Исповедь - это как почистить корзину на рабочем столе?

топ 100 блогов Любовь Торбиевская — 09.04.2011

Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Булат Окуджава


Все мы не без греха, даже праведники, и те грешны, не в делах, так в помыслах, ибо со времен Адамы и Евы люди априори грешны... так нам говорит церковь, это подтверждает жизнь. Мы осуждаем, прелюбодействуем, крадем, ревнуем, унываем, кто-то убивает, кто-то творит себе кумиров... Все мы грешны, такова, видимо, наша человеческая природа.

Вопрос в другом: кто и как договаривается сам с собой, своей совестью, окружающим миром по вопросу греховности. С убийцами и ворами все более или менее просто: поймали тебя, доказали вину - виновен, неси наказание. Однако, сколько не пойманных убийц и воров на свободе? Мучаются ли они от своей природы греховной - это еще большой вопрос. Конечно, все мы предстанем на Страшном суде и ответим за деяния свои, но это если мы, вы ( а также убийцы и воры веруют в Бога), а если нет? Конечно, есть общественная мораль, в соответствии с принципами которой, убивать, грабить, насиловать и прочее, вроде бы как нехорошо, даже однозначно нехорошо, но останавливает ли это воров, убийц и насильников? Конечно, совсем хорошо, если в каждом из нас есть внутренний судья, цензор, смотритель, совесть - как угодно - который от чего надо убережет, куда правильно  - приведет и будет всем счастье, но ведь вот незадача - и с этим у многих из нас, да что там, у каждого из нас, много проблем.

А что делать простому человеку, который не убивает, не насилует, и может быть даже не крадет, а всего навсего ревнует или прелюбодействует, или унывает порой, под давлением каких-нибудь жизненных обстоятельств? Церковь скажет: Ничего себе, всего лишь - это серьезные грехи. Допустим, согласимся мы. И все-таки, что же делать?

Брать себе право делать то, что хочу, и нести за все свои деяния ответственность перед собой и людьми? Каяться? Оправдываться? Плевать на всех и вся? Конечно каждый решает для себя сам.

А я думаю вот о чем. Исповедь - что это? Ты приходишь в церковь, признаешься сначала себе, ибо не признавшись себе в каких-то вещах, ты вряд ли признаешься в этом кому-то еще, и каешься перед Богом и перед батюшкой в своем грехе. Он, батюшка, ну и Бог, надеюсь тоже, ибо он все-таки милосерден, хоть и суров, тебе этот грех отпускает и ты идешь дальше. (Особенно интересна финансовая сторона исповеди). Ну утрирую конечно, но суть такова. Безусловно, предполагается, что ты покаявшись и осознав, больше грешить не будешь, или сделаешь все для того, чтобы не грешить. Но разве можно зарекаться? Особенно, учитывая, главный постулат церкви, что человек греховен изначально.

Стало быть, исповедь - это что? Очистка совести? Это как почистить корзину на рабочем столе?

Мне кажется, в идеальном варианте, если человек искренне и осознанно пришел на исповедь, то он уже настолько сам себя покарал угрызениями совести, размышлениями и прочее, что наказал уже сам себя вполне. Потому что нет ничего страшнее, чем собственного суда над самим собой. От себя не убежишь, себе не соврешь, перед самим собой ты честен, как перед Богом. Батюшке можно не сказать всего - побояться, постесняться, или вообще к нему не ходить, а от самого себя уйти трудно. Можно забываться, выпивая, употребляя что-то, но в моменты трезвости, ты снова будешь оказываться наедине с самим собой.

А если брать себе право делать то, что считаешь нужным, руководствуясь лишь своими этическими соображениями и нравственными принципами? Можно, конечно, и так, но тогда в вас должен быть какой-то твердый, чистый, безоговорочный внутренний стержень, который не позволит вам сделать дурного. Во многих из вас есть такой? Во мне так точно он наблюдается весьма и весьма эпизодически, и не потому, что я такая-растакая, плохая, распутная, безнравственная и прочее, а просто потому, что все мы не без греха. Увы. Всех нас обуревают страсти, соблазны. Может быть, я сейчас оправдываю саму себе, или ищу себе оправдания, может, но я не знаю безгрешных людей, не встречала.

Так что же делать? Не париться? - не получается. Исповедоваться? - Да. И больше не грешить по возможности. Каждый раз думать что последует за твоим поступком, кому это может навредить, как обогатит или наоборот истощит тот или иной поступок твою душу. Словом, воспитывать в себе своего собственного Смотрителя. Это тяжело. Это даже тяжелее, чем сходить на исповедь, и отдав какую-то сумму денег, выйти за пределы храма с уверенностью, что тебе отпустили грехи.

А может быть, наш внутренний Смотритель - это просто напросто наша Совесть? Наверняка. Только бывает так, что делаешь что-то нехорошее, а совестью не мучаешься, ну ни капельки. Просто знаешь, что нехорошо это, но делаешь все равно, ибо нужно-приятно-хочется-нужное подчеркнуть.

В одном из моих любимых фильмов "Покровские ворота" есть такая фраза: "Живут не для радости, а для совести". Как вам? Много радости в жизни для совести? Не знаю. Но наверное, это правильная, светлая, осознанная жизнь, к которой каждый из нас должен стремиться. Потому что, когда живешь правильно, честно, по совести, оно как-то спокойнее, гармоничнее, конечно, не всегда так ярко, насыщенно и страстно, как если жить для радости, но тоже хорошо.

А еще мне кажется, что если очень и очень честно признаться самому себе в том, чего ты хочешь в этой жизни, не гонясь за стереотипами, модой, толпой, а лишь прислушиваясь к потребностям своей души, то очень много ненужного, наносного уйдет из жизни, уйдет много грязи, соблазнов, ошибок, пустых претензий и ненужных телодвижений.

Но быть честным с самим собой - это ой как трудно. И все-таки нужно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Скоро только сказки у кошек сказываются, а буквы не скоро читаются... Но вот и одолел я роман англичанина Дж. Мориера под провокационным названием " Похождение Хаджи-Бабы из Исфагана ". Честно говоря, не с первого раза - еще когда была у меня первая читалка, я его туда скачивал, но ...
У меня закончился учебный год. Я теперь в неоплачиваемом отпуске до сентября. Осталось провести две выставки в ДК и одну  в местном краеведческом музее,но они проходят по разряду неоплачиваемых хобби. Весь год мы рисовали историю россии,но не добрались даже до Петра, и мне самой это ...
Запрещать продажу крепкого алкоголя сейчас нельзя. Это станет верным признаком слабоумия власти. Потому что люди не простят. Мотивы гипотетического запрета понятны. Выпивать люди в нынешних условиях стали больше, со всеми вытекающими последствиями. Но запреты не помогут, а будет только ...
Пермь https://www.youtube.com/watch?v=YpoI8ypM3p0 Спасибо mihailmoskit ...
Предприниматели из Венесуэлы Алехандро Бланшар и Элио Ангуло решили делать картонные гробы, чтобы конкурировать с классическими деревянными. Из-за глубокого кризиса в стране их “био-гробы” становятся приемлемым вариантом из-за высокой цены на деревянные гробы. Деревянный гроб в Венесуэле ...