История в художественных образах (Мария Нестерова)
Leonsija — 29.05.2011
Эта история любви была не такой уж и длинной, да и конец у нее
оказался печальным. А все начиналось очень красиво - провинциальный
город, природа, катание на лодках, прогулки по берегу реки и
конечно же планы на будущее. Первая встреча тогда еще только
начинающего художника Михаила Васильевича Нестерова с Марией
Ивановной Мартыновской состоялась в 1883 году в Уфе, в городском
парке, где местные благотворители проводили лотерею. "Лицо
цветущее, румяное, загорелое, глаза небольшие, карие, не то
насмешливые, не то шаловливые, нос небольшой, губы полные, но около
них складка какая-то скорбная даже тогда, когда лицо очень оживлено
улыбкой особенно наивной, доверчиво-простодушной. Голос приятный,
очень женственный, особого какого-то тембра, колорита… Какое
милое, неотразимое лицо, говорил я себе, не имея сил отойти от
незнакомки, " -так вспоминал об этом художник много лет
спустя.
Помни, ты соединишь свою судьбу не с обыкновенным смертным –
чиновником, врачом или купцом, а с художником… Для меня в
искусстве или совсем ничего, то есть смерти подобно, или то, чего
хочу добиться, о чем мечтаю день и ночь, во сне и наяву…
М.В. Нестеров
Нестеров М.В. Портрет М.И.Нестеровой, первой жены художника
1886
Вскоре молодые люди познакомились и стали проводить время вместе.
Гуляли, выезжали на пикники. На одной из прогулок около реки Белой
Мария Ивановна спасла жизнь тонущему художнику - Нестеров просто не
умел плавать. Это ли или еще что другое их еще больше сблизило, но
в конце этого лета, лета знакомства, Михаил Васильевич и Мария
Ивановна решили пожениться...
Нестеров М.В. Думы 1900
Нестеров М.В. Царевна 1887
Нестеров М.В. Христова невеста 1913
Образ Марии Ивановны долгие годы будет "преследовать" художника: то
тут, то там на его полотнах можно увидеть ее лицо, ее фигуру, ее
очертания. Исследователи творчества Нестерова считают, что так
художник воплотил горечь личной утраты, тосковал по потерянной
любви. В 1887 году Нестеров задумает написать две
картины, посвященные памяти умершей жены - "Христову невесту" и
"Смертный час". Лицо Марии Николаевны можно встретить и на
религиозных работах художника. Говорили будто бы в своих росписях
Владимирского Собора в Киеве многие женские лики Нестеров писал со
своей жены. Так это или нет знает один лишь он...
Нестеров М.В. Богоматерь с младенцем
Нестеров М.В. Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора
Св. Владимира в Киеве 1892
Нестеров М.В. Богоматерь с младенцем 1898
(Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора)
Нестеров М.В. Ангел печали 1901
А спустя годы появится полотно, созданное на основе эскиза,
сделанного у постели умирающей жены. И опять Н.С. Дурылин:
"Сохранился эскиз к картине, которую художник замыслил написать
в те скорбные месяцы. Эскиз этот в коричневых тонах –
живописная запись страшного часа. Комната. Столик с
ненужными уже лекарствами. Кресло. Постель. Высокие подушки.
Любимая женщина умирает. Взор ее еще жив. Большие черные глаза на
исхудалом лице безмолвно, с неумирающей любовью устремлены на
покидаемого дорогого человека. А он, в черном сюртуке, стоит на
коленях у постели, окаменев от горя. Подобных эскизов, по словам
Нестерова, было несколько: В«они более или менее вовлекали меня в
эту близкую, хотя и тяжелую темуВ». Ни один из этих эскизов не
превратился в картину: не было сил поднять сызнова все горе, чуть
не раздавившее там, у постели умирающей, и снова обрушить его на
себя.
Нестеров М.В. Больная девушка 1928
Такая борьба чуется в проникновенной акварели, написанной
художником, вероятно, значительно позже названных этюдов. Любимая
женщина, вся в белом, изображена на постели. Ее голова прислонена к
высоко поднятым подушкам. В ее исхудалой руке – белый цветок. На
столике возле постели ваза с большим букетом розово-белых вешних
цветов. На окне тоже цветы. Сквозь тонкую занавеску
бледно-золотистый свет вешнего утра проступает нежно и примиренно.
Этот мягкий, девственный свет озаряет лицо умирающей. Но не на
встречу со смертью широко раскрыты ее большие, верные глаза и не
тихий привет весеннего утра с грустью встречают эти глаза в
последний раз. Нет, они видят что-то иное, более прекрасное, более
прочное, над чем не властна смерть, и вместе с тем такая грусть по
отходящей жизни брезжит в этих широко раскрытых, прекрасных глазах!
Под этой акварелью художник подписал: В«Последнее воскресенье. 1
июня 1886В». Много лет спустя Нестеров вернулся к этой акварели и
возобновил ее художественное устроение и поэтическое настроение в
своей В«БольнушкеВ», приобретенной А.М. Горьким."
Нестеров М.В. Явление Богоматери 1910
Но время лечит... хотя боль утраты любимой жены не утихнет в сердце
художника до самой смерти. Но человек не может и не должен быть
один - в 1902 году Михаил Васильевич познакомился в своей студии с
Екатериной Петровной Васильевой, которая стала вскоре его второй
женой. Но этой уже другая история, другая история любви, которую
можно прочесть вот здесь: История в
художественных образах (Е.П.Нестерова)
Серия сообщений "Жены художников":
Часть 1 - История в художественных образах (Надежда Забела-Врубель)
Часть 2 - История в художественных образах (Юлия Кустодиева)
...
Часть 6 - История в художественных образах (Софья Крамская)
Часть 7 - История в художественных образах (Василий Верещагин и Лидия Андреевская)
Часть 8 - История в художественных образах (Мария Нестерова)