Искусство хатама
sajjadi — 05.12.2010
Хатам - необыкновенная персидская инкрустация по дереву - возникла
в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития
достигла в эпоху Сефевидов (XVI – XVII вв.). Окна и двери, сундуки,
шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин,
подставки для Корана, письменные приборы украшались шестигранными
узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры также
бывают пяти-, восьми- и десятигранными, но именно шестигранники
остаются наиболее популярными. Некогда треугольники были достаточно
большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства – сегодня
вы с трудом сможете разглядеть составляющие хатама.
Для инкрустации используется следующее:
• Дерево: апельсиновое, розовое, эбеновое, орех, ююба, эвкалипт и
некоторые другие разновидности. Орех и эбеновое дерево позволяют
получать черные треугольники. Коричневые делают из апельсинового
дерева, хотя в более дорогих изделиях для этого используется ююба.
Кроме того, из окрашенного апельсинового дерева иногда получают
черные, желтые или красные треугольники.
• Кость: верблюжья, коровья, слоновая, а также раковины устриц. Из
кости делают белые треугольники.
• Металлические нити (2 – 3 мм толщиной): медь, а также золото и
серебро (в особенно дорогих изделиях). С их помощью получают желтые
(золотые, серебряные и т.п.) треугольники.
Искусство создания изделий из хатама сравнимо с искусством плетения
ковров – только в данном случае применяются несколько иные
материалы и способы обработки. Давайте вместе проследим за этим
интересным процессом:
Здесь вы видите уже собранные пучки материалов. Очень важно, чтобы
каждая деревянная щепка, каждый кусочек кости или металлическая
струна представляли собой трехгранник. Мастерская покупает
такие материалы у специальных поставщиков: столяры делают дерево
трехгранным, кость в других местах тщательно вываривают,
очищают от жира и посторонних примесей и также придают трехгранную
форму, а металлические «струны» протягивают через специальную
машину. Ровные грани очень важны!
Хотя существует множество чертежей готового хатама, на деле ими
пользуются разве что подмастерья. У настоящего мастера такой
рисунок – в голове, он точно знает, чего хочет добиться. А
вариаций существует великое множество.
Здесь мастер аккуратно складывает трехгранные «палочки» вместе, в
определенном порядке чередуя дерево, кость и металл. Минимум
48 таких «палочек» идет на один «голь» («цветок»), напоминающий
звезду. Каждый «голь» собирают отдельно, затем тщательно
скрепляют деревянным клеем. Только после этого все эти
«звезды» начинают складывать вместе, в итоге получая заготовку
длиной до 30 см. Как легко догадаться, работа эта долгая, трудная и
кропотливая.
А вот и заготовка, скрепленная деревянным клеем, и предварительно
зажатая в прессе между двумя досками. Очень важно, чтобы в хатаме
не оставалось никаких зазоров, и составляющие каждого «цветка» и
сами «цветки» прочно прилегали друг к другу. В хорошей мастерской
таких заготовок сотни – и на всех узоры разные.
Потом мастер выбирает нужный ему узор и… одну за другой
срезает тонкие 30-сантиметровые пластины с
заготовки.
Вот так выглядят пластины хатама, уже готовые для нанесения на
изделие.
Разумеется, деревянную основу изделия (раму, шкатулку, пенал и
т.п.), мастер делает заранее, все «хатамщики» - отличные
столяры. Далее он прилаживает пластины хатама в
соответствии с формой изделии. Для этого используется деревянный
клей. В некоторых случаях пластины также нагревают, чтобы,
например, они соответствовали форме сосуда, на которые их
наносят.
Чем меньше треугольники, чем больше их количество, чем
последовательнее повторяются узоры – тем тоньше инкрустация.
Качество инкрустации также напрямую связано с качеством
используемых материалов.
Разумеется, деревянная основа – не обязательное условие для хатама.
Его можно наносить, например, и на медные сосуды.
Последним этапом является придание изделию характерного блеска и
защита его от перепадов температур, мелких царапин и т.п. В
Сефевидские времена для этого применяли сосновую смолу. В ХХ веке
использовались различные лаки. Теперь же хатам обрабатывают
полиэфирными смолами в специальных камерах - хорошее изделие должно
жить долго!
Сегодня исфаханские художники (а центром производства хатама
остается иранский город Исфахан) включают в работу серебряные
украшения и традиционную роспись по эмали. Широко распространены
инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.
Любуйтесь!