Искусство и жизнь в гармонии. В поисках внутреннего света
les-knig — 02.07.2025
Рассказ Хан Ган (한강) «Саламандра с жёлтым узором» («노랑무늬 영원») на первый взгляд кажется повествованием о травме и восстановлении, как и остальные рассказы одноимённого сборника. Но прежде всего это рассказ об искусстве, пронизывающем всю жизнь человека и дающем ему силы.
Сам бы он не был написан, если бы не искусство, точнее, если бы Хан Ган не пошла на выставку корейского художника Гвак Инсика. Его беспредметная живопись словно светится, а свет – один из ключевых мотивов что в прозе, что в поэзии Хан Ган. Одна из картин произвела на неё особенно сильное впечатление. Это огромная, во всю стену работа, на которой сотни и тысячи точек всех тонов жёлтого, наслаиваясь друг на друга, словно рвутся наружу. Казалось, сама жизнь наполняет картину до краёв. Из этого впечатления родилась идея рассказа о художнике, ищущем свой внутренний свет.
Хён-ён, главная героина «Саламандры с жёлтым узором», думала, что всегда будет художником – это и её работа, и призвание. Но два года назад автоавария перечеркнула всю её жизнь. Из-за полученных травм и последствий аварии Хён-ён практически не владеет обеими руками, ей даже с простыми бытовыми делами справляться тяжело. Уже ясно, что руки не восстановятся, и она решает отказаться от живописи. Хоть это самое тяжёлое решение в её жизни, ей кажется, что она поступает логично. Какой из неё художник, если она даже кисть не способна в руке удержать? Два года она и не думала о живописи, но, когда муж, даже не предупредив, отказывается от аренды её студии, она понимает, что где-то в глубине её души ещё не угасло желание писать картины.
Впервые после аварии Хён-ён приходит в свою студию. Стоя перед незаконченной картиной и разбросанными тюбиками краски, она размышляет, что значила живопись в её жизни. До аварии она думала, что сбегает от жизни в студию, но теперь понимает, что никогда не чувствовала себя настолько живой, как стоя перед мольбертом. Нигде не была настолько свободной, как здесь.
Свобода – то, чего она лишилась с аварией. Сначала Хён-ён долго лежала в больнице, потом оказалась буквально запертой в собственной квартире и зависящей от мужа даже в мелочах. Она остро чувствует, как сильно сузилось её существование. Пациент, больная – сама её личность словно стирается. Через картины она могла бы выразить себя, доказать, что по-прежнему существует и может создавать. Да, её возможности сильно ограничены, но тяга к искусству слишком сильна в ней, чтобы можно было ограничить и её.
Вот только её прошлые картины уже не находят у неё прежнего отклика, слишком многое она пережила за эти два года, чтобы остаться прежней. К тому же она рисовала красками на деревянных досках, которые сама подготавливала. Теперь такая работа ей не под силу. На глаза ей попадается каталог со старой выставки поздних работ художника Q, в которых угадывается беспредметная живопись Гвак Инсика. Q ставила множество жёлтых точек на традиционной жёлтой бумаге. Её солнечные работы наталкивают Хён-ён на смутные пока мысли, что похожая техника не должна перегружать её руки, как вырезание ножницами Матисса.
Матисс – второй художник, упомянутый в рассказе. Из-за артрита и последствий операции он не мог больше стоять перед мольбертом и рисовать кистью. Тогда он начал вырезать фигуры из прокрашенных листов бумаги и клеить их на холст или фанеру, составляя композиции. Матисс никогда не собирался бросать живопись и нашёл новую технику, в которой мог продолжать работать. Хотя она кажется далёкой от привычного рисунка, Матисс называл её рисованием ножницами.
Хён-ён не копирует живопись Q и не начинает вырезать из бумаги, вместо этого она находит свой оттенок жёлтого, окунает в него ладони и рисует прямо ими. Символично, как искривлённые линии руки, повреждённой в аварии, отпечатываются на бумаге. То, что её ограничивает и приносит страдания, теперь запечатлено на её первой за два года картине. Подняв руки в засохшей краске к окну, она сквозь них смотрит на закат. Ночь неизбежна, но за ней обязательно придёт рассвет. То, что казалось концом, становится началом новой дороги.
Наш тг: https://t.me/lesknig2
|
|
</> |
Рублевые вклады с повышенной ставкой: как новым клиентам получить максимальный доход
Историческое фото
Медаль останется у Эндрю
Краснопресненская набережная по дороге в Сити.
Ежедневный дайджест марафона #осеньмоеймечты — 26 октября
Кошечка Муся
Бесконечный рейс
«Пойду к себе умирать»: тайна последней фразы Олега Даля
ВКС России получили шестую в 2025 году партию фронтовых бомбардировщиков Су-34

