История Бабы-Яги и ее избушки. Часть 2.
aldanov — 22.03.2011 Начало - "Вот и еще расскажем о виде их и о наваждениях их. В то же время, в те же годы, случилось некоему новгородцу прийти в землю Чудскую, и пришел к кудеснику, прося волхвования его. Тот же по обычаю своему начал призывать бесов в дом свой. Новгородец же сидел на пороге того дома, а кудесник лежал в оцепенении, и вдруг ударил им бес. И, встав, сказал кудесник новгородцу: "Боги не смеют прийти, - имеешь на себе нечто, чего они боятся". Он же вспомнил, что на нем крест, и, отойдя, положил его вне дома того. Кудесник же начал вновь призывать бесов. Бесы же, тряся его, поведали то, ради чего пришел новгородец. Затем новгородец стал спрашивать кудесника: "Чего ради бесы боятся того, чей крест на себе мы носим?". Он же сказал: "Это знамение небесного Бога, которого наши боги боятся". Новгородец же сказал: "А каковы боги ваши, где живут?". Кудесник же сказал: "В безднах. Обличьем они черны, крылаты, имеют хвосты; взбираются же и под небо послушать ваших богов. Ваши ведь боги на небесах. Если кто умрет из ваших людей, то его возносят на небо, если же кто из наших умирает, его несут к нашим богам в бездну". Так ведь и есть: грешники в аду пребывают, ожидая муки вечной, а праведники в небесном жилище водворяются с ангелами".Рис. 12.
Саамский шаман с бубном и в состоянии транса, когда им овладевают
бесы. Хорош рисунок, хоть иллюстрируй
им ПВЛ.
(Кстати, в арктической Норвегии от 1593 до 1695
года более 175 саами подверглось судебному
преследованию за преступления в колдовстве ". (Hagen, Runes.
“The Shaman of ALTA.” The University of Tromsø. 2 May 2004 http://www.ub.uit.no/fag/historie/shaman.html )
Бубны и, вероятно, маски саами безжалостно жгли в кострах.
Несколько бубнов чудом сохранилось, а маски не выжили. )
Но дадим снова слово автору летописи:
"Такова-то бесовская сила, и
обличие их, и слабость. Тем-то они и прельщают людей, что велят им
рассказывать видения, являющиеся им, нетвердым в вере, одним во
сне, а другим в наваждении, и так волхвуют научением бесовским.
Больше же всего через жен бесовские волхвования
бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину,
потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою,
и иными бесовскими кознями. Но и мужчины неверные бывают прельщаемы
бесами, как это было в прежние времена. При апостолах ведь был
Симон Волхв, который заставлял волшебством собак говорить
по-человечески и сам оборачивался то старым, то молодым или
кого-нибудь оборачивал в иной образ, в мечтании. Так
творили Анний и Мамврий: они волхвованием чудеса творили,
противоборствуя Моисею, но вскоре уже ничего не мог; и сделать
равное ему; так и Куноп напускал наваждение бесовское, будто
по водам ходит, и иные наваждения делал, бесом
прельщаем, на погибель себе и другим".
Самое время спросить, а не была ли Баба-Яга чудская шаманка? Ее особенный умения - летать в ступе, следить за героями, предсказывать будущее, оборачиваться (в змею), оборачивать (превращает в камень охотника), повелевать животными, которые ей служат, ее парная баня (вероятно, угро-финское изобретение) , частокол с черепами вокруг домика (такие встречались у обских хантов) - тут много всего пор антуражу вполне угро-финского.
И даже особое уродство Яги - не говорит ли о шаманской маске, которую она надевает на себя (рис. 13)? И не шаманские ли те "маски скоморохов", которые находят археологи в Новгороде (рис. 14)?
Рис. 14. Маски скоморохов как-то очень мало отличаются от шаманских масок. Может ли быть так, что рядом (по времени и месту) сущесствуют два независимых явления - тут шаманы надевают маски для колдовства, а тут - скоморохи для представлений, и одно с другим никак не связано? Связано, нет сомнений, то и другое идет от язчества, и может, это очень близкие явления. Как, к примеру, личины колядующих тоже изображают, играют на некие языческие еще обряды, хотя для участникво коляд смысл уже забыт.
Короче, Баба-Яга кажется существом вполне северным. Но хорошо бы показать, что ее образ на русском Севере сцеплен, как на Урале и в Сибири, с некоторыми местными вариантами тех же обычаев, что у ханты и манси, со специфическими избушками и пр.
Такие связи находятся без особого труда. К примеру, вот что пишет А. Захаров: "В русской сказкае кукла, вместилище души матери, помогает Василисе победить Ягу. Что это - заимствование или отголосок древнего обычая? "Василиса пошла в свой чулачник, поставила перед куклою ужин и сказала: "На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге; баба-яга съест меня!". Куколка поела и глаза ее заблестели, как две свечки. "Не бойся Василисушка. - сказала она. - Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе..." Возможно, представление, что душа человека, заключенная в деревянной кукле-иттарме, должна возродиться в новорожденном, проявилось в другой русской сказке о "Терешечке и ведьме"; "...Старик со старухой сделали колодочку, положили в люлечку, завернули в пеленочку и вместо колодочки стал расти сынок Терешечка... Отец сделал ему челночок. Терешечка поехал рыбу ловить." Последняя деталь еще раз подтверждает северное происхождение сказки, где рыбная ловля с малолетства - главное занятие коренного населения". Утверждается, что "в северорусской традиции в определенные календарные даты предки в виде ритуальных кукол-панков принимали символическое участие в общей семейной трапезе". Так это просто копия обычая, который находится у ханты и манси!
Ну и насчет "избушек на курьих ножках" на Русском Севере. В словаре Даля - лабаз, лавас сарай, навес, балаган, амбар; пелевня, половня, сарай для мелкого корма; навес в лесу, для складки запасов, при лесованьи; такой же амбаришка на сваях или ко́злах перм. камч. сиб. ла́баз;
Рис. 16 Амбрары - русский в Архангельской области, Этнографический музей, потому еще два саамских амбара-стаббура в Норвегии, первый еще рабочий, хотя его возраст якобы300 лет, а второй, того же примерно возраста, побольше и уже музейный экспонат. Как можно видеть, все три- это братья.
Вообще в Норвегии принцип здания на небольших сваях развилсся до больших домов двухэтажных изб и даже церквей. На русском севередля таких больших домов я свай не нашел, но и тут появились огромные избы, с двумя этажами, жилым пространством и хозяйственными пристройками. Но об этом как-нибудь потом.
Суммируем- по сумме признаков очень многое сопажает у угро-финнов и русскиъ на севере. Налицо - учеба, перенимание.
Что касается Бабы-Яги, конечно, не обязана быть целиком угро-финским образом: женщина-колдунья- часть многих мифологий, в том числе и славянской. Но, возможно, Север и общение с чудью, а потом с ханты и манси и другими угро-финнами придало этому образу свои черты и краски. В образе Бабы-Яги есть черты существа потустороннего, по сути мертвого, духа и это, как будто, исходит из глубин славянской истории. Но, конечно, и тут есть связи с духами предков, которые почитали угро-финны. Так что, вероятно, тут все же было слияние и усиление образа на фоне учебы русских у аборигенов.
|
</> |