Исскуство НЕ принадлежит народу!
natali_ya — 18.11.2014Б. Ш. Окуджава
Каждый пишет что он слышит Каждый слышит как он дышит Как он дышит так и пишет Не стараясь угодить Так природа захотела почему не наше дело Для чего не нам судить
В одном из комментариев к посту "Решается судьба Портрета Марии Цетлин кисти Валентина Серова" моя хорошая подруга alena_15 написала: "Знаешь, фраза "искусство принадлежит народу" - вовсе не банальность".
У меня противоположное мнение об этой фразе и я попросила у Алёны разрешение написать об этом, но мне не хочется, чтобы мои рассуждения прозвучали для неё обидно, просто я не раз слышала эту фразу по другим поводам и не могу удержаться, чтобы не поговорить о ней.
Поговорить об этой фразе вообще, поговорить о том, как её понимают читатели моего журнала.
Эта фраза принадлежит Ленину, он произнёс её в беседе с Кларой Цеткин о сущности искусства, его задачах и функциях"
«Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Моё мнение: искусство принадлежит его творцам: картина - художнику, книга - писателю, музыка - композитору...
Искусство никому ничего не должно, то есть, творцы никому ничего не должны, она не должны искать любви масс и ставить себе задачу писать так, чтобы им это было понятно.
Алёна привела в пример эту фразу, имея ввиду совсем другое, но но даже и тут я не согласна. Портрет Марии Цетлин не должен быть продан из коллекции музея Рамат-Гана, потому что он подарен ему самой Марией вместе с другими полотнами с совершенно определённой целью — сохранить в Израиле художественную коллекцию Цетлиных, которую они собирали в Париже и Нью-Йорке между двумя мировыми войнами во время пребывания семьи в эмиграции.
Таким образом фраза "искусство принадлежит народу" никакого отношения к делу не имеет. Если бы та же коллекция была подарена частным лицам, то она им бы и принадлежала.