Истоки современной информационной войны: Конфликт в Южной Осетии


Можно ли назвать то, что происходит сейчас в Америке, информационной войной? Я считаю, что иначе это никак назвать нельзя. Масштабный конфликт мнений к концу предыдущего – началу текущего года перерос в войну СМИ против народа и действовавшей на тот момент власти. «Незримая рука медиа-рынка» жёстко регулирует информационные потоки и определяет, какие из них должны быть общедоступны, а какие нет, целенаправленно уничтожая «ненужное» и «неправильное». Я намерен избегать более точных формулировок и характеристик, чтобы самому не быть уличённым в рассмотрении лишь «одной стороны медали». Скажу только, что, независимо от моих собственных взглядов на политику, проблема «бана инакомыслящих» есть, она существует, её можно пощупать, зайдя в Twitter, Facebook, Reddit и даже безобидный, казалось бы, Instagram (подробнее – в сл. статьях) или открыв дайджест новостей американских СМИ, которые вовсе не искушены полярностью продвигаемых взглядов.
Но обо всём порядку. Как утверждала американская писательница Перл Бак: «Если хочешь постигнуть день сегодняшний, начни со дня вчерашнего». Чтобы дать ответы на вопросы современного конфликта между социальными медиа и простыми людьми, оказавшимися за бортом «корабля общественного мнения», необходимо изучить генезис информационных войн современного типа – ибо, как уже было сказано, без истоков происходящего невозможно посмотреть в будущее проблемы.

Для начала: что же вообще такое информационная война?
Согласно определению российского политолога, профессора МГУ А.В. Манойло, информационная война - это «процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня путем воздействия на гражданское население, власти и вооруженные силы противостоящей стороны, посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации, и противодействия таким воздействиям на собственную сторону».

Важно отметить, что термин «информационно-психологическая война» изначально был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Так, «Объединённая доктрина информационных операций» США, принятая в 1998 г., характеризовала информационную войну как «комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, которое… в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника».
Однако в ХХI в. наибольшее значение в информационной войне приобрела имиджевая составляющая, предполагающая негативное воздействие на репутацию противоборствующей стороны, что впоследствии должно привести к игнорированию и дискредитации интересов противника в мировом сообществе.
Ведение информационно-имиджевой войны искажает реальность в массовом общественном сознании, а ее результат может существенно отличаться от итогов вооружённого столкновения.

Именно на направление информационно-имиджевой войны был сделан акцент в ходе, вероятно, первого в истории Российской Федерации информационного противоборства – противоборства Грузии против России.

В августе 2008 г. до начала стремительной информационной атаки Грузии на Россию, произошедшей лишь после вступления последней в конфликт, абсолютное большинство СМИ разных стран написали о нападении Грузии на Южную Осетию. В частности, об этом писали СМИ Великобритании и США. Эти же самые издания впоследствии стали авторами наиболее обличительных антироссийских статей, обвиняющих страну в агрессии. Таким образом, фактически одни и те же журналисты стали авторами абсолютно противоположных по смыслу статей, изменив свою позицию буквально за сутки.

Уже тогда информационная война перестала быть второстепенным фактором, красивым дополнением к «основным» событиям и превратилась в один из важнейших механизмов ведения битвы, о котором говорят наравне с использованием вооруженных сил и техники. Весь ход событий в Южной Осетии позволяет сказать, что статус информационной войны вышел на новый уровень. Отмечалось две особенности:
- Во-первых, в отличие от прежних конфликтов на информационном поле, коммуникационное противостояние, начавшееся в августе 2008 года, получило массовый общественный резонанс и подверглось экспертизе СМИ практически всех стран.
- Во-вторых, конфликт носил поистине глобальный характер: на стороне Грузии выступил целый блок стран, каждая из которых предоставила имеющиеся ресурсы.

Что касается первой выявленной особенности, необходимо пояснить, что ранее ход информационной войны дискутировался в основном профессиональным сообществом. Столкновение России и Грузии – это, пожалуй, первый случай в мировой практике, когда массовое сообщество впервые стало не объектом управления PR-технологий, а сознательным субъектом, который реально осознал сам факт ведения информационной войны и наблюдал за ее развитием.
Тем не менее феномен массового признания факта информационной войны почти не отразился на её эффективности. Грузии удалось позиционировать себя как жертву конфликта. Несмотря на массовые обсуждения информационной войны, люди все равно впитывали передаваемые сообщения, которые сформировали их восприятие.

Вторая обозначенная выше особенность информационной войны России и Грузии - её глобальный характер. Ставка Грузии на информационную составляющую в конфликте не вызывает сомнения. США и западные правительства оказали Грузии всестороннюю помощь для проведения информационной кампании. Тщательность подготовки к информационной войне Грузии, а также ее союз со множеством развитых государств имеют множество доказательств. Например, это однобокое освещение событий с антироссийских позиций многими международными СМИ или уход трансляции американского телеканала «Fox News» на рекламную паузу после того, как осетинская девочка в прямом эфире обвинила Саакашвили в агрессии…

Данная ситуация свидетельствует о вступлении мира в новую эпоху информационных войн, не локального или национального, а глобального характера. На арену информационного противостояния выходят не национальные государства, а блоки стран, объединенные едиными международным политическим интересом. При этом необходимые коммуникационные ресурсы могут находиться в абсолютно разных уголках мира, но работать как единая система и механизм реализации информационной войны.

Мировые PR-сети имеют отработанные связи с политической элитой геополитических блоков и являются составной частью их медиа-ресурсов. Более того, в глобальное информационное противостояние постепенно втягиваются еще и коммерческие структуры.
В ходе информационной войны с Россией Грузия использовала услуги иностранных PR-агентств. Например, в апреле 2008 г. был подписан контракт с американской фирмой «Orion Strategies», занимающейся стратегическими коммуникациями и связями с общественностью, собственником которой является советник по внешней политике кандидата в президенты США Дж. Маккейна.
Т.е. грузинское информационное обеспечение в ходе конфликта продемонстрировало глубокое участие крупнейших коммерческих международных коммуникационных сетей в политическом противостоянии государств.

Неэффективное выступление России в данной информационной войне также является доказательством консолидации политической и бизнес-элиты на международном уровне. В ситуации с Грузией никаких шагов для спасения репутации России ни одним из агентств предпринято не было.
С другой стороны, анализ вышедших материалов в иностранных СМИ приводит к выводу о том, что некоторые из них намеренно скрывали или искажали факты, компрометируя Россию.
Так, в одном из своих выпусков газета «Взгляд» описала случай, когда один из ведущих испанских телеканалов «RTVE» показала в программе новостей ролик с крупнейшего видеохостинга «YouTube», где грузинские солдаты расстреливают кварталы Цхинвала. Однако комментарий репортера сообщал о том, что на видео изображены обстрелы Цхинвала российскими войсками.

Российско-грузинский конфликт показал, что мировая политическая и PR-элиты готовы существенно преступить нормы морали с целью информационной дискредитации врага. Значительное количество экспертов, в частности российских, безоговорочно оправдывают применение неэтичных технологий в ведении информационной войны.

Информационная война в конце 2000-х – начале 2010-х гг. стала легитимным средством политической борьбы. Несмотря на то, что значительная часть общества осознает процесс целенаправленной информационной атаки на противника и допускает возможность использования «грязных» технологий, оно все равно поддается манипулированию со стороны СМИ.
В итоге в коммуникационном противостоянии побеждал тот, кому удалось показать зрителям более увлекательный и эффективный «информационный сериал» и предельно чётко обосновать свою позицию.

Результаты информационной войны для ее участников могут оказаться важнее итогов вооруженных действий. Информационная, т.е. нематериальная победа имеет вполне осязаемые, материальные результаты. Так, отток иностранного капитала из России в результате конфликта в Южной Осетии составил около $7 млрд. Позиции рубля по отношению к доллару заметно пошатнулись. Кроме того, Россия стала испытывать серьезные затруднения в области геополитики и политико-дипломатических отношениях с рядом государств, международных режимов и организаций: ВТО, G8 и другими. Для России обострились угрозы размещения американской ПРО на территории Польши.
Следовательно, информационная война того времени воздействовала не только на массовое сознание, но и на процесс принятия решений экономическими структурами и мировой политической элитой…
Продолжение следует
Литература и источники:
§Joint Doctrine for Information Operations. // Joint Publication 3-13 // United States. Joint Chiefs of Staff // October 9, 1998 // URL: https://www.hsdl.org/?abstract&did=3759
§Манойло А.В. Технологии современных информационных войн. // Политическая наука, спецвыпуск, 2017 г. // https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sovremennyh-informatsionnyh-voyn/viewer
§Михайленко Т.А. Особенности информационной войны в современном мире на примере грузино-южноосетинского конфликта в августе 2008 года. // Электронный вестник Московского университета, выпуск №19, июнь 2009 г. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-informatsionnoy-voyny-v-sovremennom-mire-na-primere-gruzino-yuzhnoosetinskogo-konflikta-v-avguste-2008-goda/viewer
§Редакция газеты «Взгляд». Испанское ТВ пошло на подлог. // URL: https://vz.ru/politics/2008/9/8/205443.html
§Редакция вестника «Военное обозрение». Война в Южной Осетии: информационная составляющая конфликта. // URL: https://topwar.ru/17455-voyna-v-yuzhnoy-osetii-informacionnaya-sostavlyayuschaya-konflikta.html
§https://www.cybersecurityintelligence.com/us-cyber-command-uscybercom-2718.html