Испорченный телефон Гитлера
lafeber — 14.09.2024В Чили засветилась американская телекоммуникационная компания IT&T. Она предлагала миллион баксов на свержение Альенде, спонсировала оппозиционную агитационную газету. Берегла свои инвестиции на 200 млн. долларов и контроль над чилийской коммуникационной монополией.
В Википедии список скандалов с IT&T куда шире. Мне понравилась ссылка на Саттона, который раскопал то, что IT&T владела 25% «Фоккер-вульф», производящего военные самолеты для Люфтваффе. А также акциями «Signalbau AG», производителя радаров и передатчиков для Вермахта. В принципе в этой информации нет ничего удивительного. До Второй мировой войны в северной Атлантике сложилась региональная глобализация – регионализация. Немцы инвестировали в Штаты, американцы инвестировали в Германию. Джон Макклой, будущий помощник военного секретаря США, в 30-е из Третьего Рейха не вылезал. Все торговали со всеми. Война разорвала эти связи, филиалы были реквизированы, поставлены на службу добру, но номинальный контроль в акциях и долях оставался. Об этом писал Чарльз Хайэм в "Торговля с врагом" 1983 года. Сталинская пропаганда не упустила своего шанса и, как только началась Холодная война, обвинила Запад в том, что тот вооружал Германию для нападения на СССР. «Смотрите! Куда ни глянь, везде наследили американскими долларами! Весь Восточный фронт усыпан остовами Студдебекеров US6!»
Если передергивать и преувеличивать в духе позднесталинской пропаганды, то можно заявить, что ITT при помощи Фоккеров топила корабли союзников и передавала координаты нацистским подводным лодкам по телеграфным линиям ITT. А вот сенсационная ошибка испорченного перевода еще круче. «Но так как некоторые корабли были «кого надо корабли», то пеленгаторы ITT отводили торпеды от некоторых кораблей союзников, которые топить было никак нельзя». «While ITT - Focke-Wulf planes were bombing Allied ships and ITT lines were passing information to German submarines, ITT direction-finders were saving other ships from torpedoes». По крайней мере, так можно понять англоязычную косноязычную в рот себе засунувшую ногу Викифит. Перепроверяем подробности у Энтони Саттона, в его книге «Уолл-стрит».
Свою научную карьеру Энтони Саттон начал отлично – с трехтомника о западных технологиях в СССР, написанного по высоким академическим стандартам. Это только позднее он ступит скользкую дорожку политологии и конспирологии, поэтому ко всем его последующим книгам следует относиться осторожно, включая «Уолл-стрит». Но в данном случае Саттон ничего не придумывал, а взял это предложение целиком из книги другого автора. Саттон ничего от себя не дописывал. Его совесть в этом случае чиста. Не в том контексте эту фразу можно неправильно перевести (см. параграф выше) и понять превратно. Саттон ссылается на Sampson, Sovereign state of ITT (1973). Этот автор пишет, что фактически получалось так, что ITT работала на оба фронта. Бомбардировщики и уже протянутые захваченные телеграфные линии, да, помогали Германии. Но в США ITT создали пеленгатор под названием High-Frequency direction finder, huff-duff. Это устройство помогало искать немецкие подлодки в Атлантике, "замечать торпеды".
В Вики и у Саттона в этом одном предложении идет простое перечисление, поэтому создается впечатление, что упоминается работа ITT только на Третий Рейх. Из-за этого конец предложения – «ITT direction-finders were saving other ships from torpedoes» - приобретает конспирологические нотки. Якобы IT&T уже тогда могла превращать нацистские торпеды в тыкву, чтобы спасти торговые суда правильных людей. «Это Либерти кого надо Либерти». Якобы в торпедах Кригсмарине «черных дверей» не меньше, чем в ЧПУ-станках, купленных РФ на Западе, управляемых по ГПС и перестающих работать, стоит их только переместить в пространстве. Якобы полевые телефоны противников перекрещивались своими проводами, из-за чего Гитлер порой вклинивался в разговор Сталина, удерживая звонок Рузвельта.
Во время Второй мировой войны США контролировали сообщения, передаваемые через подводные межконтинентальные кабели. При президенте действовала FEA (Foreign Economic Administration), на которую была возложена обязанность вести экономическую войну за рубежом. Ачесон в своих мемуарах пишет, что каблограммы шли через контрольные точки (передаточные узлы; relay point). Их читали и останавливали, если требовалось. С телефоном, телеграфом и беспроводной связью поступали также. Через систему сертификатов (навицертов) и контроля над топливными базами (бункеры) Союзники контролировали перемещения судов в Атлантике. Морским правом и правами нейтралов пренебрегали [48].
В сборнике FRUS за 1946 (том 4) можно отыскать переписку американцев с британцами по поводу подводных кабелей. Между союзниками вспыхнул спор вокруг контроля над передаточными узлами. Британцы захватили итальянские кабели, что шли от Рима через Малагу к Гибралтару. Затем через Орту (Horta на Азорских островах) к Островам Зеленого мыса и, наконец, к Бразилии. Американцы переживали, что они не контролируют эту линию сообщений Европы с Южной Америкой [857]. Также им не нравилось то, что британцы перенаправляют этот поток на Британские острова, читают их переписку с Италией и вообще замедляют Ютуб сперва до 40 процентов, а потом до 70%, и снова до 40%. Главным злодеем тут выступала британская компания Cable & Wireless. Американцы предлагали переместить узел из Малаги и Гибралтара в Танжер. Позднее британцы согласились вернуть кабель в собственность Италии, но только при условии, что передаточный узел остается в Гибралтаре. [877] Чем закончилась эта история, я не знаю.
|
</> |