есть нечто необязательное, увеселительное, несерьезное...
Ведь странно же, чтобы на серьезном фестивале президент пришел на церемонию закрытия под самый финал? Как удивительно было бы и то, чтобы гран-при получила третья-пятая серия сериала (пусть и авторского). Или чтобы в жюри оказались трое бывших одногруппников... Или четыре молодых барышни, из которых трое сделали по два фильма и не перешли 30-летнюю отметку. Это вроде не криминальные все вещи, никак не запрещенные регламентом, но почему-то совершенно не представимые на фестивалях в Каннах или Берлине, в Аннеси или Оттаве... даже в скромном Эшпиньо.
Когда я что-то эмоционально говорила обо всем этом, Дина Годер не согласилась со мной - она сказала, что все не так уж страшно. И, да, она права. Куда хуже, если призы или судейские должности продаются, например, или получаются благодаря "административному ресурсу", или присуждаются с корыстными целями. Слава Богу об этом нет речи.
Речь просто о каком-то не очень серьезном отношении, которое видно во многом и сильно вредит в результате внешней репутации фестиваля. Я не знаю, почему оргкомитет решил сделать такое молодое жюри (решила не мучать Герасимова этим вопросом, пока он не разберется с фестивалем и его последствиями). Думаю, хотели каких-то неожиданных решений. А вышли решения очень показательные. В них нет ничего принципиально нового - просто перейдена некая грань. А так тенденции все вполне обычные.

1) легкомыслие, о котором уже шла речь. Конечно, очень многие считают эту шутливость так сказать творческим кредо наших фестивалей. И, разумеется, я тоже нахожу в этом много шарма. Увы, очень сложно провести грань, за которой эта шутливость уже не уместна. ИМХО призовой список - не место для шуток. Мне странно и то, что оргкомитет фестиваля не попытался повлиять на ситуацию с "дебютным" призом Норштейну.

2) слишком вольное обращение с правилами. Существует регламент фестиваля. Невыдача призов в каждой из номинаций - это отход от регламента, который не должен происходить часто (регламент - это правила, а слишком часто нарушаемые правила перестают иметь смысл). Между тем, у Суздальского феста с регламентом имеются немаленькие проблемы, поскольку он в принципе слишком неустойчивый - в частности, в том, что касается судейской системы. И в этой идее со сменным президентством... ИМХО для фестивалей очень важны традиции - огромная часть репутации строится именно на том, что эти традиции существуют и соблюдаются годами. В регламенте Суздальского фестиваля существует определенный набор призов, которому жюри должно следовать. Например, приз, который получил Норштейн - это не приз за "дебют", а "лучший дебютный фильм (в данной номинации рассматриваются первые самостоятельные работы, созданные на студиях либо самостоятельно вне рамок учебного процесса)"... В этой категории не подразумевается вручения призов людям, кулинарным блюдам или кошкам. Речь конкретно о дебютных фильмах.

3) очень жесткое отношение к работам коллег. Фестивалные призы - один из очень немногих способов поощрения авторской анимации. И, насколько я замечаю, жюри фестивалей (и национальных, и международных) стремятся максимально расширять призовые списки, вручая как можно больше дипломов, а сами фестивали увеличивают количество номинантов за счет спонсорских призов. Шедевры случаются не часто. Еще реже они случаются в конкретных категориях. И все же обычно жюри стараются выбирать наиболее достойные работы из того, что имеется. ИМХО не было такой катастрофической ситуации, чтобы уж совсем отказать в призах трем категориям. В дебютах, помимо "Подарка", не было, возможно, совершенных фильмов, но были интересные, достойные упоминания (лично мне многое понравилось и в "Тетушке крапиве", и в "Пире во время зимы", и в "Кошке и каше", и в "Техподдержке реальности", и в "Солдатике и танцовщице").
В клипах - да, было очень мало работ, но селекция решила конкурс проводить - и из предложенного списка, три клипа я считаю вполне (в разной степени) достойными. По-моему, это было очень жесткое решение. Наконец, что касается музыки... ну, призовой список заявил, что весь звук во всех фильмах - полное говно. Не знаю, есть ли у нас гильдия звуковиков? Если есть, то после такого, я бы на их месте отказалась бы работать с мультипликацией вообще. Мне сложно сразу назвать свои предпочтения в этой категории - опять же я не настолько профессионально это слышу - но мне кажется, что было достаточно фильмов с приличным звуком, которые вполне могли конкурировать за этот приз. Вообще отсутствие приза - это очень жесткая вещь. Обычно, когда режиссер не получает приз, то он понимает, что уступил сильнейшему (или уступил из-за вкусовых предпочтений жюри). Типа невозможно выдать награды всем (даже всем неплохим-хорошим) фильмам. Отсутствие возможного приза - декларация того, что по мнению жюри, фильмы никуда не годятся.

В общем, неприятно, что все так вышло. И, по-моему, итоги нынешнего Суздаля дают повод задуматься о том, что такое наши фестивали и какими они должны быть.
 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 1960-е и 1970-е годы Советский Союз выступал спонсором многочисленных волн политического насилия, которые прокатились по Западу. «Красные бригады» в Италии и немецкая «Фракция Красной Армии» терроризировали Европу, совершая ограбления банков, похищая людей и устраивая диверсии. Советы хо ...
В ночь на 10 октября в Москве три министра иностранных дел: России, Азербайджана, Армении, во время консультаций выработали следующий документ... А теперь перевожу с русского на русский главный пункт этого документа, в котором "собака порылась", либо - зарыта, кому как нравится... ...
"Подбил" я тут статистику своих премтанков и выбрал "лучшие из лучших". Те на которых можно в соло слить статистику ниже папских 46%. На некоторых "играл - старался", другие - жертвоприношение рандому. Суть жертвоприношения: допустим играешь на борщике с 150мм, % побед чуть выше 50 и вдруг ...
Читаю в новостях: «Авиакомпания выплатит сотни тысяч рублей не поместившимся в самолет россиянам». Что ж, думаю очарованно, я тоже уже, как небезызвестный Пончик из монографии Николая Носова про Незнайку, «тяжеленький». То есть толстый. Или, как говорят женщины-феминисты из салона красоты ...
Президент Армении Серж Саргасян решил не откладывать рабочий визит в Бельгию, в ходе которого примет участие в саммите Европейской народной партии (ЕНП) и сегодня покидает Ереван. То есть вот так вот просто - взял и улетел, не взирая на многотысячные протесты, с каждым часом все меньше ...