Итоги года

Теракт в московском метро - впервые за много лет.
Междуреченск.
Приморские партизаны.
Лесные пожары.
Кущевская.
Манежка.
И вот теперь, под Новый год - коллапс в аэропортах и массовые отключения электричества. Не только в Подмосковье, кстати. Во многих местах, из которых до нас просто не доходят вести.
Не в прошлом, а даже в позапрошлом году народ, напуганный разговорами о кризисе, дружно ожидал пришествия пушного северного зверька. Но зверек не показывался, и все расслабились. А он просто, как свойственно его породе, подкрался незаметно, на мягких лапках.
Знакомьтесь. Смотрите, какой красавчик.

Случилось то, о чем так долго говорили
Конечно, "все это не бином Ньютона": в регионах люди порой неделями сидят без света или без воды, и не из-за каких-то катаклизмов, а в результате "стандартных" аварий в системе ЖКХ. Но до сих пор это не касалось важнейших "нервных узлов" страны, ее коммуникационных и информационных центров. Теперь коснулось. До сих пор подобную информацию удавалось скрывать - или, по крайней мере, не привлекать к ней внимания. (Жители регионов обижаются на москвичей, не замечающих их бед - но москвичам, как правило, просто неоткуда о них узнать. Отключение света в Самаре по федеральным телеканалам не показывают.) В последнее время - скрывать уже не получается. Благодаря социальным сетям информация разлетается, и - самое важное - люди реагируют уже не так, как раньше. В ответ на сообщения о бедствиях раздается не только беспомощное: "Ах, какой ужас, слава богу, у нас такого нет!" И даже не только: "Что за безобразие, куда смотрят власти?" Все чаще слышится неожиданное: "Ок, власть ничем не поможет. Мы здесь одни. Что мы можем для вас сделать?" Летнее "всенародное" тушение пожаров и помощь погорельцам - новый и очень важный шаг для нашего общества. Раньше это было уделом немногих энтузиастов: но теперь обычные, самые разные люди, не сговариваясь, вдруг начали вести себя так, как будто власть здесь - не Путин и не Медведев, а они сами.
Это серьезно. Пока "подданные" стонут или даже недовольно бухтят - администрация может быть спокойна; когда массово выходят на улицы - это повод понервничать; но когда они начинают деловито брать на себя функции администрации - для нее это первый сигнал собирать чемоданы.