Итальянские эсминцы (19): тип «Селла»

топ 100 блогов sergiovillaggio20.08.2021
Продолжим рассмотрение итальянских эскадренных миноносцев, как-то само собой прервавшееся на пару месяцев. На очереди тип "Селла" - первый, спроектированный и построенный после окончания Первой мировой войны.

Итальянские эсминцы (19): тип «Селла»
«Беттино Риказоли» в первые годы службы. Хорошо видна однооружийная установка на баке.

К созданию первых послевоенных эскадренных миноносцев Королевский Итальянский флот приступил в начале 1922 г. В задании на проектирование был учтен опыт, приобретенный в ходе боевых действий на Адриатике, а также основные тенденции развития кораблей данного класса в ведущих зарубежных флотах. Основные требования к проекту предусматривали:
- дальнейший рост водоизмещения (нормальное – порядка 1000 т, полное – до 1500 т);
- увеличение скорости хода до 35 уз;
- 120-мм артиллерию главного калибра;
- 533-мм торпедные аппараты.

Таким образом, по размерам и вооружению новые эскадренные миноносцы должны были существенно превзойти как своих предшественников, так и французских или германских «одноклассников», находившихся в строю к концу войны, и по совокупности тактико-технических характеристик приблизиться к более крупным скаутам.

Разработка проекта была поручена фирме «Паттисон», продемонстрировавшей свой высокий потенциал в области проектирования эсминцев, а также имевшей тесные связи с британскими кораблестроителями, обладавшими, безусловно, самым передовым в мире опытом создания кораблей данного класса. В рамках программы 1923 г. ей выдали заказ на четыре единицы, получившие наименования в честь выдающихся государственных деятелей Италии конца XIX в.: «Квинтино Селла», «Беттино Риказоли», «Франческо Криспи» и «Джованни Никотера».

По водоизмещению и размерам новые эсминцы несколько превзошли легкие скауты типа «Поэрио», которые в определенной степени послужили для них прототипом. От последних «трехтрубников» «селлы» унаследовали таранный шпирон в подводной части форштевня. Полубак для обеспечения мореходности продлялся еще дальше в корму, заканчиваясь за первой дымовой трубой.

Основной качественный скачок был сделан в области вооружения. Эсминцы типа «Селла» первыми в итальянском флоте получили 120-мм артиллерию главного калибра. Первоначально на них устанавливалось по три орудия системы «Шнейдер-Канэ-Армстронг» образца 1918 г. с длиной ствола 45 клб. Увеличению огневой мощи способствовало применение усовершенствованной системы управления огнем. Вторым новшеством стали 533-мм торпедные аппараты.

Основным нововведением по механической части стал перегрев пара, ранее на итальянских эсминцах не применявшийся. Силовая установка состояла из двух турбозубчатых агрегатов системы Парсонса и трех котлов Торникрофта. Уже после закладки решено было оснастить «Криспи» турбинами Белуццо активного типа. В результате он оказался самым быстроходным кораблем серии, развив на трехчасовых испытаниях среднюю скорость 38,6 уз при водоизмещении 1063 т. Остальные корабли серии тоже хорошо показали себя на ходовых испытаниях, превысив 38-узловую отметку. «К сожалению, это оказалось единственной их положительной особенностью».
В 1929 г. носовая одноорудийная и кормовая спаренная артиллерийские установки были заменены двумя спаренными 120-мм/45 орудиями образца 1926 г. Годом позже появились два 13,2-мм пулемета «Бреда». В 1938 г. на «Селла» один из котлов Торникрофта в порядке эксперимента был заменен высоконапорным котлом Ла Монта.


В качестве бонуса - перевод соответствующего раздела из книги Майкла Уитли "Эсминцы Второй мировой войны". Оттуда же и данная фотография.
Итальянские эсминцы (19): тип «Селла»
«Квинтино Селла» в Венеции накануне войны. Носовая артиллерийская установка заменена спаренной, установлен новый пост управления огнем на мостике.

Конструкция  Эти корабли, спроектированные фирмой “Паттисон” из Неаполя, явились дальнейшим развитием миноносцев типа “Палестро”. Однако пришлось увеличить размеры, чтобы адаптировать эсминцы под 120-мм калибр артиллерии и 533-мм калибр торпед, ставший к тому времени стандартными для итальянского флота. Вследствие возросшего водоизмещения и желания на 3 узла увеличить скорость, пришлось более чем на 60 % увеличить мощность силовой установки. Все котлы и паровые турбины располагались в изолированных отсеках. Первоначально корабли вступали в строй, будучи вооруженными лишь одинарными 120-мм установками на полубаке, но в 1929 году получили вместо них спаренные, ставшие стандартными для большинства итальянских проектов. Орудия – модели ОТО образца 1926 года, с длиной ствола 45 калибров. Находясь в строю, корабли разочаровали служивших на них моряков ненадежными силовыми установками. Как и все итальянские корабли, в боевых условиях они никогда не могли достичь скорости, показанной на испытаниях в облегченном состоянии, а к 1940 году их максимальная скорость не превышала 33 узлов. Так как Италия нуждалась в иностранной валюте, “Рикасоли” и “Никотера” в марте 1940 года были проданы Швеции, где получили названия “Пуке” и “Псиландер”.

Модернизации  Во время войны был установлен наклонный козырек на носовую трубу. Был демонтирован кормовой пост управления огнем, располагавшийся за второй трубой, а также прожекторная площадка у основания грот-мачты. Устаревшие 40-мм автоматы были заменены современными 20-мм, дополнительная пара таких же была установлена на срезе полубака, откуда убрали шлюпочное оборудование. 13,2-мм пулеметы переместились на прежнее место прожекторов. Также установили два бомбомета.

Служба  “Франческо Криспи” и “Квентино Селла” составили 4-й дивизион эсминцев (неполного состава), к моменту вступления Италии в войну базировавшийся на Леросе, Додеканезские острова. Оба эсминца действовали главным образом в Эгейском море, занимаясь, как и другие боевые единицы данного командования, оборонительными минными постановками и сопровождением конвоев. В феврале 1941 года они участвовали в отражении британской попытки захвата Родоса, а в следующем месяце доставили группу взрывающихся катеров к острову Крит, где те провели удачную атаку в бухте Суда, потопив крупный танкер и нанеся тяжелые повреждения британскому крейсеру “Йорк”. В ходе эвакуации англичан из Греции весной того же года сам “Селла” был по ошибке атакован немецкими “Штуками” и серьезно поврежден. В 1942 и 1943 годах операции в Эгейском море продолжались, а к моменту капитуляции Италии в сентябре 1943-го “Селла” находился в северной части Адриатического моря, где был потоплен германскими торпедными катерами “S-54” и “S-61”. Находившийся в Пирее “Криспи” был захвачен немцами, отремонтирован и включен в состав германского флота под названием “ТА-15”.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А вот скажите. Кто все те люди, которые кидают в инторнетиках просьбы о прикурить? Вы все живете в глухом лесу, у вас нет друзей, знакомых, родственников, соседей? Вы социопаты, которые не могут вслух озвучить просьбу о помощи? Вы застряли на глухой трассе, где не ездят машины/не ходят люд ...
Принцпара с их собакой Сериз была вчера замечена на местном рынке в Париже, где они покупали продукты. ...
В честь завершения третьего сезона нашего любимого шпионского сериала Slow Horses — 60 фото со съемок авторства Жизель Шмидт, фотографа и по совместительству супруги Гэри Олдмана (например, здесь её фото к первому сезону, а здесь и здесь к Мэнку). Несколько фото содержат смутные ...
Несколько последних дней с трепетом и надеждой следил за муками нашей оппозиции, проводившей выборы в Координационный Совет. К слову, некоторые мои знакомые штабелями регистрировались для участия в этих выборах. Но эмоции, которыми ...
И вот опять. Вы же видите, что я ничего не придумываю. Опять. Не обращайте внимания на этот несчастный, выжранный изнутри скафандр. Смотрите на того, кто этой куклой говорит. Оно же напрямую ассоциирует себя с Лениным, Троцким и прочими своими куклами, причем даже не ...