ИСХАЛИ: СУКНО

топ 100 блогов anti_fasmer09.02.2024 ИСХАЛИ: СУКНО

Ингуш.язык исхали: 1)сукно; 2) байковое сукно; 3) бумазея грубая хлопчатобумажная ткань
Чечен.язык исхар: сукно
Каратин.язык Исхъали: сукно
Ингуш.язык исхали:
Нахуатль язык ichcatl: хлопок
Нахуа (На‌уа) — этноязыковая общность в Месоамерике, к которой принадлежали ацтеки.
Ингуш.язык исхале кӀа́да: суконная ткань
Эстонский язык kude: ткань
Финский язык kudos: ткань
ИСХАЛИ: СУКНО
Техника ткачества имела идентичный характер у многих народов Кавказа. «Мастерицы работали так быстро, что исследователям трудно было понять неуловимые движения рук и технику работы», - отмечает А. Пиралов.
Особого искусства требовало изготовление мягкой шерстяной ткани (исхали). Производство сукна было развито во всех ингушских селениях. Жен­щины делали из шерсти домотканое сукно (маша). Сукно могло быть цвета шерсти, но его могли и окрашивать.
Для изготовления красителей использовались листья мелкого ореха, дикой лесной яблони, кора дуба, ольхи, грецкого оре­ха, шелуха лука и т.п., из которых получали черный, желтый, коричневый и другие цвета. В более поздний период краски покупали на рынках. 

ИСХАЛИ: СУКНО
Ингуш.язык khuvs кӀувс: ковёр
Ингуш.язык кӀувс (кӀувсаш) k’uus (k’uusazh): ковер/ковры
Калмыц.язык кевс: ковер
Монгол.язык хивс: ковер
Тувинский хевис: ковер
Пратюрк.язык küwuz: ковер
Традиционное жилище кетов — чум из шестов и берестяных покрышек (КУС).
ИСХАЛИ: СУКНО
От
Ингуш.язык кӀув: 1)смола; 2)вар 3) сургуч
Кхмерский язык កាវ kav: клей
Лаосский язык ກາວ kāo: клей
Бирманский язык : ကော် kau: клей
Ингуш.язык кӀувма: битум
Ингуш.язык кӀувта: гудрон
Ингуш.язык кӀувтарма: пластмасса
Ингуш.язык кӀувтармал: пластичность
Арабский язык qaṭrān: асфальт
Итальянский язык catrame: гудрон
Серб.язык кувати: варить
Эвенкийский язык кумала̄н: ковер
ИСХАЛИ: СУКНО
Ингуш.язык istæng истинг/истанг: войлочный ковер
ИСХАЛИ: СУКНО
Думаете, это просто красивые узоры? Нет, это древняя молитва Лесному духу и Матери-Земле
Вплоть до XX века у ингушей было мифологическое мировоззрение. Люди верили в лесных духов — алмасов, злых духов — тэрымов, в оборотней, чародеев, великанов и чудовищ. Сюжеты из ингушского нартского эпоса воспринимались и пересказывались как быль. Все эти верования и суеверия передавались не только устно, но и в виде орнамента на мебели, посуде, одежде, орудиях труда, музыкальных инструментах, а чаще всего на войлочных коврах — истингах.
ИСХАЛИ: СУКНО
ИСХАЛИ: СУКНО
Ковер украшает довольно сложный орнамент. Ключ к его дешифровке дала нам сама мастерица, со слов которой художник сделал подпись к рисунку: «Да не иссякнет благодать леса!»

У ингушей в древности было множество правил поведения в лесу — своего рода «Лесной кодекс».

Лес, как и все остальная природа, считался одушевлённым. После появления первых почек он просыпался, оживал, и людям запрещалось ходить по лесу с топором, чтобы не нагонять страх на деревья.
У ингушей было множество «священных рощ», или «запретных лесов», где проводились религиозные обряды. Люди верили, что даже вырубка кустарника и собирание хвороста там будут жестоко наказаны высшими силами. Единственное, что можно было вынести, — палку, чтобы изготовить новый посох для жреца. И то предварительно следовало задобрить лесного духа жертвоприношениями.

Хотя в лесных духов и патронов давно уже никто не верит, бережное отношение к таким рощам сохранялось в сознании старцев до недавнего времени.
ИСХАЛИ: СУКНО
— Наш дедушка запрещал нам заходить в рощу на вершине холма, — рассказывает житель села Ляжги Али Точиев. — Но мой старший брат ослушался и пошел туда рубить лес. В тот день он вернулся домой со сломанной рукой. А дед сказал, что предупреждал: любой, кто посягнет на неприкосновенный лес, будет наказан.

В центре ковра — Мировое древо. Этот символ имеет очень глубокие корни и встречается по всему миру. Он показывает, как наши предки представляли себе мир.
ИСХАЛИ: СУКНО

Образ Древа символизирует два измерения.

В одном измерении древо — это время: прошлое (корни) — настоящее (ствол) — будущее (крона с плодами и семенами). Как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить без прошлого. Поэтому в старину для ингушей крайне важно было знать имена 14 своих предков. Сегодня ингушскому мужчине достаточно знать своих предков до 7-го колена. Ствол — это настоящее. По нему течет сок — жизнь. Он питает будущее — плоды и семена, которыми оно будет размножаться.

В другом измерении Мировое древо — это три параллельных мира, взаимодействующих друг с другом: подземный мир Эл — царство мертвых, где умершие живут полноценной жизнью и в курсе всех событий, происходящих в царстве живых; мир, в котором живем мы с вами; и «небесный мир», в котором обитают Верховный бог Дяла и все его помощники — патроны, а также одушевленные Солнце, Луна и звезды. Среди людей лишь избранные могли перемещаться в тот или иной мир.

На ветвях Мирового древа мастерица изобразила листву и хвою различных деревьев. Каждая порода имела свое сакральное значение и почиталась у древних ингушей за те или иные качества.

СОСНА

Сосна, например, наделялась магическими свойствами. Именно из ее древесины вырезали жреческие шесты, на которых из года в год делали насечки и проводили гадательные ритуалы. Беззащитный перед силами природы, человек особенно ценил и восхищался силой, прочностью и живучестью того, что его окружало. Подобно легендарному герою нартского эпоса — богатырю Сеска-Солсе, рожденному из камня, семя сосны из небольшой расщелины в скале может вырасти в огромное дерево.

Корни сосны, пропитанные смолой, использовались как факелы, а щепки и кусочки коры — в качестве лучин.ИСХАЛИ: СУКНО

Древесина калины-гордовины во все времена шла на амулеты — обереги от злых духов. Ее клали в люльку, у изголовья кровати, ставили ветку за дверью, считая, что она не пустит в дом оборотней и злых духов. Калина и сейчас востребована у ингушских аксакалов, которые любят сделанные из нее посохи.

ГРУША:

Но особенно ценилась лесная груша. Ее запрещено было трогать, где бы она ни росла. В лесу все деревья и кустарники, которые росли рядом с лесной грушей, вырубались, чтобы дать ей больше света и простора. Оставляли только молодые деревца лесных груш. Так постепенно формировалась роща. Знающий человек делал прививки, принося из дальнего леса веточку от дерева хорошего сорта. Точно так же создавались в лесах ореховые и кизиловые рощи.

МАТЬ-ЗЕМЛЯ

И, конечно, вся эта благодать появлялась благодаря Матери-Земле. Без ее образа не обходился практически ни один ковер. Символ плодородия в виде стилизованного изображения женщины мы видим в «настоящем», в «Царстве живых». Это центральный мотив многих ковров. Символ Матери-Земли — очень древний, он появился во время зарождения земледелия, когда земля ассоциировалась с женщиной, а плодородие почвы — со способностью женщины воспроизводить жизнь. Чтобы получить хороший урожай, надо было задобрить Мать-Землю, это было главной задачей всей ритуальных действий в религиозных обрядах.

БАРАН

По контуру мы видим стилизованное изображение барана. Баран был очень почитаемым животным у ингушей. Его шерсть — главная составляющая хозяйственной жизни женщин в прошлом, из нее делали домотканое сукно, войлочные ковры, бурки, бешметы, постельные принадлежности.

Особенно ценилась тушинская овца. Когда хотели подчеркнуть благосостояние человека, указывали, каким количеством тушинских овец он владеет. Ценилась из-за свойств шерсти: длинная и цепкая, она шла на изготовление прочных войлоков. Волокна шерсти тушинской овцы полые, они вбирают в себя влагу и удерживают ее внутри, так что человеку, завернувшемуся в такой войлок, дождь и холод были не страшны.


Ингушский орнамент: гӀалгӀай гӀаьрчо:ИСХАЛИ: СУКНО
ИСХАЛИ: СУКНО
ИСХАЛИ: СУКНО

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Комментирую. Во-первых, оценка г-ном Захарченко печальных событий вокруг Славянска, как видим,  резко расходится с оценками этих же событий г-ном Стрелковым, во-вторых, декларирована неизбежность освобождения  всей территории Республики. По первому пункту, Александру Влади ...
Тётя Валя, дядя Володя, тётя Таня (и не одна), дядя Дима, тётя Лина, дядя Юра, Рахат Лукумыч — эти и другие имена наверняка знакомы всем. Сегодня — день рождения передачи "Спокойной ...
Для месье, что знают толк в извращениях эстетов - ссылка на ПЕйсбук ; предупредаю, что в комментариях там АдЪ, Жыр и Салоточенiе. ...
#ShowUsYourArtNouveau   Город Ессентуки. Памятник истории и архитектуры. Кирпичный модерн, 1903 г.  В этом доме, бывшей даче «Качельный курган» А. Кирша, в 1909, 1912 и 1917–1918 гг. останавливался и жил великий русский композитор, пианист С.С. Прокофьев (1891–1953). Здесь ...
Осторожно! Под катом МНОГО своеобразной красоты ;) ...