итоги суздаля
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Суздальский фестиваль закончился. И закончился он не без
скандала.
Списки призов уже много где вывешены, поэтому повторять я их
не буду.
Поговорим о скандальных решениях, а их в этом году было три.
Одно - из ряда вон: это присуждение приза в категории "дебют" Юрию
Норштейну за вокал в фильме "Дедушкин валенок" (реж. Октябрина
Потапова). Плюс к этому - отсутствие призов в категории "Прикладная
анимация" и "Музыкальное решение". К этому можно добавить и очень
небезусловный приз за мультипликат, который достался студентке
второкурснице (на эту тему мне говорить чуть сложнее, чем на
прочие, поскольку я не такой мега-спец в вопросах
мультипликата, но в конкурсе было много работ опытных и
талантливых мастеров. Неужто девочка-студентка делает
мультипликат лучше всех остальных участников конкурса?
Может, тогда стоит Наташе Суринович выдать диплом досрочно и
поставить педагогом на курсах повышения квалификации для остальных
мультипликаторов?)
Понятно, легче всего свалить все на неудачные решения
молодого жюри. И все (или многие - в том числе я) уже сказали
девушкам, что мы по этому поводу думаем. Но мне
кажется, что проблема шире.
Конечно, жюри заигралось. Это понятно. Вопрос в другом -
объяснил ли кто-нибудь Нине, Насте, Ане и Лизе, что
фестиваль - это не игра? Могли ли они сделать такой вывод из своего
предыдущего опыта участия в Сузадальских и КРОКовских
смотрах? Могли ли они понимать, например, что
отсутствие приза в той или иной номинации - это довольно серьезный
скандал, а отсутствие призов в трех номинациях - это буквально
плевок в лицо - то ли режиссерам, то ли фестивалю. Понимали ли
участницы жюри, что такое призовой список и каковы последствия
(или могли бы быть последствия) каждого из их решений?
Я думаю, что нет.
Та лекгомысленность, с которой проходят наши
фестивали, дает многим (и особенно молодым людям) повод
думать, что все это (включая призы) - есть нечто
необязательное, увеселительное, несерьезное...
Ведь странно же, чтобы на серьезном фестивале президент пришел
на церемонию закрытия под самый финал? Как удивительно
было бы и то, чтобы гран-при получила третья-пятая
серия сериала (пусть и авторского). Или чтобы в жюри оказались трое
бывших одногруппников... Или четыре молодых барышни, из
которых трое сделали по два фильма и не перешли 30-летнюю отметку.
Это вроде не криминальные все вещи, никак не запрещенные
регламентом, но почему-то совершенно не представимые на
фестивалях в Каннах или Берлине, в Аннеси или Оттаве... даже в
скромном Эшпиньо.
Когда я что-то эмоционально говорила обо всем этом, Дина Годер
не согласилась со мной - она сказала, что все не так уж
страшно. И, да, она права. Куда хуже, если
призы или судейские должности
продаются, например, или получаются благодаря
"административному ресурсу", или присуждаются с корыстными целями.
Слава Богу об этом нет речи.
Речь просто о каком-то не очень серьезном отношении, которое
видно во многом и сильно вредит в результате внешней репутации
фестиваля. Я не знаю, почему оргкомитет решил сделать такое
молодое жюри (решила не мучать Герасимова этим вопросом, пока
он не разберется с фестивалем и его последствиями). Думаю, хотели
каких-то неожиданных решений. А вышли решения очень показательные.
В них нет ничего принципиально нового - просто перейдена некая
грань. А так тенденции все вполне обычные.
1) легкомыслие, о котором уже шла речь. Конечно, очень
многие считают эту шутливость так сказать творческим кредо наших
фестивалей. И, разумеется, я тоже нахожу в этом много шарма.
Увы, очень сложно провести грань, за которой эта
шутливость уже не уместна. ИМХО призовой список - не место для
шуток. Мне странно и то, что оргкомитет фестиваля не попытался
повлиять на ситуацию с "дебютным" призом Норштейну.
2) слишком вольное обращение с правилами. Существует регламент
фестиваля. Невыдача призов в каждой из номинаций - это отход от
регламента, который не должен происходить часто (регламент -
это правила, а слишком часто нарушаемые правила перестают
иметь смысл). Между тем, у Суздальского феста с регламентом
имеются немаленькие проблемы, поскольку он в принципе слишком
неустойчивый - в частности, в том, что касается судейской
системы. И в этой идее со сменным президентством... ИМХО для
фестивалей очень важны традиции - огромная часть репутации строится
именно на том, что эти традиции существуют и соблюдаются
годами. В регламенте Суздальского фестиваля существует определенный
набор призов, которому жюри должно следовать.
Например, приз, который получил Норштейн - это не
приз за "дебют", а "лучший дебютный фильм (в данной номинации
рассматриваются первые самостоятельные работы, созданные на студиях
либо самостоятельно вне рамок учебного процесса)"... В этой
категории не подразумевается вручения призов людям, кулинарным
блюдам или кошкам. Речь конкретно о дебютных фильмах.
3) очень жесткое отношение к работам коллег. Фестивалные призы -
один из очень немногих способов поощрения авторской анимации.
И, насколько я замечаю, жюри фестивалей (и
национальных, и международных) стремятся максимально расширять
призовые списки, вручая как можно больше дипломов, а сами фестивали
увеличивают количество номинантов за счет спонсорских призов.
Шедевры случаются не часто. Еще реже они случаются в конкретных
категориях. И все же обычно жюри стараются выбирать наиболее
достойные работы из того, что имеется. ИМХО не было такой
катастрофической ситуации, чтобы уж совсем отказать в призах
трем категориям. В дебютах, помимо "Подарка", не
было, возможно, совершенных фильмов, но были
интересные, достойные упоминания (лично мне многое понравилось
и в "Тетушке крапиве", и в "Пире во время зимы", и в
"Кошке и каше", и в "Техподдержке реальности", и в
"Солдатике и танцовщице").
В клипах - да, было очень мало работ, но селекция решила
конкурс проводить - и из предложенного списка, три клипа я
считаю вполне (в разной степени) достойными. По-моему, это
было очень жесткое решение. Наконец, что касается музыки...
ну, призовой список заявил, что весь звук во всех фильмах
- полное говно. Не знаю, есть ли у нас гильдия звуковиков?
Если есть, то после такого, я бы на их месте отказалась
бы работать с мультипликацией вообще. Мне сложно сразу назвать свои
предпочтения в этой категории - опять же я не настолько
профессионально это слышу - но мне кажется, что было
достаточно фильмов с приличным звуком, которые вполне могли
конкурировать за этот приз. Вообще отсутствие приза - это очень
жесткая вещь. Обычно, когда режиссер не получает приз, то
он понимает, что уступил сильнейшему (или уступил из-за
вкусовых предпочтений жюри). Типа невозможно выдать награды всем
(даже всем неплохим-хорошим) фильмам. Отсутствие возможного приза -
декларация того, что по мнению жюри, фильмы никуда не
годятся.
В общем, неприятно, что все так вышло.
И, по-моему, итоги нынешнего Суздаля дают повод
задуматься о том, что такое наши фестивали и какими они должны
быть.