Исповедь рантье
fritzmorgen — 12.03.2017Пенсионный фонд России проводит опрос. Кроме всего прочего граждан спрашивают, хотят ли они жить честно или богато:
Представьте, что у вас есть три предложения о работе. Первая компания предлагает устраивающую вас официальную заработную плату. Вторая компания предлагает зарплату на 15% выше, но часть зарплаты платится в конверте. А третья компания — зарплату на 30% выше, чем при официальном трудоустройстве, но вас официально на работу не оформляют. Какую из этих компаний вы выберете?
http://special.tass.ru/polls/72
Казалось бы, есть над чем подумать. «Белая» зарплата — это ведь не только чувство удовлетворения от честной уплаты налогов, но и большая доступность кредитов и, в конце концов, увеличенная пенсия. «Серая» зарплата — также разумный выбор. Да, при этом раскладе вы платите совсем немного налогов, но какие-то всё же платите, и вас таки связывают с вашим работодателем официальные документы. Не очень твёрдая, но таки стабильность.
На сайте половина опрошенных выбрала полностью «белую» зарплату, ещё 30% — «серую». Зарплату полностью в конверте выбрали только 20%. Неопытный человек предположил бы, что бизнесмен, предложив сотрудникам такой выбор, примерно такой результат и получит. В реальной жизни однако сотрудники принимают решения совершенно иначе. Почти все выберут «в конверте, но побольше». Очень немногие выберут «серую» зарплату. И только упёртые единицы добровольно согласятся работать полностью «вбелую», причём — сюрприз — среди них будет много бывших или будущих бизнесменов.
Дмитрий, житель российской глубинки, известный вам уже по статье про инфляцию, прислал мне письмо со своей историей: как он работал бизнесменом в Казахстане, и почему он решил в итоге переехать в Россию, чтобы стать здесь пенсионером-рантье. Там есть очень важный пассаж про сотрудников и их желание платить налоги. Мой опыт и опыт моих коллег полностью подтверждает печальные зарисовки Дмитрия:
В Казахстане я больше 10 лет занимался бизнесом. Не то чтобы прямо IT-гигант, однако на жизнь более чем хватало. Моя компания скромно, но зато очень качественно обслуживала другие компании в области IT, от прокладки локальных сетей до 1С.
Ко всему, что я делал, я подходил (да и сейчас подхожу) с большим «занудством». Начинал я как сисадмин. В то время как мои так сказать коллеги по любой мелочи переустанавливали «виндоус», я ковырялся и разбирался, почему они, «виндоус», ломались. Результатом стало то, что через несколько лет практики я и мои коллеги пошли двумя разными путями. Они стали фрилансить — брали шабашки на ремонт компов, переставляли операционку за 30 баксов и пару часов работы. За один день они могли спокойно объехать 2-3 клиентов, срубить сотку и спать спокойно. У меня же так не получалось. Если я пришел к клиенту и поставил систему, то мне надо было обязательно поставить ему антивирус, отключить всякие автораны с сидюков и флэшек, поставить несколько браузеров (а вдруг клиент привык пользоваться оперой, а не осликом), а ещё вот эти несколько служб он явно не будет использовать, зачем они будут зря ресурсы у компа отнимать и т.п. — в общем, после того как я с одним компом возился день, я брал те же 30 баксов за работу, так как средняя цена в городе была не более 15-20.
Вчерашние школьники брали 10 с риском форматнуть не тот винт, например, а я мои коллеги брали 30 (что уже было в два раза выше рынка), так как у меня и у них за несколько лет сформировался определенный круг клиентов, который доверял только нам и готов был переплачивать за это. Больше брать мне не позволяла совесть.
Итог был таков, что те комьютеры которые настраивал я, работали как часы по несколько лет и второй раз меня звали обычно не на ремонт компа, а на настройку вновь купленного. Мои коллеги бегали по одним и тем же клиентам раз в квартал-два.
В какой-то момент мне надоело работать больше и получать меньше. Я стал работать с юрлицами: решил настраивать за один раз всё идеально и получать потом абонентку за устранение мелочей и профилактики. Яоткрыл контору, стал набирать персонал и пошёл получать второе высшее по финансам — конторой надо было управлять, сокращать затраты, сдавать налоги и т. п. В какой-то момент мне пришлось нанимать персонал.
Такое долгое вступление я сделал для того, чтобы вы точно представляли что люди с которыми я работал, это были не вчерашние студенты с ветром в голове, а настоящие профессионалы, как правило с высшим образованием или без него, но с большим стажем.
Это были люди с аналитическим складом ума, точно знающие, что и в какой последовательности надо делать, чтобы максимально упростить себе работу. Люди, умеющие планировать. Умеющие предсказывать будущее: в своей области, конечно. В общем, речь идет не о разнорабочих на временной работе. Всем этим людям я принципиально платил на 30% выше рынка.
Пример 1
Персонал я набирал из таких же «задротов» как и я сам. Мне нужны были абсолютно надежные профессионалы, которые в одиночку могли тянуть фабрику с десятком серверов и сотней пользователей. Каждого такого админа или программиста я собеседовал лично, и каждому предлагал на выбор одно и тоже.
Выглядело это предложение примерно так:
Компания (то есть я) готова на тебя тратить 1000 долларов в месяц. Я тебе предлагаю три варианта.
1. Я тебя беру в штат. 1000 к начислению. Минус подоходный, минус пенсионка (а в Казахстане пенсия с 1998 года исключительно накопительная), минус социалка. На руки будешь получать 700. (Напомню, это и так на треть выше рынка). Зато ты чист для банка — иди бери ипотеку и так далее. У тебя официальный стаж, у тебя в будущем пенсия.
2. Ты открываешь ИП. Я тебе перечисляю по договору субподряда 1000 баксов, ты платишь 3 (три) процента налогов, в пенсионку отправляешь 10% от той зарплаты, которую сам себе назначаешь (назначь себе 100 долларов, зарплаты отправь 10 в ПФ). На руки условно будешь получать 950 баксов. Тогда для государства ты чист, даже некоторые банки тебе кредит дадут. Официальный договор и так далее.
3. Я заключаю с тобой договор, что ты безмозглый практикант. Ничего не знаешь, ничего не умеешь: пришел ко мне в контору учиться бесплатно, и я тебе ничего не должен. Тогда я тебе даю тысячу долларов наличными в конверте. Для государства ты бездельник, в банке тебя пошлют, и если что вдруг, то я тебя не знаю, и я тебе ничего кроме знаний не должен.
Так вот: за 10 лет работы через меня прошло около 30 человек. Из этих 30 только один захотел стать ИП и платить 3% налогов в бюджет Казахстана. Сколько он отчислял себе на пенсию я не спрашивал — это его личное дело. Все остальные были «практикантами». Был даже сорокалетний «программист-стажер».
Почему так было? Не знаю. Я за всех гадать не буду, но приведу пример почему я бы поступил так же (в такой же ситуации в той же стране).
Пример 2
В Казахстане пенсия накопительная. Каждый работник обязан со своей официальной зарплаты отправить в пенсионный фонд на свой личный накопительный фонд 10% от оклада. При этом, кстати, те, кто любят задавать риторические вопросы, спрашивают — если моя пенсия накопительная, и я сам лично коплю себе на старость, то почему по закону я должен выйти на пенсию в каком-то определенном возрасте? А что, если я уже годам к 40 накоплю на свою старость?
Но тем не менее. Я тоже отправлял на пенсию 10% от своей официальной ЗП. Происходит это на уровне бухгалтерии, то есть сам сотрудник ничего никуда не шлет, это за него делает бухгалтер. Деньги поступают сейчас в единый фонд, но несколько лет назад фонды были частные, и на весь Казахстан их было штук 15.
В банках в это время средняя ставка на депозитах была около 10% годовых в местной валюте (теңге). Кроме того у каждого банка была капитализация вклада. Если мы кладем в банк 1 000 000 теңге, то в первый год получаем 100 000 (10% от миллиона), на второй год получим уже 110 000 (10% от 1 100 000) и так далее.
А как дела обстояли в пенсионных фондах? А вот так. Вот отчет из единого теперь на весь Казахстан пенсионного фонда лично по моим сбережениям:
Сумма пенсионных накоплений по состоянию на 01.01.2016 г. составляет 1 013 693 теңге, в том числе инвестиционный доход 177 266 теңге.
На моем личном пенсионном фонде, а отчисления я туда начал отправлять ещё в 1998 году, лежит около миллиона теңге: инвестиционный доход 180 тысяч и 820 тысяч, которые туда отправил я. Восемьсот тысяч — это мои 10% от зарплаты за почти 20 лет, а 200 тысяч это доход! Это сколько получается годовых за почти 20 лет?! Очень мало, мне даже считать лень. Могу только добавить, что в 1998 году двушка в хрущёвке в Алмате (столица Казахстана на тот момент) стоила 72 000 теңге или 3 000 баксов. Сейчас этаже двушка стоит уже около 60 000 баксов а курс теңге/доллар то ли 250 то ли 300 теңге за доллар.
Так что в пенсионном накоплении все зависит от ставок, гарантий и так далее. В конце концов, средний человек начинает работать в 20 лет, а выходит на пенсию в 60, то есть работать ему надо 40 лет. А что такое 40 лет? Да 40 лет тому назад был СССР. А что будет через 40 лет?
Ну и собственно вопрос по поводу рантье или пенсия.
На сегодняшний день я пытаюсь получить гражданство России. Живу я деревне в 300 километрах от Москвы. Строю своими руками дом своей мечты. Для своих детей я отгрохал такую детскую площадку, какой не было ни в одном дворе моего детства. У меня баня, которую я кочегарю в любой момент, и если я захочу шашлыка мне не надо никуда ехать.
Кроме меня в деревне живет еще около 100 человек, пенсионеры в основном. Работы в деревне нет никакой от слова совсем. Автобусного сообщения от деревни до райцентра тоже нет. Была бы тут хоть какая-нибудь официальная работа, я бы на нее устроился. Правда. Меня реально напрягает что на вопрос, скажем, в поликлинике «где вы работаете» приходится отвечать «нигде». Сразу представляется, что я в глазах вопрошающего выгляжу тунеядцем-алконавтом.
Я бы давно получил гражданство в конце концов, так как наличие работы для таких «соотечественников» как я является обязательным требованием для получения гражданства.
За счет чего я живу? А я и есть как бы пенсионер-рантье.
Я только посчитал, что мой пенсионный возраст наступил не в 65 лет, а уже сейчас [Пенсионный возраст в Казахстане для мужчик — 63 года, прим. Ф.М.]. Я собрал всё, что накопил в Казахстане, купил несколько квартир в Москве и Рязани и сдаю их в аренду. (Кстати, квартира в пяти минутах ходьбы от метро в Москве стоит в два раза дороже квартиры в центре Рязани, а сдается за одинаковые деньги. Выгоднее купить 2 квартиры в Рязани, чем одну в Москве). Заметьте, я при этом плачу все налоги как положено — я же писал, что люблю ко всем делам, за которые берусь, подходить очень занудно, чтоб никто и никогда не смог придраться.
Все квартиры сдаются по официальным договорам, платятся налоги государству, отчисления в страховку, отчисления в фонд капремонта опять-таки плачу я а не квартирант (я полагаю, что квартирант должен платить коммуналку которую потребляет, и аренду, а капремонт — это затраты владельца). Все мои квартиранты официально зарегистрированы (временная регистрация по месту проживания), что приравнивается к прописке, а значит им проще устроится на работу и вовремя платить мне за аренду. И в квартирах у меня не «бабушкин» ремонт, а современный евроремонт с современной новой техникой.
Также я даю им гарантию, что если завтра мне понадобится, то я их не выпну на мороз, как это было не раз со мной в Казахстане, когда я снимал квартиру. Если мне понадобится приехать, скажем, в Москву на месяц, то я сниму на этот месяц квартиру для себя. Сдаю я при всём этом по средним ценам по городу, что гарантирует мне то, что квартиранты ценят условия проживания. Скорее всего квартиру не изгадят, платить будут вовремя, и искать альтернативу скорее всего не будут. Что, кстати, и подтверждается последние несколько лет.
И будьте уверенны, что когда мне стукнет лет 65, или сколько там надо для получения пенсии, я обязательно на эту самую пенсию подам. Буду получать скорее всего минималку. Это будет еще несколько тысяч дохода, однако к тому времени в часть квартир заедут мои дети, и доход с аренды сократится. По моей логике это буду абсолютно заслуженные несколько тысяч рублей так как до пенсии мне ещё лет 30 предстоит платить налоги в бюджет России.
Даже сцену эту представляю. Приду я в пенсионный фонд и там меня спросят — вот вам 65 лет, а где вы всю жизнь работали? Да вот получается, что нигде я не работал. Так как стаж в Казахстане, во-первых, не учитывается, а во-вторых, трудовые книжки там давно упразднены и являются необязательным анахронизмом. В России же я всю жизнь жил в деревне, где работы нет, автобусов до райцентра нет, зато на местном кладбище лежат мои прапрабабки и прапрадедки, и кроме меня ухаживать за этими могилами и за примерно десятком пока ещё живущих 80-90-летних родственников больше некому. Оттого и буду я скорее всего получать самую на тот момент минималку, если она будет в принципе.
PS. Забавный выверт мышления составителей вопросов из Пенсионного фонда. Подразумевается, что пользователь интернета может узнать о пенсионных новостях или на сайте Пенсионного фонда, или... из офлайна. Про блоги, про форумы, про коллективные блоги и про сетевые СМИ составители вопросов даже не подозревают. Весь интернет для них — это сайт ПФР.
Наши с вами регулярные обсуждения пенсионных реформ, получается, вроде бы и не существуют. Эдакий привет из девяностых годов, когда некоторые начальники отдавали подчинённым распоряжение перекачать весь интернет на дискету, чтобы потом не тратиться на абонентскую плату.
|
</> |