История одного розыгрыша. Иван Владимиров против декадентов.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Арт-расследование с разоблачениями.
Начнем издалека — пару лет назад по пабликам путешествовала феерическая картинка с прилагающимся текстом: «Третий день любуюсь картинкой. В ней прекрасно все — мужик в труселях, но с портфелем, и баба с лицом сгоревшего на солнце киллера, и рахитичный ребенок с больными ногами разного размера. Но голая жопа на заднем плане — лучше всех. Я не знаю, что хотел сказать автор, и как это сочетается с законами соцреализма и кодексом строителя коммунизма, но она занимает треть картины и еще к ней присобачено лицо» (Автор текста — Заира Абдуллаева).
![Ðван. ÐладимиÑов. Ðа плÑже. 1926 Ðван. ÐладимиÑов. Ðа плÑже. 1926](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-c577f9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/51901/51901_original.jpg)
Картина называется «На пляже», написана в 1926. А художника зовут Иван Алексеевич Владимиров (1869 или 1870- 1947).
![Ðван ÐладимиÑов. ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1910. Ðван ÐладимиÑов. ÐвÑопоÑÑÑеÑ. 1910.](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-8d5d50.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/53114/53114_original.jpg)
Родился в Вильно. Мама — английская акварелистка, это важно — владение английским сыграет важную роль в жизни художника. Папа — священник. Учился в Санкт-Петербургском юнкерском училище, по болезни оставил службу, поступил в Академию художеств, учился там у Виллевальде, Кившенко и Рубо, остановился на батальном жанре. За картину «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» получил серебряную медаль и звание классного художника второй степени. Как военный художественный корреспондент участвует в русско-японской и балканских войнах.
![Ðван ÐладимиÑов. ÐоÑной паÑÑÑлÑ. 1904 Ðван ÐладимиÑов. ÐоÑной паÑÑÑлÑ. 1904](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-31ab66.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/52147/52147_original.jpg)
Затем Первая мировая война, во время нее Владимиров начинает
активно сотрудничать с лондонским художественным еженедельником
«The Graphic» (вот, английский пригодился). Подписывается
теперь John Wladimiroff. После хроник военных действий
художник переходит к иллюстрированию революционных событий. В
анти-революционном ключе. В 1921 в голодающем Петербурге
Владимиров знакомится с представителями американской миссии.
И для американцев он исполняет еще около 40 работ, тоже вполне
анти-революционных, всякие бесчинства пролетариев, допросы и
расстрелы.
![Ðван ÐладимиÑов. ÐонÑиÑкаÑиÑ. 1918 Ðван ÐладимиÑов. ÐонÑиÑкаÑиÑ. 1918](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-a534dc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/52578/52578_original.jpg)
И с таким багажом за спиной, художник переключается на всякое правильное идейное советское: субботник, первый трактор, Ленин и Сталин на пенечках и прочее, и даже получает орден Трудового Красного Знамени. Пережил спокойно репрессии и блокаду, умер в 1947.
![Ðван ÐладимиÑов. ÐнÑÑÑиÑÑÑ Ð² ÐенингÑаде. 1937 Ðван ÐладимиÑов. ÐнÑÑÑиÑÑÑ Ð² ÐенингÑаде. 1937](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-e0f3d7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/52844/52844_original.jpg)
В его биографии в википедии есть особо
интересный пункт: «Будучи противником модернизма в
искусстве, предложил свои картины для выставки художников
«Мира искусства», но был отвергнут, как устаревший реалист.
Тогда он написал несколько картин на финские сюжеты в манере
мирискусников, и под финским псевдонимом отдал эти картины на
выставку. Был принят, удостоился лестных слов от Александра
Бенуа, картины продали. И только в конце выставки Владимиров
письмом в газету разоблачил всю интригу.
Художник получил массу сочувствующих писем, даже открытку
от Ильи Репина, поздравившего Владимирова с удачным
розыгрышем модернистов: «Дорогой Иван Алексеевич! Спешу
приветствовать Вас за Вашу великолепную шутку над нахальными
мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами
нашего родного искусства. Ваша шутка нанесла убийственный
удар по всем декадентам и прочим мазилкам — врагам реализма в
живописи».
Так-так, отсюда можно поподробнее? Ссылки на источники ко всему этому абзацу совершенно отсутствуют. Неужели можно вот так просто взять и наколоть наших чутких декадентов? Где пруфы, Ваня?
Источник этой истории — рассказ самого художника из сборника «Новое о Репине» ( Составители И. А. Бродский и В. Н. Москвинов, 1969), где он напечатан в приложении под заглавием «История одного письма». Из него проясняются многие детали. Частично цитирую, частично пересказываю:
«В один прекрасный летний день, в 1911 году, проходя мимо
дворца Меншикова, что на углу набережной Невы и Кадетской
линии, я прочел на дверях большое объявление об устройстве и
скором открытии большой художественной выставки картин и
скульптуры под названием «Салон».
Владимиров заходит, там сидит организатор выставки Сергей Маковский, сильно пахнущий духами. Владимиров говорит: «Хочу участвовать!» Маковский сначала говорит: «Давайте!». А потом, узнав фамилию Владимирова, отказывает.
![СеÑгей ÐаковÑкий. ФоÑо. СеÑгей ÐаковÑкий. ФоÑо.](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-2fd438.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/53289/53289_original.jpg)
И тут художник придумывает месть:
«Выходя из зала, я подумал: «Ах, так! Вам Владимирова не
надо!.. Вы его не хотите... а он все-таки будет у вас в
«Салоне»... обязательно будет!»
В этот же вечер я наметил три сюжета, достал три небольших
подрамника с холстом и тотчас же набросал углем на первом
молодую белокурую финку, сидящую на косом финском заборе,
пасущую коров, на втором холсте — старика-финна, рыболова,
тащившего большую рыбину, и на третьем — пять красногрудых
снегирей, сидящих на ветвях рябины, на фоне зимнего
заснеженного леса. На следующий день все три картины были
написаны мною масляными красками на сиккативе, чтобы скорей
просохли. Писал я не считаясь с точностью рисунка и не
стесняясь в подборе красок».
Картины он подписывает «Карлъ Флинта», заворачивает в
свежие финские газеты, прилагает к этому письмо на ломаном
русском и отправляет на выставку со знакомым
носильщиком-финном. Маковский их с восторгом
принимает.
«Выставка «Салон» открылась вернисажем, на который я,
конечно, не пошел, а послал свою жену — посмотреть и
послушать, что публика будет говорить у моих картин.
Вернувшись домой, жена подробно описала, как повешены мои
картины:
— Они все висят на видном месте и прекрасно освещены, под картиной
«Счастливый рыбак» уже прикреплен ярлычок «продана».
В газетах выходят отзывы, в них Карла Флинта хвалят за
искреннюю художественную передачу родных мотивов и называют
«национальным художником-самородком». И даже Бенуа «в своем
отчете о «Салоне» написал, что картины финского художника
Карла Флинта полны самобытного творчества, что талантливый
автор отразил художественное мировоззрение своего
народа».
«Вскоре я узнал, что кто-то из любителей приобрел вторую
картину — «Пастушка», и чтобы сохранить для себя хоть одну
картину с наклейкой «Салона», я послал по городской почте в «Салон»
безграмотное письмо от имени Карла Флинта с просьбой не
продавать картину «Снегири», а деньги за проданные картины
передать по доверенности гражданину Микко Кеттунену —
служащему на станции Финляндской железной дороги.
Незадолго до закрытия «Салона» я написал в широко
распространенной газете небольшую заметку, в которой заявил,
что художник Карл Флинта лицо мифическое и является только
псевдонимом художника И.А. Владимирова. Моя заметка произвела
потрясающее действие: весь Петербург узнал, что художник
Владимиров жестоко высмеял устроителей «Салона» и разоблачил
«новаторство».
И автор получает восторженную открытку:
«Дорогой Иван Алексеевич!
Спешу приветствовать Вас за Вашу великолепную шутку над
нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя
новаторами нашего родного искусства. Ваша шутка нанесла
убийственный удар по всем декадентам и прочим мазилкам —
врагам реализма в живописи.
Ваш И. Репин. Куоккала. Пенаты.
2 сентября 1911 г.»
Итак, мы выяснили, что не мирискусники отвергли Владимирова, а организатор «Салона» Сергей Маковский. И узнали, как звали придуманного финского художника: Карл Флинта. Теперь разберемся, насколько правдив это рассказ. Выставка «Салон», организованная Сергеем Маковским в залах Меньшиковского дворца, действительно состоялась, но только не летом 1911-го. А зимой 1909-го. Она проходила с 4 января по 8 марта.
![История одного розыгрыша. Иван Владимиров против декадентов. История одного розыгрыша. Иван Владимиров против декадентов.](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-9edfcf.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/53590/53590_original.jpg)
Сергей Маковский, сын художника Константина Маковского,
действительно преемник идей и эстетики «Мира искусства». И с
1909 по 1918 — редактор журнала «Аполлон». В книге «На
Парнасе «Серебряного века» он пишет о «Салоне»:
«Эта выставка — «Живописи, графики, скульптуры и
архитектуры», устроенная мною в музее и «Меншиковских
комнатах» Первого кадетского корпуса оказалась
провиденциальной для будущего «Аполлона». Я затеял ее по
просьбе друзей-художников, оттого что Дягилев перестал
пестовать «Мир искусства» и кому-то надлежало «объединить»
наиболее одаренных художников. Далось мне устройство «Салона»
нелегко, но я был вознагражден успехом».
Успех «Салона» позволил Маковскому в следующем году
организовать такую же выставку в Париже, причем под названием
«Мир искусства». Правда, «Салон» 1909-го года действительно
ругают за предвзятость, потому что декларируется задача
беспристрастно показать художественную жизнь во всем объеме.
На деле — выходит несколько однобоко, тут полный комплект
мирискусников (Бенуа, Бакст, Сомов, Серов, Остроумова,
Врубель и др.) и целая куча всяких молодых малоизвестных
художников. Отсутствуют мэтры: Репин, Коровин, папа и дядя
организатора Константин и Владимир Маковские. Владимирова не
взяли, опять же. У Бакста всего одна работа, но она одна из
доминирующих на выставке — «Древний ужас»//«Terror Antiquus».
Самый многочисленный — Рерих, более 50 работ. Дебютируют
Чюрленис, Петров-Водкин, Кандинский.
![Ðбложка каÑалога вÑÑÑавки Ðбложка каÑалога вÑÑÑавки](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-c7fab3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/53934/53934_original.jpg)
Каталог выставки есть в Ленинке в оцифрованном виде (но нужен читательский, авторизация по нему), так что даже не пришлось ждать конца карантина. И, внимание, барабанная дробь! Карл Флинта там ЕСТЬ! Единственная его картина — «Зима», она идет последним номером в каталоге в разделе дополнения (№478), то есть явно подана в последний момент.
![СÑÑаниÑа каÑалога СÑÑаниÑа каÑалога](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-665fad.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/54030/54030_original.jpg)
Допустим, Владимиров просто забыл, когда была выставка, и
1911 год появился по ошибке. А вот открытка Репина? Текст
вполне в духе Репина, но почему это сентябрь 1911? Допустим, Репин
узнал обо всей этой истории только в 1911, и тогда же написал
Владимирову, а Владимиров по открытке датирует и год самого
«Салона».
Еще одна странность — сборник «Новое о Репине» вышел в 1969
году. Однако к рассказу Владимирова стоит примечание, что эти
воспоминания написаны специально для сборника. Подождите, но
художник ведь умер еще в 1947. Выходит, работа над сборником
началось более 20 лет назад? Ну, допустим.
Владимиров утверждает, что Флинту все хвалят, даже Бенуа.
Однако, среди того, что написал Бенуа о «Салоне» (а он
написал целый цикл статей в газету «Речь»), упоминания Карла
Флинты отсутствуют.
Поискав еще как следует, я узнала о существовании статьи Владислава Толмацкого «"Салон" Сергея Маковского и художник Иван Владимиров: История одного конфликта» (журнала «Антикварное обозрение», №3 2008 год, с. 74-79). И ура, мне прислали статью, спасибо Марии Гуренович, исследовательнице Циоглинского, у которой оказался этот журнал. Статья добавила еще несколько недостающих звеньев и подтвердила, что никаких упоминаний Флинты в печати не было.
![История одного розыгрыша. Иван Владимиров против декадентов. История одного розыгрыша. Иван Владимиров против декадентов.](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-2dee7d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/54325/54325_original.jpg)
Толмацкий цитирует воспоминания Владимирова не по
сборнику, а по архивной рукописи. Версия (кроме ряда мелких
деталей) отличается от рассказа «История одного письма»
прежде всего тем, что там нет никакого письма Репина! Репин
вообще не упоминается, а рассказ называется «Владимирова не надо!»
Становится очевидно: письмо от Репина про мазилок придумано позже,
чтобы привязать рассказ к теме сборника.
![Ðван ÐладимиÑов. ÐеÑна на СÑÑелке. 1908 Ðван ÐладимиÑов. ÐеÑна на СÑÑелке. 1908](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-fb2530.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/54764/54764_original.jpg)
Кроме того, исследователь выяснил, что предположительно сам Владимиров хотел выставить на «Салоне»: это работа «Весна на стрелке», 1908 года, сильно выбивающаяся из обычных тем художника. А еще Толмацкий обнаружил рукопись Владимирова со списком картин, участвовавших в выставках, и там упоминается следующее: «И. А. Владимировым были представлены две картины «Зимние друзья» и «Счастливый Ганс» на выставку Салона в Кадетском корпусе под фамилией финляндского художника (вымышленного) «Карлъ Флинта». Значит, «Зимние друзья» — это явно «Зима из каталога» и снегири из рассказа, «Счастливый Ганс» — это финский старик. А что же насчет «Пастушки»? И тут самое невероятное! В статье есть ее репродукция — с подписью «Карлъ Флинта». Толмацкий пишет, что работа была воспроизведена в одном из отечественных научных сборников по реставрации, к сожалению, не указав точные данные источника.
![История одного розыгрыша. Иван Владимиров против декадентов. История одного розыгрыша. Иван Владимиров против декадентов.](/images/main/istoriya-odnogo-rozigrisha-ivan-vladimirov-protiv-dekadentov-c59c02.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/veriochen/11047461/55078/55078_original.jpg)
Вывод: да, Владимирову удалось выставиться на «Салоне» под именем Карл Флинта, но никто особо этого не заметил. И никакого резонансного скандала после его саморазоблачения не было. Единственное, было бы интересно еще найти эту самую заметку Владимирова, если она существует. Зато в рассказе художник от души постарался отомстить своим обидчикам, представив историю максимально красочно и выгодном для себя виде.
Кроме компенсации за обиду, тут есть и идейная сторона: это поучительный рассказ. Если в изданном варианте торжество автора подкрепляет именно послание Репина, что Владимиров преподал урок «мазилкам», то в рукописи, где, напомню, Репин с письмом отсутствуют, имеется еще дополнительный назидательный финал. Не только «Салон» оказался последним, но «мазилки» и сами осознали свое ничтожество, и либо нашли себе другую работу, либо пошли учиться рисовать как следует.
Новая волна интереса к Владимирову возникнет в 1990-е, когда снова всплывут из-за рубежа его революционные хроники, а с ними откопают историю про розыгрыш «мазилок», которая продолжит свой путь, теряя последние правдивые подробности. Осталось научиться править википедию.
А пока вы на карантине, можно виртуально прогуляться с
декадентами с помощью аудиогида: Прогулки с мирискусниками: вокруг
редакции. Фонтанка-Литейный