История жизни одного советского летчика и его семьи; Люся
besedkabammbuss — 07.05.2022Посвящение: к 75-летию Победы Советского Союза в
Великой Отечественной войне
Это третья часть повествования, вторая и первая часть публиковались в сообществе.
Рассказ идет от лица моего папы.
Люся – Людмила Михайловна Вострова (в девичестве
Полищук), моя жена, мама моих дочек Оксаны
и Ирины, бабушка дочки Ирины - Насти и дочки Оксаны - Олеси,
прабабушка Петюши - сына внучки Насти.
Жизнь в
Ленинграде и Беззаботном. Советско-финская (Зимняя) война
Люся родилась 19 апреля 1937 года
на Васильевском острове в Ленинграде, в семье штурмана
минно-торпедной авиации Балтийского флота Михаила Тихоновича
Полищука [1] (1910–1968) и Марии Александровны
Полещук (в девичестве Жаркова,1915–1977).
Люся – дитя русского и украинского народов: мать –
русская, отец – украинец [2]. В семье все её
ласково называли Люсей, Люсенькой.
..
Мама Люси, Мария Александровна, состоя в браке с Полищуком Михаилом Тихоновичем, до конца дней своих из-за ошибки при оформлении либо брачного свидетельства, либо паспорта - имела запись своей фамилии в паспорте "ПолЕщук". После ее смерти, на надгробном памятнике, при захоронении рядом с мужем, рядом с надписью погребенного мужа "ПолИщук Михаил Тихонович" дети вынуждены были заказать надпись – "ПолЕщук Мария Александровна".
.
.
[2]
Михаил Тихонович, будучи кандидатом в члены ВКП(б), поступил в
1932 году в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе в Ленинграде,
которое окончил в 1935 году. После окончания он был
направлен на курсы в Военную школу морских лётчиков и летнабов ВВС
РККА (Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии)
находящейся в Ейске; в 1937 году эта школа была
переименована в ВМАУ им. Сталина (Военно-Морское Авиационное
Училище).
Окончив уже курсы в Ейске в 1936 году, лейтенант Полищук
получил назначение на службу лётчиком-наблюдателем
(штурманом) в бомбардировочную часть ВВС КБФ (Военно-Воздушных Сил
Краснознаменного Балтийского Флота).
Родился Михаил Тихонович в семье железнодорожника в городе
Казатин. Был участником Советско-финской (1939–1940
гг.) и Великой Отечественной (1941–1945 гг.) войн. Принимал участие
в бомбардировках Берлина в августе 1941 года.
В 1936 году он взял замуж ленинградскую,
полюбившуюся ему девушку, Марию Александровну
Жаркову.
На первой из приведенных ниже фотографий запечатлен первый
выпуск авиасектора академии им. Фрунзе, Михаил Тихонович
– второй сверху в крайнем левом столбце правой группы
выпускников (фото из архива сына Михаила Тихоновича – Дмитрия); на
втором фото – он же, выпускник 1936 года
группы летнабов (фото из фонда РГАВМФ (Российского
Государственного Архива Военно-Морского Флота), на которой
фигурирует фамилия "Полещук"; судя по всему, это результат
допущеной в те годы канцелярской небрежности).
.
Дедушка Люси, Александр ... занимался оптовой торговлей, то есть принадлежал к купеческому сословию: организовывал закупку и продажу ягод, в основном клюквы. В конце 20-х – начале 30-х годов был (как указано в официальной биографии Михаила Тихоновича, полученной из архива) лишён избирательного права и сослан в Сибирь. Освобождён по болезни и восстановлен в правах. После освобождения, через непродолжительное время, скончался. Волею судеб бабушка Люси, мама и все её тёти перебрались на жительство в Ленинград.
Семья Жарковых (дедушки и бабушки Люси, родители и четыре
дочери): дедушка Люси – Александр… [3], бабушка Люси – Анна
Арсентьевна (1-й ряд, слева), мама Люси – Мария Александровна (2-й
ряд, в центре), тёти Люси: Антонина Александровна (1-й ряд),
Екатерина Александровна (3-й ряд, слева), Зоя Александровна (3-й
ряд, справа), город Боровичи Новгородской обл., 1918–1919
гг.
В те годы семья жила в Боровичах в красивом двухэтажном доме,
который впоследствии был экспроприирован властями.
.
Люся с мамой Марией Александровной (дома дети и муж
ее звали Мусей), 1940 г., Ленинград (жизнь с ощущением большой
приближающейся войны)
.
Семья Полищуков: Мария Александровна, дочка Люся с куклой
Инной, Михаил Тихонович с сыном Серёжей (военный городок
Беззаботное, 21 мая 1941 г., за месяц до начала Великой
Отечественной Войны)
Во время войны с Финляндией семья, мама и двое детей, жила в Ленинграде. Михал Тихонович воевал и Люся не помнит, чтобы он во время войны приезжал к семье на ленинградскую квартиру. В одном из полётов на бомбардировку объекта противника, во время возвращения на свой аэродром, самолёт отца был подбит. Все члены экипажа вынуждены были покинуть самолёт на парашютах и приземлиться на лёд Финского залива.
Во время прыжка Михаил Тихонович сильно повредил ногу и поэтому двигаться в направлении к своим пришлось, не иначе как - ползти по-пластунски. Температура воздуха была около 40 град. C ниже нуля. В результате повреждённая нога была обморожена. Пришлось длительное время лечиться в госпитале, врачи настаивали на ампутации ноги. Однако он решительно отказывался от операции и, благодаря помощи одного целителя, спас ногу, оставшись в лётно-подъёмном составе полка.
Обращение к целителю стоило ему больших неприятностей. Его чуть было не отдали под суд за самовольное лечение. К счастью, все обошлось, боевого штурмана отстояли лётные командиры.
Штурман Полищук продолжил психологически напряжённую в то время службу в своем полку (1 МТАП - Первый Морской Торпедоносный Авиационный Полк) [4], на упомянутом выше аэродроме Беззаботное [5].
Судя по всему, после окончания "Зимней войны", Михаила
Тихоновича, как имеющего двоих детей командира, не коснулся приказ
о переводе для прохождения дальнейшей службы на аэродромах,
расположенных в прибалтийских республиках, вошедших в состав
СССР в начале августа 1940 года. Он продолжал служить в эскадрилье
1 МТАП на аэродроме Беззаботное.
После войны с Финляндией во всех Вооружённых Силах СССР,
естественно и в их полку ( 1 МТАП), реализовывалась установка
ВКП(б) – о необходимости повышения боеготовности и качества
управления войсками. Вместе с благими установками в высших
командных верхах имела место быть организационная
неразбериха. В период 02.1938 г. – 07.1941 г. в полку
сменилось 5 командиров полка, в том числе, 4
командира с формулировкой за "упущения по службе"
до "зимней войны" и после неё.
На должность командира 1 МТАП, практически перед самым
выполнением личного указания И. В. Сталина о
бомбардировке Берлина в июле 1941 года, был возвращён Е. Н.
Преображенский (ранее снятый с должности командир
полка).
.
Для меня (Анатолий) оказалось непростым делом
достоверно восстановить исторические данные об этом
большом, с двумя взлётно-посадочными полосами (ВПП),
аэродроме, построенным до ВОВ.
Во время Советско-финской войны этот аэродром активно использовался
для нанесения ударов по объектам в Финляндии. По некоторым
источникам - аэродром был разбомблён в самом начале ВОВ и
утратил свою функциональность, по другим – с него в течение
некоторого времени самолёты ВВС Балтфлота наносили удары по
противнику.
Точный исторический факт: бомбардировки Берлина в августе
1941 г. производились ударными группами авиации Балтийского флота
(полка -1 МТАП) не с аэродрома Беззаботное, а с аэродрома Кагул
(озеро Эзель). Объясняется это меньшим расстоянием до
цели.
Судя по всему, с приближением врага к Лужской линии обороны,
этот аэродром прекратил своё функционирование. Во время
блокады Ленинграда бывший аэродром Беззаботное находился на
захваченной врагом территории. В настоящее время по одной из
взлетно-посадочных полос этого бывшего аэродрома
проходит двухсторонняя кольцевая автомобильная дорога города
Санкт-Петербург.
.
.
В памяти Люси осталась поездка с отцом и мамой после
финской войны, во время очередного отпуска отца, на его малую
родину – в Казатин. Отец хотел проведать свою
маму Прасковью Васильевну и показать ей
ее первую внучку Люсю (из шести братьев и сестёр Михаил
Тихонович был третьим ребёнком в семье отца – Тихона
Емельяновича Полищука).
Бабушка Параска (так её называли все
семейные и соседи) очень обрадовалась приезду сына,
снохи и внучки. Несмотря на занятость по хозяйству, бабушка
много внимания уделяла Люсе, готовила для дорогих гостей
различные украинские кушанья. На проводах в
обратный путь на железнодорожной станции Казатин, бабушка
долго держала на руках Люсю и плакала. Как будто предчувствовала,
что больше не придётся поласкать внучку. Это осталось в
детской памяти Люси.
Великая Отечественная война и
эвакуация
Первый день ВОВ застал Михаила Тихоновича в окрестностях
аэродрома. Со слов Люси, она с отцом с утра в этот день
гуляла около военного городка. Возвращаясь с прогулки, они
услышали по радио о вероломном нападении Германии на Советский
Союз. Отец сильно заторопился, донёс Люсю на плечах до квартиры,
передал её маме, а сам, как по сигналу "боевой тревоги",
отправился с "тревожным чемоданчиком" в штаб полка.
После этого дети практически дома его не видели. Люся вспоминала,
что отца она увидела еще раз, после прогулки в день
объявления войны, только когда он приехал на вокзал, чтобы посадить
свою семью на поезд, который должен был увезти Марию Александровну,
Люсю, Серёжу и бабушку – Анну Арсентьевну в эвакуацию на восток
страны. Поначалу они даже толком не знали, куда их увозит
последний эвакуирующий поезд (это было в конце августа 1941
г.) [6].
В некотором смысле семье Полищуков повезло: они
эвакуировалась по железной дороге в летнее время, на 1-м этапе
эвакуации [7], когда было меньше проблем с
отправкой. С другой стороны, в это время стояла хорошая лётная
погода, поэтому поезда могли быть подвергнуты с высокой
вероятностью обстрелу и бомбардировке с самолётов противника. Так
оно и случилось: на перегоне Мга – Волхов эшелон попал под
вражескую бомбёжку с воздуха.
После сигнала "Воздушная тревога" пассажиры, которые могли
самостоятельно передвигаться, в панике покидали состав. Мария
Александровна на руках с больным дизентерией Серёжей с трудом
выбежала из вагона [8]. Бабушка Аня
вывела из поезда Люсю, которая вспомнила, что забыла взять
свою любимую книжку – "Серая шейка", и с плачем
просила бабушку вернуться за ней. Бабушка без колебаний сказала:
"Никуда твоя Серая шейка не денется, возьмём потом". К счастью,
через непродолжительное время, налёт прекратился.
Эвакуируемые вернулись в вагоны, поезд продолжил движение.
Книжка "Серая шейка" оказалась на месте, радости Люси
не было предела [9].
Это был самый последний поезд с эвакуируемыми жителями
Ленинграда. 8 сентября 1941 г. враг, захватив город
Шлиссельбург, замкнул кольцо блокады Ленинграда.
Железнодорожное движение прекратилось.
.
[6]
В начале июля 1941 г. центральными органами власти был принят ряд нормативных документов по эвакуации населения: "О порядке эвакуации населения в военное время", "Положение об эвакопункте" (постановление Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г.), а также были утверждены формы учёта и порядок размещения эвакуированных (постановления Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР от 7 и 10 июля 1941 г.).
.
[7]
Организованно эвакуация жителей Ленинграда железнодорожным
транспортом началась 29 июня 1941 г., а именно началась с
вывоза детей. Эвакуация осуществлялась оперативно созданной
Городской комиссией по эвакуации (ГКЭ). Заранее разработанных
планов эвакуации населения Ленинграда не было. До войны руководство
страны считало, что боевые действия, в случае войны,
будут вестись на территории противника.
Эвакуации включала три этапа:
1-й этап – с 29 июня по 27 августа, когда враг
захватил железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к
востоку от него областями.
В этот период:
1) жители города проявляли нежелание покидать город (ГКЭ пришлось
вести активную агитацию по этому вопросу);
2) много детей (175 тясяч) было ошибочно эвакуировано в
Ленинградскую область, в сущности навстречу движению противника
(потом дети были возвращены в Ленинград). Всего на этом этапе
было вывезено около полумиллиона человек, за вычетом возвращённых
детей.
На 2-м этапе (с сентября 1941 г. по апрель 1942 г.)
эвакуация осуществлялась тремя способами:
1) через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а
затем до станции Волховстрой автотранспортом;
2) авиацией;
3) по ледовой дороге через Ладожское озеро. Всего в этот период (в
основном по "Дороге жизни") вывезено было более 650 тысяч
человек.
На 3-м этапе – с мая по октябрь 1942 г. – вывезли
около 400 тысяч человек.
Эвакуация прекратилась в октябре 1942 г. Всего же за время блокады из города было эвакуировано более 1,5 млн человек.
.
В семье Полищуков утвердилось мнение, что Серёжу от дизентерии спасла бутылка кагора, которую Марии Александровне через окно вагона отправляющегося поезда передала её сестра Зоя, с опозданием прибывшая на проводы отъезжавших родных.
.
.
"Серая шейка" – рассказ русского прозаика и драматурга Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852– 1912), впервые опубликованный в 1893 г. Эта книжка была спасительнной не только для Люси, но и для её мамы и бабушки при многих невзгодах, с которыми пришлось столкнуться в эвакуации. Мама и бабушка почти каждый день перечитывали эту чудесную сказку Люсе и Серёже.
.
.
Линия фронта на 8 сентября 1941 г. – начало военной
блокады г. Ленинграда, продолжавшейся до 27 января 1944 г. (с
севера город блокировали финские войска, с юга –
немецкие)
Судьба распорядилась так, что семью Полищуков высадили
в городе Котельнич [10] – районном центре
Кировской области, из которого на подводе перевезли в деревню
Зайцево Шурминского района. Эвакуированных приняла на временное
поселение в своем доме семья Зайцевых – бригадира колхоза …
Павловича (которого потом Серёжа называл "Паичем"), его жены
– колхозницы Анны Яковлевны и их дочери Таисии.
Конечно же, Зайцевы не испытывали радости в связи с подселением в
их дом 4-х эвакуированных из Ленинграда.
Люся вспоминала случаи, когда мама, встав на цыпочки
на стуле, слушала сводки с фронтов при очень малой
громкости чёрного тарельчатого репродуктора, а хозяйка дома,
Анна Яковлевна, как бы с недобрым пророчеством и
злорадством говорила: "Возьмут немцы ваш Ленинград…!". Она
была очень нелояльна к Советской власти, так как её родители
в 30-е годы были раскулачены и сосланы в Вятскую область.
И вместе с тем (со слов Люси), их единственная дочь, Тая, окончив
среднюю школу, добровольно поступила на курсы радисток, после
окончания которых участвовала в боевых действиях и погибла где-то
то ли под Москвой, то ли под Ленинградом.
.
На узловой станции Котельнич обычно снимали с поездов умерших и
хоронили их на кладбище города. Захоронено там было около
3000 жителей различных городов бывшего СССР, из них около тысячи –
жители блокадного Ленинграда. Эти люди умерли в эшелонах, в которых
их везли по северной железнодорожной ветке на Урал.
B годы ВОВ в Котельнич размещались 4 госпиталя для лечения более
3000 раненых. Из Ленинграда в Котельнич было эвакуировано более 2
тысяч детей.
.
.
Эвакуированная семья Полищуков жила на деньги, получаемые
по денежному аттестату Михаила Тихоновича как военного, но
это существование было чрезвычайно скудным, буквально
впроголодь [11]. И хотя Михаил Тихонович служил
в авиации повышенной смертности (торпедоносной), ему, как и всем
офицерам, приходилось переводить часть денежного содержания в Фонд
обороны, а также покупать облигации военного займа.
В настоящее время трудно сказать, какую сумму в конечном
итоге получала семья Полищуков по аттестату. Ясно только, что для
содержания четырёх человек она была крайне мала. Чтобы
хоть немного подработать, Мария Александровна была готова
что угодно делать в колхозе (хотя по профессии она была
бухгалтером), но в зимнее время в колхозе для нее,
единственной работоспособной в семье, никакой
работы не было.
С большой жалостью и печалью я слушал Люсю, когда она
рассказывала, как её братик Серёжа в голодном состоянии подходил к
обедавшему хозяину Павловичу и спрашивал, указывая
детским пальчиком на еду: "А что это, Паич?". Хозяин, конечно,
понимал, что хочет ребёнок, и давал ему что-нибудь со стола.
Сережа, ныне Сергей Михайлович, пенсионер, все же вспоминал
добрым словом и хозяйку - Анну Яковлевну, которая при приготовлении
еды на его вопрос: "Что это?" – жалостливо протягивала ему
что-то съедобное.
Как рассказывала Мария Александровна, более взрослая и гордая
Люся такими приёмами не пользовалась. Они варили картофельные
очистки, но держались. Мама и бабушка старались в первую очередь
как-то подкормить детей. Люся вспоминала, что мама и бабушка очень
часто свою "пайку" отдавали детям, сами оставаясь
голодными.
.
[11]
Денежный аттестат военных обналичивался по месту
жительства семьи. Денежное довольствие военнослужащих в годы ВОВ
в 1941–1945 гг. было таким:
- семье рядового 17 руб.,
- семье командира взвода (офицера) 620–800 руб.,
- семье командира роты 950 руб.,
- семье командира батальона 1100 руб.,
- семье командира корпуса-генерала 2500 руб.
Офицеры-фронтовики получали также денежные надбавки за
звание и должность, за выслугу лет, а также, так называемые
"боевые". Полагалась денежная премия за каждый
уничтоженный танк, сбитый самолет, потопленный корабль.
Дополнительную премию выплачивали в войсках повышенной смертности:
двойные оклады получали
лётчики-торпедоносцы, десантники, артиллеристы
частей прямой наводки. Двойной оклад был и у
служащих гвардейских
частей.
Снайперы получали надбавки за классность (премию за каждого убитого
немца не начисляли). За ранение не платили. Значительная часть
армейского денежного содержания добровольно переводилась
военными в Фонд обороны или на покупку облигаций военного
займа (многим фронтовикам займы погасили лишь в конце 1960-х
годов).
В то время на 1000 рублей можно было купить или 3 буханки
хлеба, или 11 кг картошки, или 700 граммов сала, или 2 пол-литровых
бутылки водки, или 100 стаканов табака-самосада (детальнее по
ссылке).
.
.
Михаил Тихонович был в курсе происходящего, то есть как
жилось его семье: полевая почта, несмотря на блокаду Ленинграда,
работала исправно. После вручения их Авиационному полку,
базировавшемуся на аэродроме Каменка (северо-западная окраина
Ленинграда – Карельский перешеек), 21 февраля 1942 г. Гвардейского
Боевого Знамени, ему удалось получить краткосрочный отпуск и
приехать в деревню Зайцево в Вятскую область к своей
семье.
Он сразу увидел, в что семья голодает; он был поражён тем,
что, когда он выложил из вещевого мешка на стол привезённые
продукты (хлеб, консервы, накопленный "лётный" шоколад…) и все
члены семьи поели, сынок Серёжа ручкой сгрёб в кучку
крошки хлеба со стола, переложил их на ладошку и
сказал: "А это на завтра".
В соответствии с Приказом Народного Комиссара Военно-Морского флота СССР от 18 января 1942 г. №10 1-й МТАП (Первый Морской Торпедоносный Авиационный Полк) за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с немецко-фашистскими захватчиками, был преобразован в Первый Гвардейский Морской Торпедный Авиационный Полк (1-й Гвардейский МТАП).
Этот полк стал первым из частей Морской авиации - гвардейским.
.
.
Деятельный и заботливый Михаил Тихонович обратился в райисполком города Котельнич и добился того, что семье дали небольшую комнату в райцентре. Мария Александровна устроилась на работу в госпитале бухгалтером. К тому же, в связи с тем, что Михаил Тихонович стал гвардейцем и денежная сумма выплат по его военному аттестату увеличилась, в семье наступило существенное улучшение материального положения, семья перестала голодать.
Глава семьи с чувством исполненного долга вернулся в свой
полк, который до прорыва блокады Ленинграда базировался на
разных сухопутных аэродромах, расположенных в ближних и дальних
окрестностях города: Углово, Новинки (Новгородская обл.),
Гражданка, Каменка, Бычье Поле (Кронштадт) [13].
Редкая переписка с семьёй продолжалась. Дети гордились отцом: Люся
(как она говорила) – в душе, Серёжа – публично. Серёжа нашёл путь
через хозяйственный двор в палаты ближайщего госпиталя.
Перед ранеными он пел военные песни. Его репертуар состоял
всего лишь из нескольких песен, особенно нравилась
раненым "Морская гвардия" (музыка Ю. Милютина, слова
В. Лебедева-Кумача).
На вопрос раненых: "Кто твой отец?"- он гордо отвечал: "Морской
лётчик-гвардеец, воюет в Ленинграде". Раненые вознаграждали его
за эти выступления кусочками сахара, печеньем, которые
мальчик приносил домой и отдавал маме и бабушке.
Песни войны. Юрий Милютин - Морская гвардия" 1942
г.
_______________________
Продолжение следует ... выйдет в ближайшие дни.