История с разоблачением
ochendaje — 26.08.2013
Корсеты и комбинации, чулки и подвязки, которые выглядели для
современников куда соблазнительнее, чем для нас любые стринги с
тангами.
Тайны исподнего раскрыты в парижском Музее декоративного
искусства на выставке "Mecanique des dessous" — "Механика
белья".
На первом фото: Панье
"Приставной стул". Париж, 1887 год
Фото: Museum of Decorative Art
/ Patricia Canino
Женщины стоят завороженные. Мужчины ходят по выставке с широко
закрытыми глазами. Вот вам настоящая небесная механика.
Dolce & Gabbana. Коллекция "весна-лето 2007"
Начинается она в Средневековье, и с первых же витрин ясно,
откуда слово "механика" в названии выставки. Тогда корсеты шил
кузнец. Они железные, раскрывающиеся и закрывающиеся чуть ли не на
дверных петлях. Корсеты надевались со спины, затем захлопывались и
запирались на груди. Эти металлические клетки выглядят как женский
вариант рыцарских доспехов, выставленных как раз по соседству.
Доспехи вроде бы относятся к верхней одежде, но благодаря им
здесь заводят рассказ о важнейшей части мужского костюма, а именно
о гульфике. Мы ведь читали о нем у Рабле в главе, посвященной тому,
как обшивали юного Гаргантюа: "На гульфик пошло шестнадцать с
четвертью локтей шерстяной материи, и сшит он был в виде дуги,
изящно скрепленной двумя красивыми золотыми пряжками с эмалевыми
крючками, в каждый из которых был вставлен изумруд величиною с
апельсин". Но видеть — не видели.


На подступах к гульфикам в длинной витрине лежат плоские и
объемные кружевные воротники, скрывающие шею и упирающиеся в
подбородок. Они отрезают голову от туловища и преподносят лицо
владельца на манер ромашки в обрамлении белоснежных лепестков.
Голова была драгоценностью, вспомнишь Иоанна Предтечу на блюде. Так
вот, гульфик был столь же, если не более, торжественен — он
преподносил мужественность владельца, его безграничную власть над
всем, что движется. Эти расшитые и вышитые и разукрашенные детали
одежды говорят нам о какой-то другой Европе, где Приапа чтили не
меньше Спасителя.
Панье "Корзинка". Париж,
1740-1760 годы
Фото: Museum of Decorative Art
/ Patricia Canino
Хвастливый штатский гульфик, "лицемерная и бессмысленная
имитация члена", как говорил Монтень, в военном облачении
превращался в одну из функциональных частей доспехов, не менее
важную, чем забрало или гребень. Работа рыцаря — гнать неверных и
восклицать "Lumen coelum, sancta Rosa!", но даже самому славному
воину надо было иногда пописать. Для этого бронированные гульфики
превращались в особые краны, спасавшие его рыцарскую честь. Целый
парад этих разноразмерных железных и золоченых шишек в витрине —
знаки воинских отличий былых времен.
Рядом выставлены вполне современные нижние рубашки и
панталоны, которые надевались под доспехи. Нечто вроде теплого
егерского белья или экипировки лыжников. Странно представить себе
сэра Ланселота в таких кальсонах, но мы ведь и вправду никогда не
думали о том, что носили рыцари под своим железом. Не надевали же
они доспехи как вериги — на голое тело.
После этого вся история нижнего белья сводится к борьбе между
функциональностью и красотой, между реальными формами тела,
которые, надо сказать, мало изменились со времен крестовых походов,
и идеальными, которые рисовала жестокая мода. Белье постоянно
становилось не просто исподним, а скульптурой, которая должна была
исправить действительные или мнимые недостатки фигуры. Причем с
самых юных лет. Нам показывают с десяток корсетов для детей,
которых растили, как растят овощи в бутылках, сначала пеленали,
потом наряжали в жесткие панцири, считая, что это поможет
формированию тела.

Ренессанс дал женщинам послабления. Они сменили железные
клетки на корсеты из китового уса, стискивающие талию и
поддерживающие грудь. Уже не железный лом, но вздохнуть свободно им
явно не удавалось. Странно думать, что боттичеллиевскую Венеру
сразу после рождения из раковины должны были зажать в панцирь,
точно рака. Корсет был обязателен, но при этом не забывали и о
кормящих, предлагая им модель с двумя дверцами для сосков или в
виде открытой сверху чаши, подносящей грудь младенцу, как на
подносе.

Все, что находилось выше колен и ниже шеи, было спрятанным под
одеждой сложным инженерным сооружением. Особенно это заметно в
системе "корзинок"-панье, каркасов для широких юбок. Обтянутые
материей, они превращали женщину в бабочку, правда, ее ангельские
крылья были особенными, они помещались не на плечах, а в бедрах.
Размер их таков, что юбки непременно надо было делать складными,
иначе в них нельзя было войти ни в комнату, ни в карету. Эти
каркасы напоминают системы подъемных мостов, кажется, что пионеры
собирали их из металлического конструктора.
Такие наряды — настоящий праздник для художников кино. На
выставке крутят отрывки из фильмов и прежде всего ту сцену из
"Опасных связей" Стивена Фрирза, где одеваются друг для друга Гленн
Клоуз, которая играет маркизу де Мертей, и Джон Малкович в роли
виконта де Вальмона. Это настолько сложный и торжественный процесс,
что трудно вообразить, как бы они могли друг для друга
раздеваться.
Жесткие объемные "корзинки" сменились кринолинами. Талию
помещали в вершину конуса, а вокруг ног висели на ремнях
концентрические обручи каркаса. Наверняка в танце, если проявить
неуклюжесть, нижним из обручей можно было здорово получить по ноге,
но по крайней мере юбка не рисковала заесть в самый неподходящий
момент.
После конической фигуры появляется знакомый нам по картинам XIX
века S-образный силуэт с турнюром. На выставке целая коллекция этих
самых турнюров, механизмов и приспособлений для увеличения попы. От
примитивных подушечек на подвесках до сложных конструкций из кожи и
проволоки и, наконец, чуда техники: раскладной полусферы,
получившей название "хвост креветки". Одна такая поднимается и
опускается на манекене, стоящем в полный рост,— зрелище
исключительно порнографическое.
Панье. Европа, 1880
год
Фото: Museum of Decorative
Art
"Mecanique des dessous", история человечества, поданная ближе
к телу, свидетельствует о том, что просто тела никогда не хватало.
Никто не хотел видеть нас такими, какими создала нас природа.
Выделяли, как правило, что-то главное. Одна эпоха концентрировалась
на груди, другая живо интересовалась бедрами, на рубеже веков
турнюр образовал знаменитый Cul de Paris, "парижский зад". Женщину
превращали то в букет, то в морковку, туники поднимали талию,
рукава-буфф надували предплечья.

Женское белье превратилось в культурный символ, в нем видели
отражение всех проблем феминизма, символ угнетения и превращения
женщины в объект или, напротив, символ ее свободы и власти. Целый
зал на выставке — костюмы с показов, обыгрывающие тему белья, и
прежде всего — "Невеста" Жан-Поля Готье из его коллекции "Клетки",
в которой кринолин заменяет фату. Вот "Сарабанда" Александра
Маккуина, изображающая складки живота и обрисовывающая груди на
жестком коконе-скафандре, или платье-бюстье Дольче и Габбаны,
напоминающее рыцарские доспехи и обнажающее главное оружие женщины
— декольте.
Обо всем этом говорится вовсе не с ностальгией. Мало того, что
в отдельном зале устроена примерочная, где каждый и каждая может
надеть кринолин, застегнуть на себе корсет или прицепить турнюр.
История совершает весьма поучительный круг. С корсетами и турнюрами
боролись когда-то как с царским режимом. И точно так же пришедшее
освобождение тела показало только одно: свобода не нужна
никому.
Большинство мужчин и женщин было недовольно своим телом, но
совсем не готово было над ним работать. Вновь в поисках спасения
обратились к белью. Появились резиновые животы для мужчин, не
позволявшие им распоясываться, после войны корсет возродился в
диоровских талиях new look.
Появление бюстгальтеров пуш-ап открыло соперничество мужских и
женских рельефов. Памятной рекламе Wonderbra с выдающейся Евой
Герциговой "Смотрите мне в глаза, я сказала — в глаза" скоро
ответили декоративные приапические трусы со слоганом "Hello girls".
Сам гульфик возвращается — и впору вспоминать Рабле, говорившего,
что у Гаргантюа он "был не только длинен и широк,— внутри там тоже
всего было вдоволь и в изобилии, так что он нимало не походил на
лицемерные гульфики многих франтов, к великому прискорбию для
женского сословия наполненные одним лишь ветром".
"La mecanique des dessous"
Париж, Les Arts Decoratifs, до 24 ноября
Автор текста: Алексей Тарханов
Блог Оченьдаже

Поделиться постом с друзьями в контакте можно
вот тут, а в
фейсбуке
вот там, спасибо!