"историческая память"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
http://tttkkk.livejournal.com/305267.html
" ... Всё это заставило в очередной задуматься о том, что, собственно говоря, ясно и так: так называемая «историческая память масс» является не столько отражением реальной исторической памяти масс, сколько объектом и продуктом сознательных и полу-сознательных манипуляций со стороны элит. Простые люди в своей массе помнят прошлое не слишком долго и не слишком хорошо – пару поколений от силы (исключения бывают, есссно, но редко). Долгосрочная историческая память во многом формируется телесериалом, романом, проповедью, и то, что люди, как им кажется, «помнят» о далёком прошлом, во многом зависит от того, что им говорят об этом самом прошлом те, кому ширнармассы по тем или иным причинам доверяют, то есть политическая и культурная элита/контрэлита.
То, что историческую память производят элиты, имеет немало последствий. Одно из них - перекос в сторону интересов и проблем элит, в первую очередь – интеллигенции, то есть "пишущего класса". Страдание (или, наоборот, ликование) какого-нибудь университетского профессора, священника, инженера или зубного техника в рамках «исторической памяти» приобретает куда больший вес, чем отношение скромного землепашца или слесаря к происходившему в былые времена. Зубной техник и сам мемуары напишет, и внуку, который профессор истории, в нужном свете всё расскажет, а вот слесарь - едва ли. Ещё более важным последствием является то, что элита сплошь и рядом управляют исторической памятью в соответствии со своими текущими интересами, причём относится это в равной степени и к правящей элите и к политически оппозиционной контрэлите. Плохую память формируют о тех, кого по тем или иным причинам необходимо ненавидеть, а также о тех, кто особо сильно обижал "пишущие классы", а вот хорошую - о тех, кого в настоящий момент или в обозримом будущем лучше ценить и уважать. В случае с Тайванем излишне нападать на японцев, при которых тайваньское национальное самосознание, собственно, и начало формироваться, нет никакого смысла, тем более, что японцы сейчас являются и полезными союзниками в борьбе с запроливной угрозой. А вот в Корее истерический антияпонизм – важное средство мобилизации, как для правых, так и, особенно, для левых.
Так что надо помнить: любые разговоры в "стиле не-забудем-не-простим!!!", стороннему наблюдателю следует воспринимать с большой долей скепсиса. Временами эти разговоры отражают реальность. Но – далеко не всегда."
Ну и некоторые мысли от меня, при некоторой связи с вышеописанным и без политических набросов (хотя как наброс она многими глазожопами будет истолкована, к сожалению).
1.
Я часто вижу заклинания в стиле "жители мятежных провинций никогда не смогут жить с украинцами!!!". Дескать, слишком много пролегло между народами etc. etc.
Смогут, буде таковое случится. Что хорошо показывает советский пример, когда жили бок-о-бок с теми же "западенцами" и прочими прибалтами. Потому что пепел возмездия стучит в сердце очень немногим людям. Абсолютное большинство на войне просто хочет, чтобы все это наконец закончилось.
Впрочем можно и не заглядывать так далеко в прошлое. В минувшем году был показательный эпизод, когда у себя в комментариях к одной записи я столкнулся с массовым искренним непониманием - а зачем помогать русским беженцам из Чечни и (если брать шире и раньше) Средней Азиив целом? Зачем вообще о них вспоминать? Это было давно, все они уже более-менее устроились и вообще дело прошлое, не надо сейчас сеять рознь и розжыг.
2.
Странное впечатление производит Стрелков. Странное и печальное. Это какой-то ультра-косплей настоящего Святаго Белаго Дела, когда после провала остаются лишь пустота и тлен в условной эммиграции, с исполнением пустых ритуалов и бессмысленными угрозами.
Надо таки перетолковать со знающими людьми, кто он есть такой, герой-неудачник или неудачливый наемник...
|
</> |