рейтинг блогов

История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 6. Ближневосточные скитания (начало)

топ 100 блогов ortnit12.07.2023 В ассирийских, главным образом, источниках между 714 – 679 гг. до н.э. сохранились лишь отрывочные упоминания киммерийцев, позволяющие говорить о том, что этот народ продолжал контактировать с ближневосточными цивилизациями после победы над Урарту. При ассирийском царе Асархаддоне (ок. 680-669 гг. до н.э.) все меняется. Приблизительно 679/678 г. до н.э. датируется сражение в стране Гимирра. Целый ряд надписей времен Асархаддона сообщают о вторжении киммерийцев в Ассирию и их разгроме в стране Хубушна (либо местность у озера Ван, либо юго-восток Малой Азии). При этом упоминается имя киммерийского царя Теушпы. Через три года Асархаддон вопрошал бога Шамаша о действиях «царя мушков» (т.е. фригийцев) и его союзников – киммерийцев. «Царем мушков» может быть знаменитый царь Фригии Мидас, который по легенде покончил с собой во время киммерийского нашествия, выпив расплавленное золото. Но, правление того Мидаса (по-ассирийски Миты), согласно античной традиции, закончилось еще в 696/695 г. до н.э. (или менее точно, во время 20-й Олимпиады). Это согласуется с ассирийскими источниками, которым известен враждебный Саргону II «царь Мита». Если сведения о нашествии киммерийцев во Фригию правда, то они там оказались еще на рубеже VIII-VII вв. до н.э. Очевидно, при Асархаддоне правил уже другой Мидас (условно, Мидас II). И у этого правителя с киммерийцами проблем не было.
Впрочем, Аполлодор датировал прославленную гибель Мидаса как раз 676/675 г. до н.э. Вообще, греческие источники дают очень противоречивые данные о времени правления Мидаса, что лишь подтверждает, что царей с этим именем было много. А.И. Иванчик объясняет союз фригийцев и киммерийцев в 670-е гг., как вынужденный, вызванный поражением от киммерийцев. В тоже время, автор отмечает, что под именем «мушков» в данном случае могут быть вовсе не фригийцы, а родственные им племена протоармян. Таким образом, самое ценное в вопрошании Асархаддона – это фиксация киммерийцев в Малой Азии. Присутствие киммерийцев во Фригии и соседней Вифинии подтверждается античной традицией. «Анналы» Асархаддона также отметили активность киммерийцев в соседнем с Фригией царстве Табал. Еще один царский запрос богам отмечает возможность совместных действий против Ассирии киммерийцев и киликийцев. Следующий запрос (датир. около 671- 659 гг.) фиксирует угрозу союза киммерийцев с царем Урарту Русой II, который может угрожать недавно присоединенной ассирийской области Шубрия.
Примерно тем же временем (670-ми) датируется участие киммерийцев в войнах Ассирии с Манной. Эта страна находилась на юге и востоке от озера Урмия. Киммерийцы вновь выступают на стороне противников ассирийцев. Ассирийско-маннейские войны особенно интересны, так как здесь впервые упоминаются скифы – ишкуза. Причем, они также являются союзниками Манны. Обе группы кочевников, судя по всему, действовали независимо и в разное время. Ишкуза были союзниками Манны в первой войне, а киммерийцы – во время второй и, может быть, третьей. Между 674-672 гг. до н.э. против Ассирии поднял восстание вождь мидийцев Каштарити. Киммерийцы выступают на его стороне. Упоминаются они в связи с Манной и другими враждебными народами и позднее. Таким образом, можно говорить о двух ордах киммерийцев, действующих независимо – западной и восточной.
История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 6. Ближневосточные скитания (начало)
В начале 660-х гг. ассирийскому царю Ашшурбанипалу (ок. 669-627 гг. до н.э.) предложил союз против киммерийцев лидийский царь Гигес. Очевидно, речь идет о западной орде, хотя в это же время киммерийцы фиксируются снова в Манне. Во 2-ой половине 660-х Гигесу удалось оттеснить киммерийцев, после чего он предпочел заключить союз с египетским фараоном Псамметихом I. Однако, уже в 644 г. киммерийцы вторглись в Лидию, сумев захватить ее столицу – Сарды. Гигес при этом погиб. Его наследник Ардис вновь попросил союза у Ассирии. Киммерийцы заключили союз с Табалом. Очевидно, в это время киммерийцы активно терроризируют Малую Азию. Античная традиция сообщает о том, что сначала киммерийцы осели в окрестностях будущей Синопы, а также о вторжениях в Ионию, Эолиду, Пафлагонию, Лидию, Киликию, Фригию. Взятие Сард, разорение Ионии и поход в Киликию связывается с царем киммерийцев Лигдамисом, который известен ассирийцами как Дугдамми. Около 640 г. до н.э. он погиб в Киликии («побежден Мардуком»). Дугдамми наследовал его сын Сандакшатру, продолживший враждебную политику своего отца в отношении Ассирии.
Положение лидийцев и азиатских греков осложнялось еще тем, что практически синхронно их разоряли своими набегами треры, пришедшие из Фракии. Вскоре после гибели Гигеса треры в союзе с ликийцами вновь взяли Сарды. Потом вождь треров Коб двинулся в Киликию, вслед за киммерийцами. Это объясняет, почему ионийская традиция периодически отождествляла треров и киммерийцев. Эта традиция нашла воплощение в противоречивых показаниях Страбона, который то отождествляет, то противопоставляет два народа. В этих указаниях видят подтверждение маршрута киммерийцев в Малую Азию через Балканы сторонники гипотезы о причерноморском происхождении киммерийцев и их родстве с фракийцами (есть такой термин в отношении доскифской культуры Сев. Причерноморья – «фрако-киммерийская культура»). Свидетельство миграции «киммерийцев» видят в распространении черногоровско-новочеркасских древностей в Подунавье и на Балканах. В общем-то, логично предположить, что эти следы были оставлены как раз «черногоровцами», покинувшими родину. И тут, возможно, мы можем найти ключ к понимаю того, кем были эти степняки. Ионийцы в Малой Азии явно смешивали треров и киммерийцев, но это значит, что между ними было что-то общее, кроме воинственности и стремлении ограбить всех, кто попадается им на пути. В классическую эпоху треры были уже лишь одним из многочисленных фракийских племен. Они обитали в районе нынешней Софии и/или у истоков реки Искыр, на границе между Одрисским царством и трибаллами. В этом регионе также отмечено присутствие «киммерийских» (черногоровских) древностей. Быть может, треры действительно были группой кочевников, осевших во Фракии, в то время как другая их группа обрушилась под предводительством вождя Коба на Малую Азию, где в итоге осела вокруг Трои? Во всяком случае, ионийцы, прекрасно знакомые с фракийцами, почему-то азиатских треров к их числу почему-то не относили (тогда как вифины и фины, фракийские племена, переселившиеся в Азию, возможно даже раньше треров, продолжали оставаться «фракийцами» в представлении греков). При этом необходимо отметить также, что в греческой мифо-эпической традиции происхождение европейских треров также описывается противоречиво. В одних генеалогиях прародитель Трер был сыном титаниды Фраки, в других (у Аппиана) – потомком Иллира. Впрочем, треры – это отдельная проблема.
Вернемся к киммерийцам и скифам. Западные киммерийцы продолжали тиранить Малую Азию приблизительно до 600 г. до н.э., когда лидийский царь Алиатт сумел нанести им поражение и изгнать. Следы их в итоге, теряются. Нельзя исключать, что остатки киммерийцев присоединились к скифам, уйдя вместе с ними в Европу. Могли они вернуться и в Центральную Азию: Л.С. Марсадолов вовсе предположил, что возникновение в VI в. до н.э. на Алтае пазырыкской культуры связано с приходом неких кочевников, прибывавших ранее в Малой Азии (вывод делается на основе сходства конструкции фригийских гробниц и пазырыкских курганов).
Как мы уже говорили, скифы появились в Передней Азии позже киммерийцев. Греки на этом основании сделали вывод о том, что скифы преследовали киммерийцев, а евреи, оказавшиеся более проницательными, отметили родство двух народов и то, что киммерийцы (Гомер) были старше скифов (Ашкеназ). Первое упоминание скифов («ишкуза») на Ближнем Востоке датируется приблизительно 675 г. до н.э. Речь идет об очередном вопрошании царя Асархаддона к богу Шамашу. Скифы оказываются союзниками маннеев. То есть, скифы появляются на страницах истории одновременно с киммерийцами, вновь появившимися в ассирийских источниках после долгого перерыва. Как и киммерийцы, урарты и маннеи, скифы могут угрожать области Шубрия. Царь скифов, который был союзником Манны, зовется в ассирийских записях Ишпакаем. Первое знакомство с ассирийцами закончилось поражением Ишпакая. Далее, скифы участвуют в восстании мидийского вождя Каштарити. Представляли они определенную угрозу Ассирии и позднее.
С Урарту, напротив, у северных кочевников сложились, судя по всему, дружественные отношения. В захоронениях скифов находят урартские вещи. Раскопки в урартской столице Тейшебании позволили предполагать присутствие скифского гарнизона. Впрочем, не все скифы желали войны с Ассирией. Если Ишпакай сразу выбрал враждебную политику, то другой царь скифов, Партатуа (Бартатуа, Прототий Геродота), решил, что выгоднее будет заключить с великой державой союз. Скрепить его предполагалось с помощью брака с дочерью Асархаддона. Не понятно, был это преемник Ишпакая или же вождь другой скифской орды. Из источников также не понятно, состоялся брак или нет, но исследователи склоняются к тому, что все закончилось благополучно. Ассирийцы получили союзника, а скифы – признание. В связи с предложением брачного союза единственный раз упоминается титул «царь страны Ишкуза». Где находилась эта «страна» - вопрос дискуссионный. По всей видимости, где-то в Закавказье, где этим временем датируется ряд кладов и захоронений скифского происхождения, либо на Северном Кавказе, где с ордой Партатуа связывают Келермесские курганы в республике Адыгея – наиболее ранний комплекс классической скифской культуры к северу от Кавказских гор. Примерно к тому же времени относятся некоторые Нартанские курганы в Кабардино-Балкарии.
Приблизительно между 670-660 гг. до н.э. скифы покинули зону влияния ассирийцев. В правление Ашшурбанипала они не упоминаются в источниках. Возможно, вместе со скифами ушли также киммерийцы. Хотя, последние могли уйти в Малую Азию. Период отсутствия скифов в ассирийских источниках совпадает с приблизительными датировками курганами на Сев. Кавказе. Можно предполагать, что там отдельно расселились несколько кочевых групп, с которыми связаны памятники в Закубанье, Ставропольском крае и мб в Центральном Предкавказье.
История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 6. Ближневосточные скитания (начало)
Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера на заседании Общественной Палаты обсуждали личное дело Удальцова, не потрудившись даже пригласить "виновного". Всё по понятному сценарию. Позабавило вот это: Под конец обсуждения слова дождался представитель партии “Коммунисты ...
...
Итак, мы пришли к выводу, заключающемуся в том, что Сергея Скорина отправили в Таллин с целью установить радиоконтакт между майором абвера Георгом фон Шлоссером и московским разведывательным Центром.  Вся суть задания Скорина заключалась в том, чтобы подставить самого себя под арест ...
В Куркино «смотрящий» два года «кошмарил» местных жителей, собирая с них дань. В 2022 году местный житель создал организованную группу, в состав которой вошли трое судимых земляков. С июня 2022 по июль 2023 года соучастники, применяя насилие или угрожая им, занимались ...
Название: МЕЛАНХОЛИЯ — Год: 2011 Страна: Дания, Швеция, Франция, Германия Режиссер: Ларс фон Триер Сценарий: Ларс фон Триер Оператор: Мануэль Альберто Кларо Главные роли: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Камерон Спурр « И звезды небесные ...