Искусство во власти «дурного прочтения»
sergeytsvetkov — 19.10.2025

Представьте: величайшее творение человеческого духа — «Илиада», «Божественная комедия», «Гамлет» — может быть уничтожено не огнём, не войной, а… вашим взглядом. Да, именно так считал Шарль Пеги — французский поэт и мыслитель начала XX века, чьи тексты пылают тревогой за судьбу культуры. В эссе «Клио. Диалог истории и языческой души» он утверждает: дурное прочтение — это не просто ошибка, это акт насилия над текстом. А безразличие — худший приговор.
Для Пеги читатель — не пассивный потребитель, а соучастник: он либо вдыхает жизнь в произведение, либо медленно убивает его. И в этом — «чудовищная ответственность», которую мы все несём, даже не подозревая. В эпоху лайков, спойлеров и скорочтения его слова звучат как тревожный звон колокола: культура не умрёт сама — её убьют невниманием.

1. Неизбежность дурного прочтения и его разрушительная сила
Пеги подчеркивает, что великие произведения, такие как поэмы Гомера, подвергаются постоянному риску искажения из-за неправильного или поверхностного прочтения. Дурное прочтение не только умаляет ценность текста, но и может привести к его разрушению.
«Дурное прочтение Гомера — это самое что ни на есть возможное, самое что ни на есть простое, самое что ни на есть доступное для нас с вами действо… множество дурных прочтений могут опошлить, могут буквально изуродовать текст, могут просто разрушить его до такой степени, что даже мощная глыба этого текста рискует погибнуть, и погибнуть безвозвратно».
2. Хрупкость позитивных ценностей и устойчивость негативных
Пеги формулирует закон времени, согласно которому позитивные интерпретации (хорошие прочтения) не могут гарантировать вечной ценности произведения, тогда как негативные (дурные прочтения) обладают устойчивостью и могут закрепляться, разрушая текст.
«Позитивные ценности не могут приращиваться к нему незыблемо, беспрепятственно, безгранично, на постоянной и, главное, бесповоротной основе. Отрицательные же ценности, напротив, могут (врастать) приращиваться к нему безгранично, незыблемо, беспрепятственно, постоянно, бесповоротно и безвозвратно».
Другой вариант: «Ценности приращения... никогда не гарантируют свой прирост. Тогда как ценности умаления... могут быть... бесповоротными».
3. Нулевое прочтение как наихудший исход
Отсутствие внимания к произведению, равнодушие или забвение (нулевое прочтение) рассматривается как наиболее разрушительная форма взаимодействия, поскольку оно лишает произведение жизненной силы и ведет к забвению.
«Нулевое прочтение может являться наихудшим прочтением и, несомненно, таковым является. Хуже некуда. Оно может нанести и, несомненно, наносит произведению самый сокрушительный удар. Ибо открывает двери забвению, заброшенности».
4. Роль читателя и зрителя в судьбе произведения
Произведение не принадлежит только автору. Будучи написанным, оно становится зависимым от восприятия публики. Читатель или зритель, взаимодействуя с текстом, либо возвышает его, либо разрушает, но нейтральность невозможна.
«Наши взгляды, наши глупые взгляды беспрестанно оставляют на нем и снимают с него, непрерывно наносят на него и сдирают с него невидимую патину. Это и есть та самая патина истории».
5. Трансформация автора в зрителя
Пеги описывает неизбежный процесс, при котором автор, теряя первоначальную свежесть восприятия, становится первым зрителем своего произведения, что знаменует начало его отчуждения от собственного творения.
«Он чувствует, как превращается из автора в его противоположность, в зрителя… он чувствует, как превращается в первые ряды своей публики, в человека, стоящего напротив него, в зеваку, глупца, глядящего другими глазами». Автор теряет контроль и сам превращается в первого зрителя — и даже в «врага» своего творения.
6. Временной механизм как источник уязвимости
История и время, по Пеги, несут в себе внутренний изъян, делающий любое произведение или событие уязвимым перед воздействием интерпретаций и забвения. Это «вечное раскачивание во времени», «вечно-временная» рана, которая разъедает культурное наследие.
«Завершение, никогда не достигающее завершения... таково устройство временного».
«И здесь кроется то, что в точности, буквально, диаметрально противоречит „Антигоне“… Все, что относится ко времени, то есть всё на свете, несет на себе печать времени, тот самый изъян времени».
7. Метафора «патины истории»
Помимо физической патины (от солнца и времени), произведения покрываются невидимой патиной человеческого взгляда — то возвышающей, то разрушающей. Эта патина — результат постоянного взаимодействия текста и читателя.
«Наши взгляды... беспрестанно оставляют на нем и снимают с него невидимую патину. Это и есть та самая патина истории».
8. Чудовищная ответственность читателя
Читатель, обладая свободой интерпретации, несет огромную ответственность за судьбу произведения. Его право на «дурное прочтение» или забвение может уничтожить даже величайшее творение.
«Страшно подумать, друг мой, что у нас есть полное право, то самое чудовищное право, что мы имеем право на дурное прочтение Гомера, что мы можем развенчать творение гения… Какая это чудовищная ответственность».
Пеги изображает историю и культуру как зону постоянного риска, где величайшие достижения человеческого духа находятся в руках «ничтожных» — нас с вами. Их сохранение требует активного, достойного участия, ибо без него они обречены на забвение. Это — этический призыв к ответственности читателя, к осознанию, что каждый из нас участвует в судьбе культуры.
«Какой это чудовищный риск... и какая чудовищная ответственность».
Эти мысли, выраженные через поэтический и философский язык Клио, подчеркивают трагическую уязвимость культурного наследия перед временем и человеческим восприятием. Пеги видит в этом механизме истории не только угрозу, но и великую тайну, которая определяет судьбу любого произведения, существующего во времени.
***
Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!
Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).
Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
«Последняя война Российской империи» (описание)

«Суворов — от победы к победе».


ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка
Наука о шторах блэкаут и сне детей
Дмитрий Шостакович в шести советских карикатурах
Новочеркасск. От центра к заводу НЭВЗ,
Незнакомка на тротуаре
Марина ЦВЕТАЕВА "НОЧЬ"
Почему орехи надо замачивать перед тем, как есть
Первое фото принца Эндрю после вскрытия переписки Фергюсон-Эпштейн
Контрольная точка: Полночь
То самое слово

