Искусство хатама

топ 100 блогов sajjadi05.12.2010
Искусство хатама

Искусство хатама
Хатам - необыкновенная персидская инкрустация по дереву - возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла в эпоху Сефевидов (XVI – XVII вв.). Окна и двери, сундуки, шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин, подставки для Корана, письменные приборы украшались шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры также бывают пяти-, восьми- и десятигранными, но именно шестигранники остаются наиболее популярными. Некогда треугольники были достаточно большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства – сегодня вы с трудом сможете разглядеть составляющие хатама.

Для инкрустации используется следующее:
• Дерево: апельсиновое, розовое, эбеновое, орех, ююба, эвкалипт и некоторые другие разновидности. Орех и эбеновое дерево позволяют получать черные треугольники. Коричневые делают из апельсинового дерева, хотя в более дорогих изделиях для этого используется ююба. Кроме того, из окрашенного апельсинового дерева иногда получают черные, желтые или красные треугольники.
• Кость: верблюжья, коровья, слоновая, а также раковины устриц. Из кости делают белые треугольники.
• Металлические нити (2 – 3 мм толщиной): медь, а также золото и серебро (в особенно дорогих изделиях). С их помощью получают желтые (золотые, серебряные и т.п.) треугольники.

Искусство создания изделий из хатама сравнимо с искусством плетения ковров – только в данном случае применяются несколько иные материалы и способы обработки. Давайте вместе проследим за этим интересным процессом:

Искусство хатама
Здесь вы видите уже собранные пучки материалов. Очень важно, чтобы каждая деревянная щепка, каждый кусочек кости или металлическая струна представляли собой трехгранник.  Мастерская покупает такие материалы у специальных поставщиков: столяры делают дерево трехгранным,  кость в других местах тщательно вываривают, очищают от жира и посторонних примесей и также придают трехгранную форму, а металлические «струны» протягивают через специальную машину. Ровные грани очень важны!

Искусство хатама
Хотя существует множество чертежей готового хатама, на деле ими пользуются разве что подмастерья. У настоящего мастера такой рисунок – в голове, он точно знает,  чего хочет добиться. А вариаций существует великое множество.

Искусство хатама
Здесь мастер аккуратно складывает трехгранные «палочки» вместе, в определенном порядке чередуя дерево, кость и металл.  Минимум 48 таких «палочек» идет на один «голь» («цветок»), напоминающий звезду.  Каждый «голь» собирают отдельно, затем тщательно скрепляют деревянным клеем.  Только после этого все эти «звезды» начинают складывать вместе, в итоге получая заготовку длиной до 30 см. Как легко догадаться, работа эта долгая, трудная и кропотливая.

Искусство хатама
А вот и заготовка, скрепленная деревянным клеем, и предварительно зажатая в прессе между двумя досками. Очень важно, чтобы в хатаме не оставалось никаких зазоров, и составляющие каждого «цветка» и сами «цветки» прочно прилегали друг к другу. В хорошей мастерской таких заготовок сотни – и на всех узоры разные.

Искусство хатама
Потом мастер выбирает нужный ему узор и… одну за другой срезает  тонкие  30-сантиметровые пластины с заготовки.

Искусство хатама

Искусство хатама
Вот так выглядят пластины хатама, уже готовые для нанесения на изделие. 

Искусство хатама
Разумеется, деревянную основу изделия (раму, шкатулку, пенал и т.п.), мастер делает заранее, все «хатамщики» - отличные столяры.   Далее он  прилаживает пластины хатама в соответствии с формой изделии. Для этого используется деревянный клей. В некоторых случаях пластины также нагревают, чтобы, например, они соответствовали форме сосуда, на которые их наносят.

Искусство хатама
Чем меньше треугольники, чем больше их количество, чем последовательнее повторяются узоры – тем тоньше инкрустация. Качество инкрустации также напрямую связано с качеством используемых материалов.

Искусство хатама
Разумеется, деревянная основа – не обязательное условие для хатама. Его можно наносить, например, и на медные сосуды.

Последним этапом является придание изделию характерного блеска и защита его от перепадов температур, мелких царапин и т.п. В Сефевидские времена для этого применяли сосновую смолу. В ХХ веке использовались различные лаки. Теперь же хатам обрабатывают полиэфирными смолами в специальных камерах - хорошее изделие должно жить долго!

Сегодня исфаханские художники (а центром производства хатама остается иранский город Исфахан) включают в работу серебряные украшения и традиционную роспись по эмали. Широко распространены инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.

Любуйтесь!
Искусство хатама

Искусство хатама

Искусство хатама

Искусство хатама

Искусство хатама

Искусство хатама

Искусство хатама

Искусство хатама

Искусство хатама

Искусство хатама

Искусство хатама

Искусство хатама


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
 В детективе Татьяны Устиновой "На одном дыхании!", который Митька подарил на Новый год нашей пожилой родственнице, обнаружена загадочная фраза: " - Блеск! - оценил Вадим. - Срочная работа у нее, когда шеф все равно кони кинул ". Выражение "кони ...
"А я б, например, не выдал такому, как вы! Глянул бы только раз в лицо и моментально отказал бы!" В Нью-Йорке на 77 году жизни скончалась китайская людоедиха бывшая хунвейбинша Сон Биньбинь, одна из вдохновительниц и активных участниц движения. В этом веке, конечно, высказывала ...
Собственно то, что я изложу ниже является кратким пересказом официального ...
радость ты моя - печаль рассветная.. было невзначай , да и было ли.. уронила лепестки роза светлая, будто сердце из груди вынули.. а на грудь твою - нежным облаком - на ночлег просилась - да нЕ дали.. ночь скатилась в траву диким яблоком, ...
Неожиданно, внешне такая цветущая женщина. Две дочери осталось 14-ти и 4-х лет. источник: https://spb.aif.ru/society/people/v_peterburge_skonchalas_finalistka_bitvy_ekstrasensov_elena_yasevich?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop оказывается болела долго. Я её просчитывала давно, там ...