История одного расстрела.

топ 100 блогов von_hoffmann26.01.2025
История одного расстрела.


Старообрядческий староста Федот Поскряков vs Антихрист
Раннесоветский период истории Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища изучен мало, да и не так-то просто тут что-то узнать – община вынуждена была особо тщательно скрывать всю свою деятельность от посторонних глаз.
Федот Силантьевич Поскряков (1888 – 1938), оказался согласно одним следственным документам председателем общины Рогожского кладбища, согласно другим – председателям церковного совета, согласно третьим – церковным старостой. В 1935 году его арестовали. Два года ссылки в Красноярском крае, а в 1937 году Поскряков приговорён к расстрелу. За разговоры об Антихристе во власти.
Самые ранние сведения о Федоте Силантьевиче, крестьянского сословия, относятся к 1914 году – в Памятной книжке Рязанской губернии он упомянут в качестве члена старообрядческой общины, приемлющей священство Белокриницкой иерархии, проживающего в собственном доме в Рязани у Ямской заставы. В свои 26 лет он уже совладелец лесопромышленной фирмы «Масляников, Пятинов, и Поскряков». Старший совладелец – известный в Рязани благотворитель Федот Игнатьевич Масленников, был, собственно, председателем старообрядческой общины, основателем старообрядческого Скорбященского кладбища и держателем при нем моленной.
После царского указа 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости" решено было строить при кладбище церковь Всех скорбящих радости, строилась на средства общины, уж без участия Федота Поскрякова дело почти наверняка не обошлось.
Известно, что после революции Поскряков какое-то время еще торгует лесом. После эпохи НЭПА он занимается кустарщиной. А в 1929 году приговорён к принудработам за неуплату налога (согласно протоколу допроса, в 1932 году он ещё и привлекался за валюту (то есть, по всей видимости, имел какие-то иностранные деньги, на которые в голодном 1932 году можно было раздобыть на рынке хоть какую-то еду, в отличие от мало что стоивших советских рублей), но осуждён по этому делу не был.
Перебирается из Рязани в Москву очевидно в начале тридцатых, когда в связи с индустриализацией население столицы увеличилось почти в три раза. Здесь проще было найти работу, а, значит, получить продуктовые карточки. А может бежал от греха подальше, когда у него нашли валюту. Как бы то ни было, в 1935 году Поскряков уже в Москве, ему 47 лет, он инкассатор московского завода «Ритинг» и прихожанин Рогожского кладбища. У него жена и четверо взрослых детей.

История одного расстрела.


Арестован 4 сентября 1935 года. Протокол допроса (допрашивал оперуполномоченный 8 отделения СПО Главного управления Госбезопасности Наркомата внутренних дел Свечин. Орфография и пунктуация сохранены):

«Следствие располагает данными о том, что Вы являетесь участником конкретной группы Старообрядцев и систематически устраивали нелегальные сборища этой группы: признаете ли Вы себя виновным в этом?
- Виновным себя не признаю и о существовании конкретной группы мне не известно.
- Вы 12.08.1935г. у Каноплева были?
- Не помню, какого числа, а у Каноплева я был.
- Кто у Каноплева кроме Вас еще был?
- Сейчас я не помню, кто присутствовал 12.08. у Каноплева, так как мы собирались несколько раз.
- Напомню Вам, что 12.08.1935 в квартире Каноплева были Вы – Поскряков, Яковлев, Капустин, Федоров, Каноплев и Королев?
- Повторяю, я сейчас не помню, были ли эти люди у Каноплева 12.08.
- По какому поводу Вы собирались у Каноплева?
- Собирались мы на квартире у Каноплева 3 или 4 раза для обсуждения церковных дел. После того как эти вопросы обсуждались нами в церкви.
- Вы как председатель старообрядческой общины разрешение в Райсовете брали на эти сборища?
- Нет. Разрешение в райсовете я не брал, так как мы собирались от 3 до 5 человек.
- Вы показываете не правду. На неоднократных сборищах старообрядцев в квартире Каноплева, на которых присутствовали Вы Поскряков, Яковлев, Капустин, Федоров, Каноплев и Королев, среди этих лиц велись антисоветские беседы и вы делали конкретные выпады против руководства ВКП/б.
- На устраиваемых сборищах антисоветских бесед не было и я конкретных выпадов, против руководства ВКП/б не делал.
- Вы продолжаете говорить не правду: на очередном сборище 18.08.1935 конкретной группы старообрядцев Вы высказывали свои антисоветские взгляды, Советская власть есть власть «Антихриста» и даже делали конкретные выпады против руководства ВКП/б. Требую правдивых ответов.
- Повторяю, что я этого на сборищах не высказывал.
- Вы оказывали материальную помощь находящемуся в концлагере старообрядческому епископу Локошкину?
- В мае месяце 1935 г. я разрешил церковному казначею Каноплеву выдать для епископа 75 рублей.
- Вы Лобанова С.И. знаете?
- Лобанова Сергей Ивановича я знаю через своего знакомого Ермолаева Георгия Ивановича, который был у меня в ноябре 1934 года на квартире вместе с ним.
- Следствию известно, что Лобанов у вас на квартире декламировал конкретные произведения. Подтверждаете ли Вы это?
- Действительно в ноябре 1934г. Лобанов у меня на квартире декламировал антисоветские произведения. Я просил Лобанова повторить еще раз это произведение что бы записать, он мне в этом отказал.


Обвинительное заключение по следственному делу №2477:

СПО ГУГБ стало известно, что среди старообрядцев Рогожской церкви в Москве существует а/с (асоциальная – прим. СДГ) группа, под руководством председателя церковного совета этой церкви Поскрякова. Участники группы систематически устраивали нелегальные сборища на квартире единомышленника Каноплева, на этих сборищах участниками группы обсуждались политические вопросы в а/с духе, а так же отрицательные лица, распространяли всевозможную к.-р. (контрреволюционную – прим. СДГ) клевету. На основании этих материалов были арестованы МОРЖАКОВ, ПОСКРЯКОВ, СМИРНОВ, и находятся под подпиской КАПУСТИН и КАНОПЛЕВ. Произведенным следствием установлено, что действительно в течении 1934-1935 года, на квартире Каноплева собирались нелегальные сборища. На этих сборищах участники проводили антисоветские беседы; о гонении на религию, об антихристе и т.п… Указанные факты следствием подтвердились.

Итог: «Поскряков Федот Силантьевич изобличен очной ставкой и свидетельскими показаниями…» Остальные обвиняемые – церковный сторож Каноплёв, церковный певчий Капустин, а также «без определённых занятий, бывший служитель религиозного культа» Иван Михайлович Моржаков (он же будущий архиепископ Московский и всея Руси древлеправославной церкви Иосиф), и ещё некий Смирнов Гурий Севостьянович, в доме которого скрывался «бывший служитель культа», признали себя виновными.

История одного расстрела.


В отличие от Ивана Моржакова, приговорённого к карагандинским лагерям, Поскряков, казалось, легко отделался – всего-навсего ссылка в Красноярский край, но 12 ноября 1937 новый арест: «Предъявлено обвинение в том, что он, находясь в ссылке, проводил среди населения контрреволюционную агитацию, призывал к свержению Советской власти, распространял провокационные слухи о смене и скорой гибели Советской власти, высказывал террористические настроения по отношению к руководителям ВКП/б и Сов. Власти».
Из протокола допроса гражданина Поскрякова Ф.С., род занятий – продавец ларька (допрашивал начальник Кежемского п/о НКВД Давыдов):

«Перечислите ваших близких знакомых по Кежемскому району, как из адм. ссылки, так и вольного поселения?
- Мне хорошо знакомы по Кежемскому району Лушников Петр Кузьмич, кузнец, Брюханов Лаврентий Лукич, инструктор ОСОА биохимии, Погодин Иван Иванович, работник ППС и его жена. По адм. ссылке – Чернов Данила Федорович, Каруков Василий Сергеевич, Кац Лев - парикмахер.
- Дайте показания о вашей контр. революционной деятельности?
- Ни какой контр. революционной работы я не вел.
- Неправда. Следствие располагает достаточными данными, изобличающими Вас в контр. революционной деятельности и требует от вас правдивых показаний.
- контр. революционной работы я не вел.
- Адм. ссыльного Савкина Вы знаете?
- Да, знаю.
- Привожу Вам выдержки из его показаний «В марте месяце сего года лично я находился на квартире у Поскрякова. В беседе он мне сказал: По описанию законов божьих, все сбывается к власти пришел Иуда. Сейчас к власти лезут евреи, разные Когановичи. Они приберут народ к руками будут над ними издеваться. Но все равно они долго с этой властью не просуществуют». Признаете Вы это!
- Я это отрицаю.
- Как же Вы это отрицаете, когда Савкин доказывал Вам то, что Вы не правы и Вы ему на это заявили, что он сам не прав. Был такой разговор?
- Такого разговора не было. Я с ним говорил, о том, что всё делается по закону божьему. Каждая власть есть от бога и что большевики пришли к власти на основании предсказаний библии. Савкин и другие мне возражали, но я убеждал их в своем.
- Что Вы рассказывали Савкину о подпольной типографии?
- Ни о какой типографии я Савкину не говорил.
- Не правда. Савкин показал. Что Вы рассказывали ему о том, что в первые годы революции Вы совместно с другими лицами имели подпольную типографию и очень много печатали антисоветских прокламаций. Правильно это?
- Ни какой типографии у нас не было и Савкину, я об этом не говорил.
- По сведениям Савкина Вы говорили. Да, народ все чумеет, сейчас везде к власти везде налезли жиды и ты их боишься. Но это всё скоро кончится. Найдется человек умнее Сталина и Ленина. Признаете вы это.
- Я это отрицаю.
- Из показаний Савкина. Поскряков говорил о четвертом интернационале и заявил. «Троцкий такая умница, что поискать редко»
- Я этого не говорил.
- В апреле месяце Вы заявили: Все равно всем осталось не долго властвовать, особенно нашим главкам.
- Я этого не говорил.
- В апреле в беседе с Коруковым по вопросу о партиях Вы заявили: Все существующие партии сводятся к одному знаменателю. Все дорожат своей шкурой и борются за теплое место, а партию большевиков можно выделить как одну из наглых. Большинство в этой партии состоят шкурники. Подтверждаете?
- Я отрицаю.
- Следствию известно, что Вы клеветнически отзываетесь о товарище Сталине. Признаете?
- Отрицаю.
- Вы это говорили в магазине Леспродторга в присутствии административно ссыльного Дружинина, который показал: Что раньше царя не поминали так, как теперь Сталина. Уже слишком велики эти почести.
- Я этого не говорил.
- В беседе с Дружининым Вы заявили. Большинство Коммунистов не только скажет, нет бога, а если потребуется продать кого, продадут, лишь бы сохранить звание коммуниста.
- Отрицаю.
- Что означает фраза « Взявший меч от него и погибнет»
- Я такой фразы не говорил.
- В беседах с Каруковым вы не однократно говорили о том, что эта власть временная , она должна быть свергнута и что она долго не просуществует.
- Не говорил.
- В беседах о Сталинской конституции Вы говорили о том, что эта конституция нам ничего не даст , это не конституция а общая норма. Признаете?
- Я о конституции так не говорил, наоборот говорил, что конституция должна нас ссыльных освободить.
- Как же Вы это отрицаете, когда ваш разговор подтвердил свидетель Каруков.
- Отрицаю
- Ваше отрицание голословно. Административно ссыльный Иванов на допросе показал, что от новой сталинской Конституции народ получил не свободу, а постановление советов о двадцатипятилетнем тюремном заключении, поэтому конституция есть дурман народа.
- Отрицаю.
- Показания дает Кац Лев.
- Отрицаю.
- Иванов показывает, что Вы заявили. Вот видишь, советская власть разрушает церкви. Придет время, мы их заставим разрушенное восстанавливать. Признаете?
- Отрицаю.
- Ваши отрицания предъявленных Вам обвинений голословны. Следствие Вам не верит и требует от Вас правдивых показаний.
- Дополнить свои показания ни чем не могу
».

Поскряков снова всё отрицал, признания от него так и не добились. 29 декабря 1937 «тройка» УНКВД по Красноярскому краю приговорила Федота Силантьевича к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 26 января 1938 года. Реабилитирован 2 сентября 1989 года.

История одного расстрела.


В те же годы, когда погиб Поскряков, церкви Всех скорбящих радости в Рязани нашлось новое применение: в её подвалах тайно хоронили расстрелянных, тела привозили ночью на грузовиках (такие же грузовики, впрочем, приезжали и на Рогожское кладбище в Москве, и тоже по ночам). А в двух кирпичных домах рядом с храмом поселились семьи сотрудников Рязанского управления НКВД. Когда история сделала очередной кульбит, у входа на Скорбященское кладбище появилась мраморная доска: «Это не должно повториться! В братской могиле за этой стеной покоится прах жертв политических репрессий 30-х годов в Рязани». В Москве на Рогожском подобной доски почему-то пока нет…

Ирина Стрельникова

Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_243024


Кнопка
или
История одного расстрела.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
после разрешения ГИБДД превышать безнаказанно скорость на 20 кмч, введения ощутимых штрафов и установки камер на каждые полкилометра дороги случилось чудо. ВЕСЬ поток едет с одинаковой скоростью (75 в городе, 115 на МКАДЕ и и хордах и 125 на трассах). И ни одного более этого. ...
В который раз убеждаюсь, что жизнь в ЖЖ таки очень похожа на жизнь в реале, может в этом и кроется популярность ЖЖ.. Сегодня ты живёшь, то бишь публикуешь посты и комментишь и в любой момент - бах и тебя нет, заморозили. Я  ykristianna   сейчас имею ...
Сижу и думаю - как сложилась бы моя судьба, если бы я два года назад поддалась чувствам и осталась в Америке? А тогда у меня были именно такие мотивы. Просидев шесть месяцев, я могла бы продлить у знакомого адвоката ещё на на шесть... А там бы определилась, как дальше продлить своё ...
Авиакомпании предупреждают о "катастрофическом" кризисе при включение нового сервиса 5G В понедельник ведущие авиакомпании и грузовые перевозчики США  предупредили, что новая услуга беспроводной связи 5G, которая должна быть развернута в среду, может привести к отмене огромного ...
Наблюдаю непонятную для меня ситуацию - мужчина обидел женщину, пошутил по его мнению, а по ее мнению оскорбил. Она в ответ нагрубила ему, он ответил корректно, но очень обидно. Она подумала и поняла, что произошло что-то непонятное, не мог он так себя вести, не похоже было на ...