История с историей
Сообщество «Добро, зло, мораль, нравственность, этика, нравы.» — 27.06.2013Минкульт создает совет для оценки сценариев исторических фильмов: и документальных, и художественных. Те, что будут отвечать требованиям получат господдержку. Особо подчеркивается, что речь идет не о цензуре, речь идет о профессиональном сопровождении. В первую очередь тех фильмов, что рассчитаны на детей, ведь и из них тоже дети узнают историю страны, …ну должны узнавать, наравне с учебником. Но в последние десятилетия в этом вопросе, увы, громадный провал. Не случайно на самом высшем уровне заговорили о настоящей катастрофе. Подрастающее поколение не знает собственной истории, путается в датах и именах, но, что самое страшное, убеждено, что все, что было в истории Росси на самом деле не так. Например вторую мировую выиграли американцы, в космос они тоже полетели первыми. Ситуацию надо срочно исправлять и появилась идея написать единый учебник по истории.
Президент дал «домашнее задание» – разработать единый учебник истории. Работа вылилась в научные дебаты, появился даже список трудных вопросов, на каждый из которых есть едва ли не десятки разных ответов, которые даже в тысячи страниц не уместить, не то, что в школьный учебник. Придется делать выбор: с какой точке зрения на то или иное событие смотреть. И выбор этот предлагается делать прямо в школе детям.
Дмитрий Ливанов (министр образования и науки РФ):
- Мне кажется, что новый учебник истории не должен давать ответы на все вопросы. Он должен учить наших детей эти ответы искать самостоятельно…
Самостоятельно искать ответы на вопросы, на которые еще даже не ответили академики? Зачем тогда говорить о новой тем более единой концепции, которая должна остановить суд над российской историей в российской школе.
Андрей Лукутин (учитель истории):
- Это была просто ломка через колено, когда за несколько лет у нас на партах лежал 8 класс, а учили его в седьмом классе… Была полная неразбериха…
Результат – более ста учебников истории. Каждый со своим авторским взглядом. В итоге многие теперь свою страну ни во что не ставят, да и мало что хотят о ней знать – у некоторых в головах вообще пустота. Мы провели опрос (на улице).
Вопрос: 22июня – что это за день?
Юноша (смеясь): 22июня? Не знаю…
Тот же вопрос другому молодому человеку.
Ответ: Суббота вроде… (снова смех).
Вопрос: И все?
Ответ: Все… Больше ничего не знаю (улыбается).
Вопрос (девушке): 22июня – что это за день?
Ответ (пытается напрячь память, но с улыбкой): 22июня? Затрудняюсь… (смех)
Еще один молодец выразил сожаление (опять же, смеясь): К сожалению не знаю…
А его ровесник оказался менее улыбчивым, но и столь же несведущим: 22июня… 22июня… Не-е не вспомню…
Чего удивляться? Некоторые уверены: Советский Союз так же виноват в развязывании второй мировой войны, как и Германия, и вообще понять не могут: во имя чего наши деды воевали? Как раз во имя того, чтобы такого больше не было и требуется разработать единый стандарт.
Владимир Мединский (министр культуры РФ):
- Если мы говорим с вами о целях Великой Отечественной войны, то не надо стесняться и так и написать, что целями гитлеровской агрессии было физическое уничтожение населения Советского Союза, а также тотальное порабощение ресурсов нашего государства…
А что следует написать, к примеру, про Ивана Грозного? Что он – невменяемый самодур, пьяница и развратник? Именно так русского царя представляют многие историки. Между тем, в архивах сохранились совсем другие характеристики: царь – трезвенник, пьяных на дух не переносит, даже запретил попойки в Москве, он невероятно умен, при нем страна расширилась многократно, народ «валил не из Рашки», а наоборот, в державу российскую, но об этом забыли, забыли из-за цензуры, только не коммунистической, а либеральной.
Между тем на либеральном Западе учебники пишут совсем по-другому.
Юрий Емельянов (историк-американист):
- О каких-то фактах школьникам даже не говорят, потому что это будет подрывать веру в тот идеал, который пропагандируется с детства. Всем внушают, что – моя страна это самая лучшая, самая прекрасная…
И, прежде всего, это касается США. Судя по американским учебникам: прошлое Америки – блестяще, настоящее – великолепно, а будущее – превосходит все то, что может представить даже самое смелое воображение. Но в такую трактовку не вписываются тысячи фактов. К примеру, США – единственная страна, которая ежегодно устраивает вооруженные военные конфликты и не только на чужой, даже на своей территории! Американские школьники не знают, что их предки – единственные в мире, кто бомбил собственный город Саузол, где в 1921 году подавили расовые волнения. Абсолютное табу – американский голодомор времен великой депрессии: умерли миллионы, а тех, кто из последних сил роптал добивали.
Юрий Емельянов (историк-американист):
- Там были голодные походы из города в город, на Вашингтон шли голодающие… И эти походы были расстреляны! Для американцев очень характерно бить тех, кто не вооружен, кто плохо защищен… Это тоже все скрыто, утаено…
Скрыто прежде всего для школьников, поскольку в США общество осознает, что подобные «чувствительные» моменты должны обсуждаться на научных симпозиумах, а не на школьных уроках в классах.
Алексей Писарев (учитель истории):
- Просто на определенном уровне ребенок не способен еще обсуждать эту проблематику. Он может дать только такую, так сказать, чапаевскую оценку, как шашкой рубануть, т.е. плохо или хорошо…
И это «хорошо» понимают во всех остальных странах. В Южной Африке ни слова о рабстве – сияющая смена местных королевств. Все прошлое Испании – многовековая история побед, ни слова о конквесте, о тотальном геноциде индейцев в Новом Свете. Даже в самых маленьких странах, таких как Фиджи, в учебники вносится то, что формирует граждан страны, у которых есть не только знания, но и собственное достоинство. У нас же достоинство просто игнорируется и опять хотят совместить несовместимое – создать единый учебник со всем многообразием мнений. Такое впечатление, что все эти разговоры о сложностях выполнения президентского поручения – просто попытка заболтать простой вопрос, и если это удастся, это будет историческая ошибка, которая наверняка проявится в самый неожиданный и решающий момент истории, которая постоянно устраивает нашей стране один экзамен за другим…
По материалам «В центре событий с Анной Прохоровой» 23 июня 2013г.