"История российского государства" Бориса Акунина
chto_chitat — 17.12.2013
Прочитала вчера «Историю российского государства»
Бориса Акунина. Буду с нетерпением ждать второго тома – книга
прекрасная. Во-первых, она написана хорошим русским языком и
читается, как публицистический роман (коим, впрочем, является).
Во-вторых, благодаря этой книге у меня наконец-то начал
складываться паззл под названием «Древняя история России» (до
начала чтения я имела весьма фрагментарное представление о
предмете). А в-третьих…
В-третьих, чтение этой книги – это концентрированное
удовольствие. Я читала в очередях в кафе, читала в пробках, читала
за чаем и за обедом. Как только появлялась свободная минутка, я тут
же утыкалась в ридер. Я люблю это ощущение – когда книга
притягивает и не отпускает – и очень ему радуюсь.
Несколько цитат, которые мне особенно понравились.
Акунин про основание Москвы:
«Имя Юрия Долгорукого прославлено в истории и
известно всякому современному россиянину благодаря событию,
которого собственно, не было.
Этот маловыдающийся князь считается основателем
Москвы...
Однако Юрий Владимирович Москвы не основывал и даже не
собирался этого делать... Москва князя совершенно не интересовала.
Это было дальнее и маловажное сельцо, принадлежащее боярину Кучке.
Обычно оно называлось Кучково, иногда – Москов, по названию реки,
на берегу которой стояло»
Акунин об эффективном управлении государством:
«Андрей был Рюриковичем новой эпохи... Он мыслил не
общерусскими категориями, как все предшествующие сильные князья, а
заботился прежде всего о своей «отчине», прочие же (русские)
области рассматривал как «чужие» и относился к ним, как к объектам
эксплуатации...
Владимиро-Суздальское княжество Андрей рассматривал как...
оплот своей силы. Но при этом хотел сохранять верховную власть над
всей страной, смещая и назначая князей по собственному
усмотрению»
Акунин про конфликт старых и новых элит:
«Старая аристократия оставалась жить в прежних центрах
княжества, относясь к владимирцам презрительно. С точки зрения
бояр, потомственных дружинников, и ростовско-суздальской торговой
верхушки, это были безродные людишки, которые под покровительством
Андрея Юрьевича разбогатели на низменных ремеслах и каменном
строительстве».
Акунин про характер Государства Российского:
«Главным «азиатским» наследием для России стала
сакрализация государственной власти, как гаранта стабильности и
проистекающее отсюда ограничение личных свобод. Не государство
служит своим жителям, а жители государству – вот принцип, по
которому во все периоды была устроена российская внутренняя жизнь
(включая времена, когда это официально опровергалось).
При формировании русского «евроазиатского» государства все
население рассматривалось как собственно монарха».
Я очень рекомендую вам эту книгу. Потратьте время, не
пожалеете.