Исламская аграрная революция
ivanov_petrov — 29.12.2013 Новое - этого не знал. Наткнулся на статью Идриси. Прочитал, офигел. Думал, это она такой диссидент. Нашел ссылки на нее, вполне серьезные. Стал искать - а уж и статья в вики есть.То есть Европа была спасена после крушения римской цивилизации исламской агрикультурной революцией. Мягко говоря - не ожидал.
Исламская аграрная революция
http://en.wikipedia.org/wiki/Arab_Agricultural_Revolution
крупные преобразования в сельском хозяйстве Арабского Халифата и связанный с этим прогресс в науках о земле, естественных науках и экономике в эпоху Исламского золотого века с VIII по XIII в. н. э.
В результате установления Арабского халифата на обширной территории с запада Европы и до Центральной Азии возникла глобальная экономика, что позволило арабским и другим мусульманским торговцам вести широкий торговый обмен, распространить по всей территории Халифата и за его пределы множество сельскохозяйственных культур и технологий ведения сельского хозяйства, а также адаптировать эти культуры и методы за пределами Халифата. Помимо сельскохозяйственных культур арабского мира, широкое распространение за пределами своей родины получили сорго (Африка), цитрусовые (Китай), различные культуры Индии (манго, рис, хлопок, сахарный тростник). Ряд исследователей называют этот период «глобализацией сельскохозяйственных культур»
Andrew M. Watson (1974), «The Arab Agricultural Revolution and Its Diffusion, 700—1100», The Journal of Economic History 34 (1), pp. 8-35.
http://www.jstor.org/discover/10.2307/2116954?uid=3738936&uid=2129&uid=2&uid=70&uid=4&sid=21103174703501
A. M. Watson (1981), «A Medieval Green Revolution: New Crops and Farming Techniques in the Early Islamic World», in The Islamic Middle East, 700—1900: Studies in Economic and Social History
Zohor Idrisi (2005), The Muslim Agricultural Revolution and its influence on Europe
http://www.muslimheritage.com/uploads/AgricultureRevolution2.pdf
Since the dawn of civilization the Levant with its varied flora and fauna has provided a rich diet for its indigenous population. This resulted in the area be coming a desirable target for conquest. Amongst the major conquerors were numbered the Greeks and Romans who exploited the areais crops through an essentially tributary economy. The belief that their presence was permanent discouraged introducing new types of crops to their environment. When the Roman Empire finally disintegrated, its tributary economy disappeared, civilization collapsed and all development stagnated. This dismal situation prevailed until the establishment of Islam (7th century C.E.) when the Muslim Agricultural Revolution transformed the essentials of life and its environment.
Subsequently Muslim scientists, physicians and botanists set scientific development into motion. Amongst the trailblazing Muslim scientists Ibn Al-Baytar (circa 1188n1248 C.E.) and his like created a phenomenal repertoire in the field of botany. The progress of Mu slim scientific knowledge then continued uninterrupted for several centuries.
What happened to the Europeans beyond the Pyrenees? Why did they lapse into a medieval feudal system with no improvement in lifestyle albeit for the well being of the people until the 18th century? How did the change in attitude occur, so that what was once regarded as quackery, folklore and medical heresy became accepted as scientific information? What was the impetus that led the Swedish botanist known as Linnaeus (1707n1778 C.E.) to undertake his compilation of the flora and fauna of the known world? This paper attempts to answer these questions and comments on the relationship between the environment of Ibn Al-Baytar and that of Linnaeus.
---------
Ну, сейчас это критикуют Michael Decker (2009). То, что я помню о распространении культурных растений, вроде бы не похоже на эту теорию, все эти игры начались раньше. С другой стороны, мало что я помню.
Значит, если в самых общих чертах, посыл таков. Римская империя пала, началась депопуляция и совсем бы европейцы померли, но тут явилась исламская цивилизация. Ее главный козырь - очень разработанные системы поливного земледелия, системы водоподведения и орошения, каналы. Другим свойством системы было большое разнообразие новых культур, которые раньше, по мысли автора, были распространены локально или вообще встречались вне средиземноморского региона. Ислам в силу создания "мира ислама", общего культурного пространства, позволил распространиться этим локальным культурам, создав большое разнообразие средств питания. И к тому же - системы орошения, они позволили интенсифицировать сельское хозяйство. Все это излагается на канве исламской науки золотого века. То есть грубо говоря от Авиценны до аль-Газали. Подробно говорится об исламской медицине после Гондишапура и Багдада, исламской ботанике и агрикультуре. Упомянуты очень авторитетные сводки по врачебной науке и сводки по ботанике, которые заимствованы в Европе. Отсюда делается финт ушами - ну вот, имелась передовая наука (да, взятая у аристотеля, и что с того), имелись технологии на основе этой науки, и ислам поделился этой наукой и этой технологией. Продолжение там - о влиянии того, что именуют "арабизмом" (автору бы не понравилось это слово) - от Данте до Декарта и Лейбница. То есть мощнейшее влияние на европейскую культуру и определяющее влияние на европейскую науку и философию.
Критикуют это, подкапывая данные о распространении культурных растений - по немногим свидетельствам трудно доказать, что именно с 7-8 вв. пошло распространение сорго и др, кажется, раньше и даже гораздо раньше. Другой очевидный ход - показать, что арабоязычная ученость шла отдельно от технологий. Само влияние арабской мысли на европейскую культуру и науку неоспоримо, но можно показать, что это было влияние на образ мышления, а не непосредственно на технологические практики.
Но тут долгий спор.
|
</> |