Итальянские эсминцы (19): тип «Селла»
sergiovillaggio — 20.08.2021«Беттино Риказоли» в первые годы службы. Хорошо видна однооружийная установка на баке.
К созданию первых послевоенных эскадренных миноносцев Королевский Итальянский флот приступил в начале 1922 г. В задании на проектирование был учтен опыт, приобретенный в ходе боевых действий на Адриатике, а также основные тенденции развития кораблей данного класса в ведущих зарубежных флотах. Основные требования к проекту предусматривали:
Таким образом, по размерам и вооружению новые эскадренные миноносцы должны были существенно превзойти как своих предшественников, так и французских или германских «одноклассников», находившихся в строю к концу войны, и по совокупности тактико-технических характеристик приблизиться к более крупным скаутам.
По водоизмещению и размерам новые эсминцы несколько превзошли легкие скауты типа «Поэрио», которые в определенной степени послужили для них прототипом. От последних «трехтрубников» «селлы» унаследовали таранный шпирон в подводной части форштевня. Полубак для обеспечения мореходности продлялся еще дальше в корму, заканчиваясь за первой дымовой трубой.
Основной качественный скачок был сделан в области вооружения. Эсминцы типа «Селла» первыми в итальянском флоте получили 120-мм артиллерию главного калибра. Первоначально на них устанавливалось по три орудия системы «Шнейдер-Канэ-Армстронг» образца 1918 г. с длиной ствола 45 клб. Увеличению огневой мощи способствовало применение усовершенствованной системы управления огнем. Вторым новшеством стали 533-мм торпедные аппараты.
Основным нововведением по механической части стал перегрев пара, ранее на итальянских эсминцах не применявшийся. Силовая установка состояла из двух турбозубчатых агрегатов системы Парсонса и трех котлов Торникрофта. Уже после закладки решено было оснастить «Криспи» турбинами Белуццо активного типа. В результате он оказался самым быстроходным кораблем серии, развив на трехчасовых испытаниях среднюю скорость 38,6 уз при водоизмещении 1063 т. Остальные корабли серии тоже хорошо показали себя на ходовых испытаниях, превысив 38-узловую отметку. «К сожалению, это оказалось единственной их положительной особенностью».
В качестве бонуса - перевод соответствующего раздела из книги Майкла Уитли "Эсминцы Второй мировой войны". Оттуда же и данная фотография.
«Квинтино Селла» в Венеции накануне войны. Носовая артиллерийская установка заменена спаренной, установлен новый пост управления огнем на мостике.
Модернизации Во время войны был установлен наклонный козырек на носовую трубу. Был демонтирован кормовой пост управления огнем, располагавшийся за второй трубой, а также прожекторная площадка у основания грот-мачты. Устаревшие 40-мм автоматы были заменены современными 20-мм, дополнительная пара таких же была установлена на срезе полубака, откуда убрали шлюпочное оборудование. 13,2-мм пулеметы переместились на прежнее место прожекторов. Также установили два бомбомета.
Служба “Франческо Криспи” и “Квентино Селла” составили 4-й дивизион эсминцев (неполного состава), к моменту вступления Италии в войну базировавшийся на Леросе, Додеканезские острова. Оба эсминца действовали главным образом в Эгейском море, занимаясь, как и другие боевые единицы данного командования, оборонительными минными постановками и сопровождением конвоев. В феврале 1941 года они участвовали в отражении британской попытки захвата Родоса, а в следующем месяце доставили группу взрывающихся катеров к острову Крит, где те провели удачную атаку в бухте Суда, потопив крупный танкер и нанеся тяжелые повреждения британскому крейсеру “Йорк”. В ходе эвакуации англичан из Греции весной того же года сам “Селла” был по ошибке атакован немецкими “Штуками” и серьезно поврежден. В 1942 и 1943 годах операции в Эгейском море продолжались, а к моменту капитуляции Италии в сентябре 1943-го “Селла” находился в северной части Адриатического моря, где был потоплен германскими торпедными катерами “S-54” и “S-61”. Находившийся в Пирее “Криспи” был захвачен немцами, отремонтирован и включен в состав германского флота под названием “ТА-15”.
|
</> |