Исторические бытовые танцы (продолжение)

топ 100 блогов atlanta_s11.10.2022 Ну что... Продолжаем.

Предыдущая часть здесь, а начало тут.

Танцы эпохи Возрождения более сложные, чем незатейливые танцы эпохи позднего средневековья; на смену танцам с хороводной и линейной композициями приходят парные, построенные на более сложных движениях и фигурах.
В каждой стране, в каждой провинции - свои танцы, своя манера их исполнения. Ж.Ж.Новерр писал, что "менуэт пришел к нам из Ангулема, ...родина танца бурре - Овернь. В Лионе ... найдут первые зачатки гавота, в Провансе - тамбурина. В Испании ... зародился танец шакон... (Ж.Ж.Новерр "Письма о танцах"). Отдельные формы народных танцев, характерные для эпохи Возрождения, популярны до сих пор.

Исторические бытовые танцы (продолжение)

Придворные танцы этой эпохи в большинстве своем - народные танцы, которые видоизменились согласно правилам этикета. Непосредственно в дворцовой среде возникло сравнительно небольшое количество танцев.
Танцы XIV - XV веков в основном променадные. Большинство из них построены на поклонах, приближениях и удалениях танцующих друг от друга. Движения ног в них - мелкие шаги. Покрой одежды у придворных придавал этим танцам сдержанность, подчеркнутость осанки.
Несмотря на появление новых, сохраняются и танцы, популярные в период позднего средневековья (простой народ по-прежнему танцует бранли).
Самые популярные танцы XV - первой половины XVI века - бассдансы (бранль, павана, аллеманда, куранта, гальярда).

Павана - один из старейших известных нам исторических танцев (первоначальные печатные ноты паваны датируются 1508 годом). Одни исследователи считают ее танцем итальянского происхождения, другие французского.
Этим танцем, торжественным и благородным (движения паваны - это ход красующейся павы), увлекались в дворцовой среде. Его обычно начинал король и королева, затем - дофин со знатной дамой и т.д. Кавалеры в танце сгибали скрытую под плащом руку и, взявшись за рукоять шпаги, приподнимали ее концом плащ наподобие павлиньего хвоста. Исполнялся танец под аккомпанемент тамбурина, деревянных инструментов и флейты. Впервые общественный танец приобрел в паване определенные формы. Фигуры танца начинались вместе с музыкальной фразой. ( в отличие от бранля, где только темп объединял танцующих).
Торжественный характер танца позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих движений; простой народ павану не исполнял.


Исторические бытовые танцы (продолжение)

Павана и куранта в XVI веке являлись основными и самыми любимыми танцами. К концу XVI века павана, наряду с другими танцами, исполнялась и во Франции, и в Англии.
В XV веке Франсуа Рабле, описывая бал в пятой книге "Гаргантюа и Пантагрюэль", дал перечень танцев, среди которых упоминаются павана, куранта, крестьянский двойной бранль.
Павана в сочетании с гальярдой (исполнялась перед последней) составляла двухчастную инструментальную сюиту.
В XX веке ритмы паваны использовались, например, в произведениях М.Равеля, А Берга.
Гальярду, старинный танец романского происхождения, танцевали вслед за паваной. Танец берет свое начало в народной хореографии (в прыжках и резких движениях сохранялись черты народных плясок). В XVI - XVII веках гальярда распространилась в Европе и носила характер своеобразного диалога. Гальярду называют танцем "пяти па" - в основе танца четыре шага и прыжок.
Гальярда - веселый, игривый танец; исполнители демонстрировали в нем ловкость и проворство.
Как музыкальная форма гальярда входила в состав инструментальной сюиты.
Разновидность популярной гальярды XVI века - романеска. Замечательная романеска А.К.Глазунова в балете "Раймонда" (хореография М.Петипа) - эталон сценического образа танца XVI столетия. Кроме Петипа, ни один балетмейстер не брал романеску в качестве хореографического мотива в балетных спектаклях для иллюстрации танцев XVI - XVII века.
В состав танцевальной сюиты входила и аллеманда - старинный степенный танец; состоял из салюта кавалера и реверанса дамы и затем самого танца.
Массовый беспрыжковый танец, движения которого состояли из простых, спокойных шагов и двойного бранля, аллеманда к концу XVI века исчезла и появилась снова во второй половине XVIII века под тем же названием, приобретя более живой характер.


Исторические бытовые танцы (продолжение)

"Танцем манеры", горделивым шествием называли куранту, первое упоминание о которой относится к 1515 году. Ж.Ф.Рамо характеризовал куранту как "медленный важный танец, больше других внушающий чувство благородства". Куранта имеет своеобразный характер, который заключается в "вечном течении вперед", и что означает само слово "куранта".
В XVII - XVIII веках куранта как музыкальная форма входила в состав танцевальной сюиты (у Ж.Ф.Рамо, И.С.Баха) вслед за аллемандой.


Для XV века характерно отсутствие танцев с четко установленной формой. Сначала исполнители не соблюдали определенной последовательности движений, смешивали темпы, танцевальные композиции.

Простой народ бытовые танцы исполнял в естественной манере, не придерживаясь определенных правил; а этикет придворного общества определял правила поведения, соблюдение которых привело к тому, что в этих кругах стали появляться преподаватели танцев и изящных манер (уже в конце XV века). Особое внимание придавалось исполнению реверансов и поклонов, которые были танцевальными фигурами того время.
Затем в эпоху Возрождения начинают создаваться канонические формы бытовых танцев. Танец упорядочивался; устанавливались определенные правила, оттачивались приемы, структурные формы.
"Самопроизводительность миновала. Придворный и народный танец разделились раз и навсегда. С этого времени они будут постоянно влиять друг на друга, но их цели в самое своей основе различны. (Сакс К. "Всемирная история танца")
Первые теоретики - учителя танцев, обращаясь к народному творчеству, вводили стихию танца в "берега", параллельно сочиняли и собственные танцы. Они старались определить движения, ограничить пространство танца, "танцевать" музыку. Они устанавливали согласие между движениями и ритмами танца, чередовали ритмы в одном и том же танце, установили сочетание медленного танца с быстрым, например, бассданса с сартареллой.
Канонизация форм бытовых танцев способствовали учебники, систематизирующие движения в них: "Об искусстве пляски и танца" (учитель танцев Доменико да Пьяченца, конец XIV - начало XV века); книга А.Корназано (1455); "Золотая летопись бассдансов" А.Австрийской, книга Ф.Карзо "Танцовщик (1581), которая описывает танцы Венеции, технику их исполнения, основные танцевальные движения; "Орхесография " Туано Арбо (1588).

Исторические бытовые танцы (продолжение)

Туано Арбо, первый в истории Франции исследователь танца, в своей книге описал танцы т второй половины XVI века и более ранние формы. Книга классифицировала бытующие танцы (народные и придворные), в ней основное внимание было уделено бассдансам, происхождению паваны и гальярды. В книге были зафиксированы композиции танцев, разновидности па и движений, манера исполнения, характер костюмов, то есть "Орхесография" отражала требования и танцевальные принципы своего времени. Она ценна как одна из попыток записи танцев, как свод его отстоявшихся форм и, значит, как взгляд в историческое прошлое французского танца. Кроме того, Т.Арбо уделил внимание вопросу значения танца, его зависимости от музыки - движения должны строго ей соответствовать
В "Орхесографии" автор упоминает гавот, который впоследствии широко вошел в моду.
Книга Т.Арбо, по существу, являлась утверждением французского салонного танца. Именно в это время на основе культуры итальянского Возрождения и под ее влиянием создается система театрального танцевания. Книга Т.Арбо закладывала основание той французской школы танца, которая через столетие приведет к созданию парижской Академии Танца (1667), ставшей законодательницей моды на сто с лишним лет.


P.S. Продолжение следует...


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Девушку в наручниках оставили одну в патрульной машине, она освободилась от них и уехала . Видео ареста и погони по ссылке: https://www.kp.ru/daily/26728.4/3754102/ ...
Disclaimer номер раз: по этой теме практически нет материалов на русском языке. Я постараюсь подобрать хоть сколько-то ссылок... но родной язык науки и техники со времен первой промышленной революции - английский. Disclaimer номер два: я могу сказать что-то разумное только в той ...
Тема человеческих потерь Украины и России после 24 февраля стала до крайности «чувствительной» в обеих странах. Особенно — в украинской стороне, где власти вообще очень ревностно относятся к любому не такому упоминанию «країни» кем бы то ни было. Но и в России говорить о потерях ...
Художник Слава Фокк.  Живопись Славы Фокк  отличается точным выбором техник живописи, которые позволяют создавать   цельные и пластически выразительные работы, соединившие элементы постмодернизма и ...
Пункт №2 моей предвыборной программы: Министры, губернаторы, чиновники, имеющие офшоры, недвижимость и бизнес за границей, подлежат немедленному увольнению с государственной службы. Указанная категория лиц также подлежит увольнению с госслужбы в случае, если их жены и дети имеют ...